Можно ли нарисовать море? Люди часто задают себе подобный вопрос. Те, кто хоть раз видел море, влюбляются в него с первого взгляда… навечно. Море захватывает, поглощает, притягивает… а можно ли его нарисовать?
Существует мнение, что нет. Море нельзя вместить на полотнах, считают такие люди. А как же быть тем, кто без него не может? Например, таким, как выдающийся русский живописец Иван Айвазовский?
Имя Айвазовского сразу вызывает в памяти образы морских стихий, так вдохновенно воспетых им во многих и многих произведениях. Как можно не рисовать море, особенно, когда ты родился подле него, жил и рос? Когда первые впечатления детства связаны с морем? Это все равно, что родиться во МХАТе и не стать актером.
Родился он 29 июля 1817 г. в семье у феодосийского торговца Геворга Гайвазяна (Гайвазовского) и его жены Рипсиме. Мальчика назвали Ованес – по-русски это звучало, как Иван.
Семья Гайвазовских была небогата. Отец будущего художника, владеющий многими языками, помогал горожанам составлять судебные документы и жалобы, и одновременно занимал должность старосты на феодосийском базаре. Мать была искусной вышивальщицей, и её ремесло не раз выручало семью в трудные времена.
Первые опыты художника в искусстве заключались в срисовывании с гравюр и народных картинок различных эпизодов о греческом восстании 1821-1829 гг. против османского владычества. Знакомый отца, городской архитектор Кох, обратил внимание на способного мальчика, и стал его первым учителем. А ещё Ованес умел замечательно играть на скрипке. Между прочим, Айвазовский, как и Альберт Эйнштейн, очень любил свою скрипку, и часто изображал себя либо играющим на ней, либо рисующим.
А вскоре он, ученик приходской школы, своей любовью к рисованию привлек внимание градоначальника Феодосии А.И. Казначеева. А в 1830-1833-х гг. он жил у него в семье в Симферополе. В 1837 г. юноша был зачислен в Академию художеств пенсионером кабинета Его Императорского Величества, и определен в класс пейзажной живописи М. Н. Воробьева.
Море пришло к Айвазовскому в 1838-1840-х гг., когда художник был направлен в Феодосию для профессионального изображения морских пейзажей. И именно море принесло ему огромную славу. В последующие годы художник объездил почти всю Европу. Он посетил Испанию, Португалию, Голландию, Германию.
А в 1840 г., в Венеции, Айвазовский познакомился с писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Выдающихся людей связывали вместе дружеские отношения. А когда в 1841 г. картину Айвазовского «Хаос. Сотворение мира» купил сам римский папа Георгий XVI, наградив её автора золотой медалью, Гоголь написал ему: «Исполать тебе, Ваня! Пришёл ты, маленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос!».
С 1844 г. Айвазовский находился в России. Сразу же по возвращении ему присвоили звание академика, причислив к главному Морскому штабу. Но петербургская жизнь не увлекла его. Море звало обратно, манило к себе. И Айвазовский вернулся в Феодосию. Правда, в Петербурге художник сумел вызвать шумные разговоры. Дело в том, что в 1848 г. он женился на Ю.Я. Гревс, дочери петербургского врача. С молодой женой художник и вернулся в Феодосию. В этом, надо сказать, счастливом, браке родились четверо дочерей. Юлия Яковлевна, казалось, разделяла интересы мужа и даже приняла участие в раскопках, которые проводил Айвазовский в 1853 г. Но все же жена Айвазовского загрустила в провинциальном захолустье, и, прожив с ним одиннадцать лет, уехала в Одессу.
Дальнейшие их отношения были невыносимыми для художника: Юлия всячески препятствовала его общению с дочерьми. Но на склоне лет живописец все-таки нашел свое счастье, женившись на молодой вдове феодосийского коммерсанта, Анне Никитичне Саркизовой, которая была моложе его почти на сорок лет. Но это не помешало женщине стать верной спутницей и хорошим другом живописца. В Феодосии художника чтили как «отца города». Он настоял на строительстве порта в Феодосии и проведении железной дороги, возвел здание историко-археологического музея, основал картинную галерею, решил проблему с питьевой водой.
Персональные выставки, приносившие Айвазовскому немалый доход, следовали одна за другой. Закат его был светел. «Счастье улыбнулось мне», – заметил он как-то о своей жизни, исполненной трудов и успехов. Умер Айвазовский 2 мая 1900 г. у себя дома, в любимой им Феодосии.
До Айвазовского красоту моря пытались воспроизвести такие знаменитые художники, как Клод Лоррен (умер в 1682 г.), Симон де Флиггер (1701-1753 гг.), Уильям Тёрнер (1775-1882 гг.) и другие. Самым знаменитым из них считается англичанин Уильям Тёрнер, которого искусствоведы справедливо сравнивают с Айвазовским.
А одним из первых художников-маринистов голландской школы считался Симон де Флигер. Он писал как шторм, так и спокойное море, отдельные корабли и целые флотилии, морские баталии. Флигер мастерски передаёт отражение солнечного света на морской глади.
Можно ли нарисовать море? Наверное, на этот вопрос не смог бы ответить даже сам Айвазовский. Море каждый раз неповторимо. Художник может отобразить лишь его частицу, одну из граней. Чтобы рисовать море, нужно им жить, им дышать, его чувствовать. А Айвазовский и другие маринисты морем живут. И пусть не все получается, как в жизни, как в природе, но это – их сущность, их стихия. Они не могут без моря, как моряки, не могут без моря, как музыканты без звука. Ибо море… бесконечно.
1. Айвазовский. Великие имена. – 2007. – №4
2. Айвазовский. Художественная галерея. – №78
3. Большой Энциклопедический Словарь. – 1998 г.