На выставке «Творчество юных-76» в Алма-Ате большим успехом пользовались аэросани, созданные в Пермской области. Высокие эксплуатационные качества и простота конструкции позволяют рекомендовать ее нашим читателям.
Корпус аэросаней — реданный, по типу глиссера с двумя подвижными рулями, являющимися продолжением бортов лодки. Каркас корпуса, за исключением носа, деревянный, с фанерной обшивкой. Поверх обшивки корпус обтянут стеклотканью и загрунтован эпоксидной смолой. Он имеет семь шпангоутов, собранных из сосновых реек толщиной 35—40 мм с вырезами под стрингеры. При сборке шпангоутов и креплении к ним стрингеров все соединяемые узлы промазываются эпоксидной смолой и стягиваются шурупами. Стрингеры, формирующие дно лодки, принимают на себя большие ударные нагрузки, особенно при движении по заснеженной местности. Поэтому их желательно сделать из дубовых досок сечением 30х80 мм. Для боковых и носовых стрингеров подойдут сосновые рейки сечением 50х15 мм. Носовой каркас можно сделать из дюралевых или железных полос шириной 50 мм и толщиной 3 мм. Нижние ребра корпуса, чтобы они преждевременно не стирались, следует защищать.
За сиденьем в корпусе находится моторный отсек, в котором располагаются двигатель и бензобак. В этой конструкции установили двигатель «Ирбит» мощностью 28 л. с. Однако можно использовать и менее мощные, двигатели, в частности, пусковой двигатель от трактора ПД-10. Надо только заменить на нем цилиндр водяного охлаждения цилиндром воздушного охлаждения от мотоцикле ИЖ-49 или ИЖ-56. Двигатель устанавливается на раме, сваренной из стальных труб диаметром 20 мм. Он крепится к раме через резиновые амортизаторы при помощи стальных петель. Рама опирается на донные стрингеры через резиновые прокладки и стягивается болтами.
Внимательно разобравшись в рисунке, вы можете сами сделать раскрой корпуса амфибии
Ходовые качества аэросаней во многом определяются качеством изготовления винта. На предлагаемой модели установлен двухлопастной щелевой винт, выклеенный из качественной сухой березы и обтянутый сверху стеклотканью на эпоксидной смоле. Такой винт обладает повышенной тягой при относительно малых размерах. Однако изготовить его смогут лишь те, у кого есть большой опыт подобного рода работ. Поэтому мы предлагаем вам более простой, обладающий хорошей тягой плоско-выпуклый винт клееной конструкции. Диаметр винта — 840 мм, ширина лопасти — 120 мм. Для изготовления винта подберите ровные, хорошо высушенные доски из твердых-пород древесины: Дуба, березы или клена. Доски скрепляют казеиновым клеем и зажимают в тисках. Разметьте полученную болванку винта по шаблону и только тогда приступайте к ее обработке. Выструганный винт обработайте рашпилем и наждачной бумагой до получения гладкой поверхности, пропитайте горячей олифой и покрасьте.
Так мастерят винт-пропеллер
Рабочую кромку лопасти нужно оковать тонкой жестью толщиной 0,5 мм. Это предохранит винт от сильного износа под влиянием снежной пыли. Готовый винт необходимо тщательно сбалансировать. При этом весовая несимметричность должна быть не более 5 г на метр. Винт насаживается на стальной вал и закрепляется контрящей гайкой. Запускается двигатель от руки, легким толчком за лопасть винта.
По мнению авторов конструкции, летом на воде лучше использовать подвесной мотор. С этой целью на крайнем заднем шпангоуте по всему его контуру укрепляется стальной уголок 30х30 мм, к которому на болтах крепится транцевая доска для мотора. Чтобы обеспечить герметичность, между уголком и транцевой доской следует установить резиновую прокладку.
Рули поворота подвешены на шарнирных петлях к стойкам крайнего заднего шпангоута и снабжены металлическими полозьями-коньками. Привод рулей осуществляется при помощи тросов и труб с вальчатыми наконечниками. Если вы повернете «баранку» на себя, рули должны сойтись вместе, благодаря чему происходит торможение саней.
Если вы решите использовать аэросани как катер, не забудьте о габаритных сигнальных огнях.
Материал подготовил А. Катушенко |