Размеры рамы заднего колеса — 320х445 мм. Ее большие стороны образуют основание двух треугольников, выполненных из уголков длиной 325 и 222 мм. Вершины треугольников и их передние стороны соединены двумя параллельными поперечинами 3, расположенными на расстоянии 165 мм друг от друга. Нижняя из этих поперечин, в свою очередь, соединяется уголком 2 длиной 242 мм с задней траверсой 6.
Переднюю вилку 12 сделайте из куска листового железа толщиной 5—6 мм и шириной 50 мм. Длина заготовки зависит от размеров колеса, которое будет вами выбрано, то есть от его диаметра и толщины покрышки. При этом учтите, что зазор между боковыми сторонами вилки и колесом должен быть равен 15—20 мм.
Ровно посередине верхней стороны вилки просверлите отверстие диаметром 20 мм, вставьте туда металлическую трубку 10 длиной 615 мм. Это рулевая стойка. Трубка эта должна выступать на несколько миллиметров с внутренней стороны вилки, это позволит надежно соединить их сварным швом.
Поскольку наружный диаметр стойки и внутренний диаметр втулки равны, их нужно слегка обработать наждачной бумагой. Это обеспечит вращение рулевой стойки с небольшим трением и минимальным люфтом. Руль представляет собой металлическую трубу диаметром 20 мм, которая изгибается по желаемой форме и приваривается к торцу рулевой стойки.
Монтаж заднего колеса и мотора. Поскольку компоновка привода ведущего колеса во многом определяется типом двигателя (объем не более 49 см3) и конструкцией самих колес, которые вам удастся подобрать, мы ограничимся лишь общими, наиболее важными замечаниями. Их необходимо будет учесть при монтаже моторной части.
Заднее, ведущее колесо приводится в движение с помощью цепи, соединяющей ведущую шестерню на валу двигателя с ведомой шестерней на оси заднего колеса. Такая передача требует размещения зубчатых шестеренок строго в одной плоскости. Можно использовать велосипедные шестерни, при этом меньшая из них устанавливается на валу двигателя. Ось колеса крепится в двух опорных кронштейнах 22, изготовленных из мягкой стальной пластины толщиной 10 мм. Помимо отверстия для оси, в кронштейнах просверливаются еще два, диаметром 6 мм, для крепежных болтов.
Гибкий трос привода дроссельной заслонки карбюратора с помощью хомутов из тонкого листового железа или жести крепится к лонжеронам рамы, рулевой стойке и ручке газа, укрепленной на правой стороне руля. Точно так же, только слева, закрепляется трос сцепления. Двигатель запускается с помощью пускового шнура, намотанного на шкив, который укреплен на выходном валу. Доступ к пусковому шнуру и ко всему моторному отсеку обеспечивается съемным сиденьем. Тормозная система может быть клинового типа, как у гоночных велосипедов, либо с тормозным барабаном от мопеда, монтируемым как одно целое со втулкой заднего копеса. В обоих случаях гибкий тормозной трос крепится к педали, установленной на подножке мотороллера.
Изготовление деревянной обшивки. В первую очередь на металлическом каркасе мотороллера установите подножку. Она делается из десятимиллиметровой фанеры или доски чуть большей толщины. В переднем торце подножки вырежьте паз для рулевой стойки. Обшивка моторного отсека включает в себя две боковины 13, выдолбленные из широких еловых досок толщиной 30 мм, либо собранных в шип 14. Размеры этих боковин должны обеспечивать свободный доступ к узлам двигателя, их конфигурация указана на рисунке. Выпиливать боковины по нанесенному контуру нужно после предварительного соединения заготовок в шип. В противном случае трудно обеспечить стыковку отдельных заготовок. После окончательной подготовки места стыковки промажьте столярным либо казеиновым клеем. Шипы фиксируются деревянными нагелями 15.
Готовые боковины соединяются между собой семью поперечными сосновыми рейками 17 сечением 25х50 мм, после чего деревянный каркас моторного отсека обшивается фанерой: боковые стороны — 3-миллиметровой, а торцевые — 6-миллиметровой. Каркас крепится к раме болтами. В передней части торцевой обшивки на уровне расположения цилиндра двигателя вырежьте окно 20 размером 75x100 мм для доступа к мотору воздушного потока.
Сиденье 18 делается из пористой резины (или поролона) толщиной 5—10 см, прикрепленной к фанерной площадке 19, которая устанавливается между двумя верхними поперечинами каркаса. Чехол на сиденье выкраивается из искусственной кожи либо дерматина.
Лонжероны рамы и рулевая стойка обшиваются фанерой толщиной 3 мм, которую для придания гибкости рекомендуется ненадолго поместить в кипящую воду. Обшивка привинчивается шурупами к деревянным рейкам, укрепленным на рулевой стойке и лонжеронах. Руль закрывается декоративной накладной 21, изготовленной, как и крыло переднего колеса, из тонкого листового железа.
После того как сборка основных узлов будет закончена, нужно подготовить мотороллер к окраске. Для этого рашпилем и наждачной бумагой зачистите все неровности каркаса и обшивки и прошпаклюйте стыковочные швы. Красить нужно в три слоя: первый — грунтовочный, последующие — отделочные.
Готовый мотороллер при желании можно оснастить фарой и задним красным фонарем, питание которых осуществляется от небольшого аккумулятора 16, установленного в задней части моторного отсека.
|