Картины Владимира Лукича Боровиковского видели все, если не подлинники в музеях, то репродукции в школьных учебниках. Искусствоведы найдут и в них недостатки, но неискушенным зрителям они неизменно нравятся своей лиричностью и тщательной проработкой деталей, изящной манерой письма и особым колоритом. Детство будущего живописца, родившегося в 1757 году, прошло в Миргороде, что привольно раскинулся на берегу Хорола. В Миргороде Боровиковский не только постигал основы иконописи, но и успел послужить в армии, выйдя в отставку поручиком. Наличие офицерского чина впоследствии заметно облегчало ему общение с чопорными петербуржцами.
В Петербурге Боровиковскому покровительствовал один из образованнейших людей того времени - архитектор, поэт и музыкант Николай Александрович Львов. Сам хороший рисовальщик и гравер, Львов оказал заметное влияние на становление молодого живописца, ввел его в круг петербургский деятелей искусства. Благодаря ему Владимир Лукич познакомился с Дмитрием Левицким, бывшим к тому времени признанным портретистом. Боровиковский несомненно пользовался советами Левицкого, а в своих ранних работах даже ему подражал. Но до начала 90-х годов основным направлением творчества Боровиковского была иконопись, благо Львов помогал ему получать выгодные заказы по участию в оформлении новых церквей, которых тогда строилось немало.
В начале девяностых годов Владимир Лукич написал тридцать семь икон для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке, к сожалению, их местонахождение неизвестно. По свидетельству современников, при их исполнении мастер отошел от традиционного иконописного стиля и писал образа в манере, близкой к светской живописи.
Судьба Боровиковского изменилась после знакомства с венским портретистом И.Б. Лампи, приехавшим в Петербург в 1792 году. Учеба у признанного мастера, копирование его работ, освоение технических приемов, характерных для европейской живописи, помогли Владимиру Лукичу быстро завоевать популярность у искушенной в портретной живописи петербургской публики. Стоит отметить, что это было не просто общение мастера и ученика, а искренняя дружба талантливых художников, которая творчески обогащала обоих. Во многом благодаря протекции Лампи, бывшего почетным вольным общником Императорской Академии художеств, Боровиковский в 1794 году получил звание «назначенного» в академики (член-корреспондент по современному) за «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке». Портрет не традиционен и крайне любопытен. Похоже, что именно с этого портрета А.С. Пушкин писал образ «матушки Екатерины» в повести «Капитанская дочка».
А осенью 1795 года, опять же не без помощи Лампи, Владимиру Лукичу было присвоено звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. С этого времени портретная живопись окончательно заняла главное место в его творчестве. Благодаря Боровиковскому мы можем любоваться не только портретами членов императорской фамилии и высших сановников России, но и увидеть многих представителей литературы и искусства. Им написаны прекрасные портреты В.В. Капниста, Н.А. Львова, Г.Р. Державина, с которыми он долгие годы находился в приятельских отношениях. Любопытен портрет Державина, выполненный в парадной манере. Перед нами и поэт, и крупный государственный чиновник. Портретируемый изображен при орденах, в мундире сенатора, но перед ним на столе рукописи стихов, в том числе знаменитой оды «Бог», переведенной на многие европейские языки. Интересно, что Боровиковский одним из первых среди русских художников стал писать простых людей. Всмотритесь в портрет Христиньи, которую художник увидел в имении Львовых. Сколько в ней доброты и обаяния, как грациозно она носит праздничный крестьянский убор.
Но основной успех у публики снискали женские портреты Боровиковского. В 1797 им был написан «Портрет М.И. Лопухиной», ставший одним из известнейших женских образов русского искусства. Мария Ивановна Лопухина - представительница древнего рода Толстых, давшего России много государственных деятелей. Её братом был скандально известный дуэлянт Федор Толстой, прозванный Американцем. На портрете Марии 18 лет; природой ей было отпущено еще всего 6 лет жизни, но гениальная кисть художника сохранила её женственность и красоту, непосредственность и жизнерадостность на века. Боровиковский любил писать молодых дворянок на фоне природы, которая становилась важнейшим элементом портретов, позволяя мастеру создавать неповторимые по обаянию образы.
Художник создавал портреты в период правления трех российских императоров: Екатерины II, Павла I и Александра I. У некоторых представленных на его полотнах сановников очень интересная судьба. В этом отношении любопытен «Портрет князя А.Б. Куракина», написанный в 1802 году. В детстве Александр Куракин воспитывался вместе с великим князем Павлом Петровичем, к которому сохранил на все жизнь теплые отношения. Он получил прекрасное образование в России и за границей, учился в Лейденском университете. Быстро выдвинулся на государственной службе, получив престижную должность обер-прокурора Сената. Но из-за дружеских отношений Куракина с наследником престола императрица относилась к нему предвзято и нашла повод отправить его в отставку.
Когда Павел стал императором, он вернул друга детства ко двору, назначив вице-канцлером и наградив высшими российскими орденами. Но у Павла I, как известно, от любви до негодования всегда был один шаг. И в 1798 году Куракин снова был отправлен в отставку. Затем опять вернулся в столицу и занял прежнюю должность. При Александре I он уже не имел такого веса при дворе, но император ему доверял и поручал выполнять отдельные дипломатические поручения. А вот вдовствующая императрица Мария Федоровна сохранила к Куракину теплые чувства и даже распорядилась установить после его смерти на могиле памятник с надписью: «Другу супруга моего». К старости Боровиковский снова стал тяготеть к религиозной живописи. Им было написано несколько прекрасных портретов деятелей Русской православной церкви. Мастер много работал над оформлением интерьера Казанского собора в Петербурге, выполнив шесть образов для Царских врат и четыре образа для иконостасов. В 1819 году Владимир Лукич вступил в религиозный кружок «Союза братства», для которого написал ряд религиозных композиций и портретов членов кружка. Жизнь прекрасного художника Владимира Лукича Боровиковского оборвалась 4 апреля 1825 года. Похоронили его на Смоленском кладбище. Но живут созданные им портреты, помогая лучше узнать и понять то великое и трагическое время, когда творил мастер. --- Автор: Владимир Рогоза |