Наряду с замечательными творениями скульпторов и архитекторов, увековечившими бессмертные подвиги советских людей, на пьедесталы почета и славы поставлены созданные рабочими, инженерами, учеными тракторы и паровозы, самолеты и корабли, которые сыграли немалую роль в наших победах, стали символами революционной, трудовой и боевой славы.
Флагманом почетной эскадры кораблей-памятников заслуженно стала плывущая в века легендарная «Аврора». В одном строю с ней «Красный вымпел», первым поднявший на Дальнем Востоке советский флаг, ветеран гражданской войны «Волгарь-доброволец» и многие другие корабли.
В собрании автора — фотографии и материалы о кораблях, сохраненных для истории. Ниже короткие биографии и снимки некоторых кораблей, прославившихся в годы Великой Отечественной войны.
С-56
Гвардейская Краснознаменная С-56 — первая из подводных лодок Советского флота, поднятая на пьедестал почета. Героический корабль поставлен на Корабельной набережной Владивостока к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Подводная лодка С-56 была заложена на одном из судостроительных заводов; затем она по секциям была перевезена на Дальний Восток и там собрана. Вступила в строй Тихоокеанского флота вскоре после начала войны. Лодка имела довольно сильное вооружение (6 торпедных аппаратов, 2 орудия).
В октябре 1942 года в составе дивизиона подводных лодок ее направили на Северный флот. Труднейший переход, протяженностью около 17 тысяч миль через два океана и девять морей, занял почти 5 месяцев.
На счету прославленного подводного корабля 8 боевых походов, 4 поврежденных и 10 уничтоженных фашистских боевых кораблей и транспортов. Не раз С-56, подвергаясь преследованию врага, оказывалась в труднейшем положении. Гитлеровцы сбросили на нее свыше 3 тысяч глубинных бомб; 18 раз они объявляли лодку погибшей. Но она встретила день Победы в боевом строю.
Родина по достоинству оценила ратный подвиг экипажа С-56. Свыше 400 наград заслужили ее матросы, старшины и офицеры. Корабль стал гвардейским, Краснознаменным, а его командир капитан 2-го ранга Г. Щедрин (в последствии вице-адмирал в отставке) — Героем Советского Союза.
Сейчас на корабле музей истории отечественного подводного плавания.
«Железняков»
Монитор «Железняков» уже 22 июня 1941 года в составе кораблей Дунайской военной флотилии принял участие в боевых действиях. Потом были прорыв через укрепленные районы противника к главной базе флотилии — Измаилу, участие в обороне Николаева и Очакова, переход в Севастополь и на Дон, где монитор вошел в состав Азовской военной флотилии.
Когда фашисты захватили Темрюк, корабль оказался отрезанным от своих баз. Экипаж во главе с капитан-лейтенантом А. Харченко решил во что бы то ни стало пробиться в Азовское море. Через приток Кубани — Казачий Ерык и Ахтанизовский лиман «Железнякову» удалось пройти в узкую речушку Пересыпь, а затем с неимоверными трудностями прорваться к морю. Фашистское радио не раз сообщало об уничтожении ненавистного им речного броненосца. Но монитор, несмотря на многочисленные повреждения, полученные в боях, благополучно форсировал Керченский пролив и вырвался буквально из лап смерти. После основательного ремонта в Поти «Железняков» возвращается на Дунай, где участвует в освободительных боях.
Сорок тысяч километров прошел огненными дорогами войны по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, Черному и Азовскому морям неуловимый монитор. На боевом счету его экипажа — 13 уничтоженных артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов; его зенитчики сбили 4 фашистских самолета.
После войны коллектив завода «Ленинская кузница» в Киеве (где был построен этот монитор) восстановил корабль, и в 1967 году он был установлен на постаменте у въезда на заводскую верфь на Рыбальском острове как памятник героизму советских моряков и доблестному труду судостроителей.
ТКА-52
На берегу Карантинной бухты Севастополя, рядом с могилой героев-моряков высится торпедный катер ТКА-52. Строительство катеров этого типа началось еще в 1928 году. Это были самые маленькие (длина 20 м) и самые быстроходные корабли в мире (они развивали скорость свыше 95 километров в час), имевшие большую (по тому времени) ударную силу.
