...Мягко погасли купола парашютов. Не успела еще осесть пыль, как десантники подбежали к своей БМД-1 — боевой машине десантной. Ловко проскользнули через люки внутрь. И тотчас машина помчалась по полю. Вот она приблизилась к берегу озера, вошла в воду и, вспенив за кормой белые буруны, вплавь двинулась к зарослям камыша на противоположном берегу...
Кто так уверенно управляет десантной машиной? Давайте поближе познакомимся с экипажем. Первым, конечно, назовем командира машины. Второй — заместитель командира, он же наводчик-оператор. Остальные члены экипажа: механик-водитель, старший стрелок, пулеметчик, гранатометчик, помощник гранатометчика. Всего семь человек.
Где они размещаются? Командир, механик-водитель и пулеметчик находятся в отделении управления, которое занимает всю носовую часть бронированного корпуса. В среднем отделении размещаются другие члены экипажа во главе с наводчиком-оператором. Коль мы коснулись общей компоновки машины, сразу назовем и третье отделение — силовое. Оно необитаемое, расположено в кормовой части корпуса и отделено от среднего отделения герметичной перегородкой.
Если мы обратимся к специалистам, то они дадут такое определение: «Машина БМД-1 боевая, бронированная, гусеничная, плавающая, десантируемая с самолета». Рассмотрим эти главные качества.
Начнем с важнейшего, которое по праву поставлено на первое место: «Машина БМД-1 — боевая». Уровень огневой мощи БМД-1 высок. Здесь имеются: орудие, комплекс ПТУРС, четыре (!) пулемета (из которых три — танковые), ручной противотанковый гранатомет, пять автоматов, двадцать гранат. Заметим, что автоматы АКМС, ручной пулемет РПКС, гранатомет РПГ-7Д и ручные гранаты Ф-1 являются личным оружием экипажа.
Орудие — калибр 73 мм, гладкоствольное, полуавтоматическое. Предназначено для уничтожения живой силы и огневых средств противника. Может быть использовано также для борьбы с танками и другими бронированными целями. Орудие имеет дальность прямого выстрела около 800 м. Наибольшая прицельная дальность составляет 1300 м. Оно обладает достаточно высокой скорострельностью — до 6— 7 выстрелов в минуту. Объяснение тому простое: зарядка орудия хотя и ручная, но сочетается с механизированной боеукладкой. Что это такое? Если читатели видели работу обычного грузового конвейера, то станут понятными предназначение и действие этого механизма. Артиллерийские выстрелы один за другим подаются непосредственно к рабочему месту наводчика-оператора. Бери и заряжай.
С этим орудием спарен пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый) калибра 7,62 мм. Его наибольшая прицельная дальность — 1300 м. Боевая скорострельность — 250 выстрелов в минуту, питание патронами ленточное. Обратим внимание на одну важную особенность. Здесь применена специальная укладка пулеметных лент, что позволяет вести стрельбу из пулемета без перезаряжания до полного израсходования всего боекомплекта в 200 патронов.
Взгляните на рисунок. Рядом с орудием находится малогабаритная оперенная ракета. Это и есть комплекс ПТУРС — противотанкового управляемого реактивного снаряда (ракеты). Его назначение — борьба с бронированными целями. Для боевой десантной машины, действующей в тылу противника, он имеет первостепенное значение. В любой, самой сложной обстановке десантники могут вступить в единоборство с танком, самоходной артиллерийской установкой, бронетранспортером. Было бы только умение, а ракета-малютка не подведет.
Наводчик-оператор может поражать цели на дальностях от 1000 до 3000 м. В исключительных случаях, диктуемых боевой обстановкой, допускается стрельба на дальность 500—1000 м.
Назначение курсовых пулеметов — их два — стрельба по наземным целям, главным образом по живой силе, открытым огневым точкам и легкобронированным целям. Пулеметы тоже марки ПКТ и тоже калибра 7,62 мм. Так что у всех трех пулеметов практически одинаковые тактико-технические характеристики. Но есть и отличие. У курсовых пулеметов наибольшая прицельная дальность (она достигается с помощью специального прицела) — до 800—1000 м. Число патронов в ленте — 250.
