Письменный стол сам по себе лишь часть того, что понимается под рабочим местом. В понятие рабочего места, помимо письменного стола, входят предметы мебели (книжные полки, шкафы для рабочих материалов).
Каким же образом совершенствовать рабочее место для умственного труда? В первую очередь это касается мебели: письменного стола, полок, шкафов. Размеры этой мебели должны соответствовать характеру выполняемой работы: величина поверхности стола — размеру рабочих материалов, емкость полок и ящиков — объему хранящихся книг, дел, каталогов и т. д. Самые несложные приемы помогут увеличить рабочую поверхность стола, более рационально использовать емкости полок и ящиков с целью раздельного хранения материалов (рис.).
Очень важно выяснить, как мебель рабочего места соответствует вашим антропометрическим данным. На это, как правило, мало обращают внимания. Между тем размеры выпускаемой мебели приблизительно соответствуют данным некоего «среднего» человека. Для полноценной работы этого недостаточно. Поэтому стоит
соблюдать приведенные нормативы, чтобы повысить эффективность труда и сохранить здоровье.
Совершенствуется рабочее место и за счет оснащения техническими средствами, различными приспособлениями. Практика показывает, что именно работники умственного труда используют мало средств из технического арсенала, позволяющего повысить эффективность труда. И это происходит совсем не потому, что эти средства не всегда доступны по своей стоимости. Основная причина в непонимании тех преимуществ, которые могут быть получены. Ведь почти не используется в работе и то, что вполне доступно: не так уж часто на письменном столе можно увидеть такие простейшие канцелярские принадлежности, как «дырокол», сшиватель для бумаг, машинка для точки карандашей. Тратится время на расчеты по бумажке, вместо того чтобы использовать микрокалькулятор .Имея фотоаппарат, почти никто не использует его для пересъемки документов.
Как это ни парадоксально, но многие вообще плохо представляют, какие технические средства и приспособления могут быть использованы в личной работе. Вот эти средства и приспособления.
Канцелярские принадлежности: набор шариковых ручек 2—3 цветов на подставке, цанговые и оформительские карандаши, перфоратор («дырокол»), машинка для точки карандашей, сшиватель для бумаг, ложемент для мелких канцелярских принадлежностей, лотки для бумаги, пюпитр.
Принтер, сканнер, копировальный аппарат, фотоаппарат, кардридер, диктофон.
Счетные приспособления: логарифмическая линейка, микрокалькулятор.
Принадлежности для черчения: чертежная доска с плавающей рейсшиной, приспособление для крепления чертежной доски, чертежные инструменты.
Здесь перечислены многие технические средства и приспособления. Конечно, не имеет смысла обзаводиться всеми ими без исключения. Выбор средств и приспособлений производится в соответствии с характером выполняемой работы.
К оснащению рабочего места относится упорядочение его электропитания и коммутация аппаратуры радиокомплекса. Этот вопрос возник сравнительно недавно, так как долгое время единственным потребителем тока на письменном столе была настольная лампа. Теперь же, в дополнение к ней, одновременно могут использоваться еще несколько приборов. Всем знакома картина, когда стол загроможден проводами и для включения одного прибора другой надо отключить от сети, при этом, конечно, теряется время на поиски провода-удлинителя. Одним словом, возникает масса неудобств. Наилучший выход здесь в создании постоянной системы включения всех используемых приборов в сеть независимо один от другого.
Элементом совершенствования рабочего места стала также и коммутация радиокомплекса. Для многих профессий, чаще всего гуманитарных, радиоприемник, аудио- и видеоплеер, диктофон стали приборами, непосредственно связанными с работой. Постоянно возникает необходимость их взаимного использования: запись, перезапись или монтаж материалов и т. д. Но для этого приборы должны подсоединяться один к другому, на что уходит много времени. Процесс значительно ускоряется, если связать все используемые аппараты в единый блок с помощью специального коммутатора, выпускаемого промышленностью.
Когда решены вопросы оснащения рабочего места, следует подумать о его планировке. Человек умственного труда не сидит в позе роденовского мыслителя: он пишет, печатает на клавиатуре, ищет нужные материалы на книжных полках. Все это непрерывная цепь разнообразных движений, простых и сложных, однократных и часто повторяющихся, требующих внимания или выполняемых автоматически. Рациональны они или нет, над этим никто, как правило, не задумывается. Считается, что разговор о рациональности движений не заслуживает внимания, поскольку это не влияет на эффективность работы. На самом деле если проанализировать свои движения, то обнаруживается, что большая часть из них настолько часто повторяется, что даже небольшой выигрыш на каждом вырастает в ощутимую экономию рабочего времени. Для умственного труда продуманная планировка рабочего места имеет, кроме всего прочего, еще и то значение, что она несет с собой высвобождение внимания, обеспечивая известную «автоматичность» определенной части рабочих движений.
