Как известно, легкие мопеды типа «Рига-11» и «Рига-13» имеют амортизаторы только в передней вилке, заднее же колесо у них установлено жестко. Поэтому грунтовые дороги, оказывают на эти машины в буквальном смысле разрушительное действие — подчас трескаются обода колес, лопаются сварные швы рамы, отворачиваются даже накрепко законтренные гайки... Ну а какова езда — сами догадайтесь!
Предлагаем вам оснастить свой мопед качающейся маятниковой вилкой. Сделать это не слишком сложно, однако без сварочных работ не обойтись. Прежде всего ножовкой по металлу отрежьте все элементы задней части рамы и тщательно зачистите места распилов напильником, а затем и шкуркой. «Маятник» вилки изготавливают из штатной вилки мопеда. Ее обрезают, как показано на рисунке, приваривают к ней две стальные щеки толщиной 3 мм и распорную втулку из трубы диаметром 20 мм. Помимо этого, в задней части вилки прикрепляются сваркой два болта с резьбой М10, которые будут выполнять функцию цапф крепления амортизаторов.
Втулка маятниковой вилки представляет собой отрезок стальной трубы диаметром 22 мм и толщиной стенки 2 мм, в которую запрессованы две текстолитовые втулки. Втулка приваривается к вертикальной стойке рамы мопеда, причем место сварки выбирается таким образом, чтобы линия, проведенная от оси ведущей звездочки над двигателем к оси заднего колеса, проходила через ось качания маятниковой вилки. Для повышения прочности сварного соединения вертикальная стойка рамы в месте стыка со втулкой пропиливается по ее радиусу на глубину в четверть диаметра трубы. Приваривать втулку маятника нужно как можно тщательнее, например, вставив во втулку ровный стальной пруток подходящего диаметра и зафиксировав его концы мягкой проволокой.
Прихватив втулку сваркой, установите на мопед маятниковую вилку и колесо и проверьте взаимное расположение колес. Если заднее колесо перекошено, то исправьте положение втулки относительно рамы с помощью молотка или стального рычага. Если все в порядке — можно окончательно фиксировать втулку на раме.
Подседельный кронштейн можно вырезать из демонтированных после установки амортизаторов элементов рамы — старой вилки или же обрамления багажника. Учтите, что подседельный кронштейн устанавливается с дополнительными усиливающими элементами — косынками из листовой стали толщиной около 1,5 мм. По бокам кронштейна также привариваются цапфы под амортизаторы подвески — болты с резьбой М10. Положение их на раме определяется так: через ось цапфы на маятнике восстанавливается вертикальная прямая вверх — точка ее пересечения с осью подседельного кронштейна и будет осью верхней цапфы.
Для модернизированного мопеда придется сделать новое седло-подушку. Его основанием служит полоса из 10—12 мм фанеры, на которой клеем «Момент» или «88Н» закрепляется толстый поролон. Если листа подходящей толщины найти не удастся, советуем приобрести 10—15 поролоновых губок — после склейки из них получится вполне приемлемая основа подушки. Чехол для сиденья — из искусственной кожи. Выкройку советуем предварительно вырезать из плотной бумаги, тщательно подогнать ее форму к подушке, и только затем вырезать заготовку из кожи. Шить чехол лучше всего, вывернув заготовки наизнанку. По периметру подушки проложите отделочный шов. Если чехол вполне соответствует подушке, прикрепите его к фанерному основанию небольшими гвоздиками и клеем «Момент».
На подседельном кронштейне седло фиксируется с помощью двух дюралюминиевых уголков и фигурного хомута, затягиваемого гайкой.
Советуем вам также установить на ваш мопед задний фонарь от тяжелого мопеда любой марки или мотоцикла, закрепив его на уголковом кронштейне, привинченном к задней части седла.
И последнее. У «Риги-13» топливный бак приблизительно такой же, как и на нашем рисунке внизу, где показан модернизированный мопед, поэтому переделывать его не надо. Ну а тем, кто будет модернизировать «Ригу-11», придется установить на машину другой бак взамен того, что располагался под задним багажником,— в принципе, здесь подойдет бак от любого другого мопеда, нужно будет лишь приварить к раме соответствующие крепежные узлы.
Модернизация мопеда «Рига-11» (вверху — исходный вариант мопеда): 1 — усиливающая косынка (листовая сталь толщиной 1,5 мм), 2 — втупка маятниковой випки, 3 — маятниковая вилка, 4 — цапфы крепления амортизаторов (болты с резьбой М10, длиной 25 мм), 5 — амортизатор (от любого «тяжелого» мопеда — «Верховина», «Карпаты» или «Рига»), 6 — подседельный кронштейн, 7 — цапфы крепления амортизаторов (бопты с резьбой М10 длиной 25 мм), 8 — седло-подушка, 9 — топливный бак (от любого мопеда).
Узеп 3 — маятниковая вилка: А — щека (стальная полоса толщиной 3 мм и шириной 30 мм). Б — распорная втулка (стальная труба диаметром 20 мм), В — перо вилки (деталь рамы мопеда).
Узеп 2 — втупка: А — труба (сталь), Б — втулка (текстолит, капрон, латунь).
Узеп 8 — седло-подушка: А — фигурный хомут (стальная полоса сечением 3х30 мм), Б — бопт с резьбой М8 и три гайки, В — трубы подседельного кронштейна, Г — чехол (искусственная кожа), Д — уголок фиксации седпа (дюралюминий 30х30х2 мм), Е — кронштейн фонаря (листовая сталь толщиной 1,5 мм), Ж — фонарь (от мотоцикла или мопеда).
Рисунки автора |