Это имя сейчас не слишком широко известно, а жаль...
Алексей Александрович Рыбников (1887-1949) - талантливый график, живописец, реставратор. Родился он в Рязанской губернии, в 1909 г. закончил Харьковскую школу рисования и живописи, а через год, переехав в Москву, продолжил обучение у М.Ларионова. В 1918-м состоялась его первая персональная выставка, и одна из картин («Полотёр») была приобретена Третьяковской галереей.
Одним словом, А.Рыбников был замечен и признан художественным сообществом как многообещающий талант. Вскоре А.В.Чаянов, ближайший друг брата Алексея Александровича, предложил ему проиллюстрировать свою повесть «Кукла». Работа удалась, но имела далеко идущие для семьи последствия: жена А.Чаянова, несравненная и неотразимая Елена Васильевна, ушла от него к художнику: пылкая красавица нашла счастье рядом с замкнутым и немногословным человеком, но вместе с тем, как ни парадоксально, весёлым, доброжелательным, остроумным, а самое главное - глубоко порядочным. И осталась с ним на всю жизнь, и родила ему сына.
Многогранность дарований Алексея Рыбникова и увлечённость идеей спасения культурного наследия из пожара революции отодвинули живопись на задний план, хоть он и продолжал рисовать. А.Рыбников горячо берётся за музейное дело в Наркомпросе (1919-1920), создаёт реставрационные мастерские в Третьяковской галерее (1919), являясь затем их бессменным руководителем в течение 30 лет, преподаёт в художественном институте имени В.И.Сурикова, проводит научные исследования и создаёт труды, ставшие классикой жанра: «Фактура классической картины», «Техника масляной живописи» и др.
Неутомимость его пострясающа, верность начатому делу - беспримерна, а многосторонность занятий - просто удивительна. Например, в 1933 году Алексей Александрович участвует в Ленской научной экспедиции. Впечатления от неё вдохновили на новые работы в живописи и графике, которые были представлены на второй персональной выставке художника. О его таланте заговорили вновь.
Кстати, А.Рыбников с удовольствием занимался иллюстрированием литературных произведений. Особое чувство он испытывал к Дон-Кихоту, изображая его каждый раз по-новому. Последний портрет знаменитого идальго, на котором тот выглядит грустным и разочарованным, некоторые исследователи склонны считать автопортретом художника. И, как говорят, это одна из лучших его работ.
Алексей Александрович иллюстрировал произведения А.С.Пушкина («Сказка о попе и работнике его Балде»), Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина. По отзыву известного графика И.Павлова, «в рисунках Алексея Рыбникова есть безукоризненная творческая оригинальность... Его рисунки динамичны и остры, а сатирические характеристики персонажей отличаются социальной значительностью».
Впрочем, эта самая социальная значимость воспроизводилась художником в такой испостаси, которая была ему близка и не имела ничего общего с подгонкой под вкусы политического режима.
Сказать об этом человеке, что он был талантливым реставратором, мало. Да, на редкость талантлив, но ещё и благороден, деликатен, с обладанием тончайшей интуицией и самозабвенной любовью к восстанавливаемым полотнам. Рассказывают, что каждое утро он покидал квартиру со словами: «Пойду к своим пациентам». Среди них, к слову сказать, были и суриковская «Боярыня Морозова», и репинский «Иван Грозный», и «Грюнвальдская битва» Я.Матейки.
Были и неудачи, но нетворческого плана. Например, в 1941 году перед эвакуацией (которую он организовал блестяще, так что не пострадала ни одна «единица хранения») хлопотал за принятие в запасники Третьяковки художественных работ Леонида Пастернака, но директор категорически отказался их принять.
Третья персональная выставка Алексея Рыбникова состоялась через сорок лет после его смерти. На ней были представлены работы из домашнего собрания. И оказалось, что по стилистике, колористике, образности он опередил свое время. И художественное сообщество вновь заговорило об открытии первоклассного художника.
Когда произведения А.Рыбникова (например, «Остров Диксон», «Букет») попадаются в каталогах аукционов, становится отчего-то больно...