Итак, требованиями к планировке рабочего места следует считать: досягаемость всех рабочих материалов и их обозреваемость, а также постоянную готовность к работе всех технических средств и приспособлений. При желании на сравнительно небольшом пространстве можно разместить гораздо больше материалов, чем это может показаться вначале. Для этого нужно только немного смелости, чтобы отказаться от привычного вида своего письменного стола и действительно позаботиться о создании удобств для работы (рис.).
Сделать все рабочие материалы досягаемыми можно также за счет рационального взаимного расположения различных предметов рабочей мебели. Наиболее идеальна такая их компоновка, когда они находятся в непосредственной близости один от другого, образуя как бы единое целое (рис.).
Необходимо взять за правило располагать материалы таким образом, чтобы каждый отдельный предмет был постоянно виден. Для этого используются коробки, лотки, ложементы, футляры, конверты, а в шкафах и на полках съемные или постоянные разделители. Для ускорения поиска все материалы нужно каким-то образом обозначать.
Есть еще одна особенность использования технических средств в процессе умственного труда. Она состоит в том, что ни одно из приспособлений никогда не находится в работе постоянно. Отсюда обычная картина, когда одно за другим что-то «свертывается» и убирается со стола, а другое приспособление достается и подготавливается к работе. Потери времени при этом значительны. Весьма наглядно это видно на примере с копированием документов: одно дело, когда копмровальная установка готова к работе, остается только положить материал для съемки в аппарат и нажать кнопку. На это уйдет 10—15 секунд. И совсем другое дело, когда нужно встать, достать аппарат, установить его и т. д.; в этом случае для копирования потребуются уже не несколько секунд, а несколько минут. Определенные затраты времени связаны с подготовкой практически всех используемых предметов оргтехники. Поэтому очень важно, чтобы все технические средства, которыми оснащено рабочее место, находились в постоянной готовности. Достигается это различными путями. Главные из них — это монтаж (размещение) аппаратуры и приспособлений непосредственно на рабочем месте, устройство поворотных приспособлений, позволяющих приблизить к себе нужный предмет на время работы, коммутация электроприборов и радиокомплекса.
Совершенствование рабочего месте всегда включает в себя создание благоприятных гигиенических условий. Как правило, об этом мало кто думает, когда речь идет об умственном труде. Сложилось убеждение, что отклонения от норм здесь настолько невелики, что они не могут привести к каким-либо неприятным последствиям. Но это — заблуждение. При длительном воздействии неблагоприятные гигиенические условия могут сказаться и на работоспособности и на здоровье.
Подробные рекомендации по вопросам гигиены рабочих (помещений, в том числе ) и для умственного труда, содержатся во многих справочниках и руководствах. Упомянем лишь о нормах освещенности. Выражаются они в условных единицах — люксах и приводятся в большинстве случаев примерно в таком виде: чтение, письмо, печать на принтерах — 400 люксов, черчение — 700, работа с каталогами — 200, поиск материалов на полках —100 люксов. Казалось бы, все ясно и просто: бери и пользуйся. Но оказывается, что эти нормы практически ничего не дают, так как замерить освещенность можно лишь с помощью специальных приборов. Для того, чтобы хотя бы ориентировочно судить об уровне освещенности, нами на основании соответствующих замеров была подготовлена таблица, которая дает представление о зависимости между освещенностью, силой источника света и расстоянием до него.
И, наконец, о тех психологических условиях, которые должны быть созданы на рабочем месте. Из них главнейшим следует считать его изолированность. Степень изолированности — один из весьма существенных элементов оценки рабочего места для умственного труда. Разные люди относятся к этому по-разному: одни вообще не в состоянии работать «на виду», другие утверждают, что для них это совершенно безразлично. Фактически же это сказывается на состоянии и работоспособности любого человека, и тот, кто считает, что безразличен к окружающей его обстановке, просто не подозревает, сколько нервной энергии ему приходится затрачивать для компенсации неблагоприятных условий.
При работе в общей комнате возможно создать ощущение уединенности. Этот психологический эффект достигается самым несложным путем: за счет соответствующей расстановки мебели, обеспечивающей определенную изолированность рабочего места, использования небольших перегородок, ширм или занавесей, позволяющих как-то отгородить стол. |