ТКА-52 — корабль-ветеран Великой Отечественной войны. Одним из командиров катера был старший лейтенант А. Кудерский, удостоенный звания Героя Советского Союза. Катер (в составе 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота) участвовал в Новороссийской десантной операции, Керченско-Эльтигенской десантной операции, действовал против вражеских конвоев под Севастополем, участвовал в освобождении Одессы.
Ветеран Балтики
На рубке этого балтийского торпедного катера три звезды — свидетельство того, что он потопил три вражеских корабля. Этот катер выходил в дозор из военно-морской базы Ханко, вел бои при обороне Моонзундского архипелага, ставил мины у входа в Бьёркзунд и в Нарвском заливе, высаживал десант в Выборгском заливе, участвовал в заключительных боях на Балтике.
Особенно прославился экипаж торпедного катера в 1941 году в знаменитом, вошедшем теперь в учебники по военно-морскому искусству бою у бухты Лыу острова Эзель (Сааремаа). Рано утром отряд фашистских кораблей открыл губительный огонь по позициям наших войск, оборонявших полуостров Сырве. Группе из четырех торпедных катеров под общим командованием старшего лейтенанта В. Гуманенко приказали нанести по врагу торпедный удар. Умело и отважно действовал в этом бою командир катера Б. Ущев. Он выпустил с короткой дистанции одну торпеду по вспомогательному крейсеру, другую — по миноносцу.
Памятен и еще один бой, когда отряд, которым командовал гвардии капитан-лейтенант Ущев, отправил на дно фашистский миноносец. Это было 20 июня 1944 года во время прикрытия десанта на остров Нерва в Выборгском заливе.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Б. Ущев удостоен звания Героя Советского Союза.
После окончания войны катер стал кораблем-целью и обеспечивал боевую учебу. Ныне этот корабль-ветеран как памятник боевой славы катерников стоит в одном из балтийских гарнизонов.
Катерникам-черноморцам
В феврале 1943 года, когда на Мысхако высаживался десант, в его поддержке участвовали торпедные катера, которые срывали попытки гитлеровцев нанести по занятому плацдарму — Малой земле — удары с моря, обеспечивали доставку сюда пополнения, боеприпасов, эвакуацию раненых. Только для несения дозоров у Мысхако торпедные катера совершили 645 выходов в море.
Особенно отличились моряки-катерники в боях за освобождение Новороссийска в сентябре 1943 года. Здесь действовали четыре группы торпедных катеров под общим командованием капитана 2-го ранга В. Проценко. В жестоких боях личный состав торпедных катеров проявлял исключительную отвагу и находчивость, решительность и высокое воинское мастерство. Многие катерники получили правительственные награды, а капитан-лейтенант А. Африканов, командир отряда торпедных катеров, удостоился звания Героя Советского Союза.
В дни празднования 25-й годовщины освобождения города-героя Новороссийска на набережной Цемесской бухты возле Дома культуры моряков в честь катерников-черноморцев был открыт памятник: на высоком постаменте, напоминающем своими очертаниями крутую, стремительную волну, стоит торпедный катер.
ТКА-12
Этот маленький деревянный торпедный катер прибыл на Северный флот в августе 1941 года и находился в боевом строю до самого конца войны. Он совершил 80 боевых походов, отправил на дно Баренцева моря не один фашистский корабль. Высаживал диверсионно-разведывательные группы, ставил минные заграждения.
11 сентября 1941 года ТКА-12 под командованием лейтенанта А. Шебалина (впоследствии дважды Героя Советского Союза) вместе с другим катером, которым командовал Г. Светлов, атаковали вражеский конвой. Точными торпедными ударами они потопили транспорт и миноносец, открыв боевой счет катерников-североморцев. 5 октября противник не досчитался еще одного транспорта. А в ночь на 7 ноября экипаж катера ТКА-12 потопил судно, на борту которого находились 2 тысячи тирольских егерей, направлявшихся для пополнения частей.
Много боевых выходов совершил этот торпедный катер и под командованием Г. Паламарчука (впоследствии Героя Советского Союза). Особенно трудной была встреча с врагом 23 декабря 1943 года у мыса Стуршер. ТКА-12 в составе группы участвовал в перехвате большого конвоя. Паламарчук первым прорвал огневую завесу врага. Вышел в атаку на миноносец и снайперским ударом потопил его.
ТКА-12 стоит на бетонном основании у мурманского Дома офицеров флота.
