29 (17 по новому стилю) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося купца 3-й гильдии Геворга Гайвазяна родился пятый ребёнок, названый Ованесом. Причём здесь великий русский художник Иван Константинович Айвазовский, спросите вы? Все просто: дело в том, что выходец из Польши Геворг Гайвазян писался в гражданских документах Константином Григорьевичем Гайвазовским, а уже в 1841 году Иван (Ованес) Константинович Гайвазовский избавился от «лишней» буквы в фамилии, приведя её в знакомый нам вид. Уже с раннего детства Иван Константинович проявлял большой интерес к искусству. Ещё учась в армянской приходской школе, он самостоятельно освоил скрипку, однако подлинной страстью для него была живопись, которой он посвящал всё свободное время, рисуя пейзажи феодосийского рейда и парусные корабли. За этим занятием юного художника однажды и застал городской архитектор Кох, который вместе с градоначальником Александром Ивановичем Казначеевым обеспечил Ивана всем необходимым для работы. В свою очередь, нечуждый искусству Казначеев после своего назначения губернатором Таврии в 1830 году забрал Айвазовского в Симферополь, где определил его в местную гимназию. После окончания гимназии в 1833 году он отправляется на учёбу в Петербург в Академию художеств, в которой под руководством известного французского мариниста Ф.Таннера постигает искусство пейзажной живописи. Однако уже в 1836 году после написания картины «Этюд облаков над морем» становится понятно, что ученик превзошёл учителя. Завистливый француз, спасая свою репутацию, настраивает против художника самого императора. И только заступничество профессора батальной живописи А.И. Зауерфейда ограждает Айвазовского от многих проблем. Немилость царя вскоре проходит. По приглашению генерала Раевского, который был начальником Кавказской прибрежной линии, Айвазовский принял участие в военной операции у берегов Мингрелии. Во время десанта у Субаши художник познакомился с выдающимися деятелями русского военно-морского флота – Лазаревым, Нахимовым и Корниловым. Вообще, нужно сказать, что Айвазовский был сильно привязан к морскому флоту: его несколько раз прикомандировывали к различным действующим флотам, он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, морских сражений на Черном и Балтийском морях, битву у Гангута, Чесменский, Наваринский, Синопский бои. В 1844 году Айвазовскому присвоено звании «Живописец Главного морского штаба», а в 1846 году во время выставки к десятилетию творческой деятельности художника в Феодосию под командованием Корнилова прибыла эскадра из шести военных кораблей, чтобы приветствовать юбиляра. В 1840 году Айвазовский уезжает в Италию, где вопреки советам учителей начинает писать не с натуры, а по памяти, пользуясь богатым воображением. Именно в этом и кроется разгадка таланта художника, о которой он позже скажет: «Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда! Движения живых стихий не уловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиной целыми месяцами – я не могу». Благодаря своему мастерству, памяти и воображению Айвазовский оставил потомкам около 6000 своих произведений, а не только «Девятый вал», как многие думают! Его картины покупали: Академия художеств, Генеральный штаб, Третьяков для своей галереи, Принц Уэльский и даже папа Григорий XVI купил у Айвазовского картину «Хаос», где проявилось его умение мыслить в широких художественных обобщениях, обращаясь к библейской теме сотворения мира.
Умер художник в Феодосии 19 апреля 1900 года во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля». --- Автор: Максим Храбров |