Огневая мощь машины может быть дополнительно увеличена. За счет чего? Стрельбой экипажа из автоматов и ручного пулемета непосредственно из машины. Для этого оборудованы три амбразуры с шаровыми установками и смотровыми приборами: по одной на бортах машины в средней части корпуса, а третья — в крышке кормового люка. Бортовые установки могут закрываться и открываться вручную броневыми заслонками, а кормовая — пробкой.
Теперь немного воображения, и можно представить себе в действии всю огневую мощь десантной машины, когда она обрушивает на противника шквал огня. В минуту БМД-1 может выпустить прицельно до 7 снарядов и более 1000 пуль. Вокруг десантной машины тогда создается зона сплошного огня.
В сущности, это «огневой еж».
О маневренности БМД-1 разговор особый. Рассмотрим последовательно все три составляющие этой комплексной характеристики — проходимость, подвижность и поворотливость.
Проходимость. Машина — гусеничная. Отсюда — многие положительные качества.
Начнем с того, что при массе 6,7 т машина оказывает весьма незначительное давление на грунт; его среднее значение имеет величину порядка 0,5 кгс/см2, что соответствует давлению на грунт взрослого человека. Вывод: где пройдет солдат, там пройдет и десантная боевая машина.
К тому же и клиренс — расстояние от нижней точки машины до земли — сделан регулируемый. Он влияет на проходимость машины при ее движении по бездорожью, в том числе по заболоченным местам, сугробам, пням, по дорогам с глубокими колеями... Механик-водитель, не выходя из отделения управления, может изменить клиренс от 100 до 450 мм. Для этого достаточно на центральном щитке перевести рычажок переключателя из положения «опускание» в положение «подъем».
Таким же путем можно изменить степень натяжения гусениц. Что это дает? Улучшается амортизация БМД-1 и ее проходимость, уменьшается сопротивление машины при движении на плаву.
БМД-1 способна двигаться вплавь вперед со скоростью 10 км/ч, назад — 1,5 км/ч. При этом запас хода составляет около 100 км. Откуда такие возможности? Все дело в том, что в десантной машине конструкторы применили водометные движители. До сих пор мы имели понятие о гусеничном движителе, а теперь столкнулись с водометным. Значит, метает воду? В буквальном смысле слова да.
Вспомним, как движется, например, под водой кальмар? Он вбирает в себя воду и с силой выбрасывает ее через мускульную воронку наружу. Порция воды выбрасывается в одну сторону — кальмар движется в противоположную. Чем не подводный реактивный двигатель?
Подобный реактивный аппарат использован и в конструкции машины. Водяной насос закачивает воду, и она через водопроточные трубы выбрасывается наружу; создается реактивная сила, которая движет БМД-1 вперед. На машине установлены два водометных движителя — вдоль каждого борта корпуса.
Еще более подвижна машина на суше. По сухой грунтовой дороге БМД-1 может двигаться со скоростью 35 км/ч, а по шоссе развивает около 60 км/ч. Запас хода — 500 км.
Боевая десантная машина хорошо приспособлена для действия в лесу, населенных пунктах; радиус ее разворота меньше 3 м, то есть машина может развернуться практически на месте. Такие качества являются весьма ценными в бою, когда надо сделать рывок в сторону, резко сманеврировать...
Обеспечена БМД-1 и совершенными приборами наблюдения и прицеливания. Благодаря им не имеет значения, в каких условиях ведется стрельба — днем или ночью.
Имеется у десантников радиостанция Р-123. Она компактна, надежна, хорошо противостоит вибрациям и тряскам. С ее помощью экипаж устанавливает связь в микротелефонном режиме на дальность до 20 км. А внутри машины члены экипажа переговариваются между собой по ТПУ — танковому переговорному устройству.
И последнее. Корпус БМД-1 имеет хорошую герметизацию. Надежно работает система коллективной защиты экипажа от воздействия радиоактивной пыли и отравляющих веществ, ему обеспечиваются комфортные условия обитаемости. На машине установлены также автоматическая система противопожарного оборудования, система дымопуска, водооткачивающие средства. Все это заметно повышает живучесть боевой десантной машины и ее защищенность.
Автор В. Князьков, полковник-инженер |