«Гаситель»
В канун 60-летия Великого Октября в Волгограде на пьедестал поставили пожарный пароход «Гаситель», построенный в Сормове в 1903 году. Его экипаж участвовал в Октябрьской революции, в боях с белогвардейцами. В годы пятилеток охранял от огня народное добро — караваны с грузами. И в Великую Отечественную войну пароход продолжал нести вахту. Особенно трудные испытания выпали на его долю в 1942 году. Весь израненный, «Гаситель» спасал караваны с горючим, боеприпасами, продовольствием. Бессменно на его мостике находился ветеран волжского флота П. Воробьев. Позже на груди заслуженного капитана рядом с орденом «Знак Почета» появится и боевая награда — орден Красного Знамени.
В разгар боев у волжской твердыни фашистские стервятники буквально изрешетили пароход: в корпусе судна было свыше 3500 пробоин. Оставшиеся в живых во главе с капитаном делали все, чтобы спасти судно, но это не удалось. Правда, вскоре пароход подняли со дна Волги. И «Гаситель» еще долго нес свою службу. Уже после войны пароход, стоявший без команды, постепенно набрал в корпус воды и затонул. Через несколько лет его подняли и решили восстановить в прежнем виде как реликвию.
На открытии памятника — символа боевой доблести речников Волги присутствовал и 92-летний капитан «Гасителя» П. Воробьев.
БКА-92
Построенный на одном из волжских заводов в 1942 году катер этот участвовал в Сталинградской битве, потом его перебросили по железной дороге на Десну; с началом навигации 1944 года перешел на Днепр, Припять, где шли бои за освобождение Белоруссии.
14 июля 1944 года части 61-й армии 1-го Белорусского фронта во взаимодействии с кораблями Днепровской военной флотилии в ходе наступательной операции под кодовым названием «Багратион» освободили Пинск. Особо отличились здесь бронекатера 2-го гвардейского Бобруйского дивизиона и среди них БКА-92.
12 июля он шел головным кораблем при высадке второго эшелона десантников. Попал под ливень артиллерийского и минометного огня противника. До берега оставались считанные метры, когда на корме разорвалась вражеская мина. Затем снаряд поразил рубку. Взрывной волной сбросило за борт командира БКА-92 лейтенанта И. Чернозубова. Убило несколько десантников, инструктора политотдела лейтенанта И. Прокофьева, механика отряда старшего техника-лейтенанта П. Ольховского и его сына Олега, который тринадцатилетним парнишкой пришел на флотилию и успел показать себя отважным бойцом (за мужество, проявленное в боях при освобождении Бобруйска, его наградили орденом Отечественной войны). Смертельно был ранен парторг отряда командир артустановки Набиюлла Насыров. Пали смертью храбрых находившиеся в снарядном отделении Герой Советского Союза матрос А. Куликов (это звание он получил за форсирование Днепра) и еще несколько человек. Израненный, искореженный бронекатер не вышел из боя и выполнил задачу.
Ныне катер БКА-92 возвышается на берегу Пины, рядом с тем местом, где высаживал десант в июле 1944 года.
«Ейский патриот»
В годы Великой Отечественной войны жители небольшого приазовского города Ейска собрали в фонд обороны свыше 1 млн. рублей. Значительную часть этих средств они направили на постройку бронекатера «Ейский патриот» (БКА-162). Он вошел в состав Краснознаменной Дунайской флотилии в конце 1944 года и воевал на восточноевропейских реках. В феврале — марте 1945 года, во время боев за Будапешт, катер прикрывал огнем переправу советских войск у Байи. В апреле вместе с другими кораблями флотилии БКА-162 участвовал в освобождении главного города Словакии Братиславы, а потом помогал освобождать город Вену.
И после того, как над рейхстагом взвился флаг Победы, бронекатер продолжал воевать, на этот раз с минной опасностью: тралил дунайский фарватер на участке Вена — Комарно.
Долгий путь корабля закончился в Рязани, где он верно служил юным морякам областного Военно-морского клуба ДОСААФ.
Ейчане решили сделать катер памятником. В канун 30-летия Победы над фашизмом его установили на пьедестал. Бывший командир катера капитан 1-го ранга Б. Балев стал почетным гражданином города Ейска.
Автор капитан 1-го ранга В. Реданский
Фото в заголовке © Oleg V. Dimitrov |