Что думаете по поводу заняться изготовлением снаряжения для летних походов и путешествий? Тем, кто собирается провести отдых близ воды, мы предлагаем построить парусный катамаран, в котором простота н надежность плота сочетаются с быстротой и маневренностью парусной яхты.
Наиболее ответственной частью катамарана являются поплавки, изготовление которых требует особой аккуратности и тщательности в отделке. Каждый поплавок имеет по три продольных деревянных стрингера длиной по 2,4 м каждый (два верхних сечением З0х30 мм и один нижний сечением 30х40 мм) и четыре переборки из 10-мм фанеры (размеры их показаны на рисунке).
Связанные между собой, стрингеры и переборки образуют каркас поплавка, который обшивается 3-миллиметровой фанерой и оклеивается двумя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле. Если вам удастся раздобыть пенопласт (например, из-под упаковочных коробок телевизоров), то заполните им внутреннее пространство каркаса перед обшивкой его фанерой. Это обеспечит вашему катамарану непотопляемость.
Палуба катамарана выполняется из деревянных реек толщиной 10—15 мм, прикрепленных шурупами к двум поперечинам. Последние, в свою очередь, соединяются на болтах с центральными переборками поплавков. Для поперечин заготовьте четыре ровные доски размером 200х170х20 мм. Концы досок отпилите под углом 45° и просверлите в них по три отверстия диаметром 6 мм под соединительные болты. Чтобы не повредить поплавки, палубу собирайте до установки и крепления поперечин к поплавкам. Для этого вырежьте из 10-мм фанеры четыре прокладки по размерам центральных переборок. Укрепив их между поперечинами, можете смело настилать палубу. А после этого прокладки удаляются и готовая палуба устанавливается на поплавки.
В центре палубы над передней поперечиной расположено мачтовое гнездо (степс) толщиной 40 мм, выполненное из твердых пород дерева. Центральные рейки платформы принимают нагрузки от мачтовой оснастки и рулевого управления, поэтому для них лучше подобрать буковые или дубовые доски толщиной 25 мм.
Мачту гик лучше всего сделать из бамбука. Это легкий и достаточно прочный материал. Если бамбук достать не удастся, можете использовать доски из прямослойной сосны, разумеется, без сучков и трещин.
Габаритные размеры катамарана позволяют установить мачту высотой до 3 м. Однако если вы не обладаете достаточными навыками в управлении парусами, то для начала лучше ограничиться высотой в 2—2,5 м. На расстоянии 40—60 см от верха мачты укрепите три проушины для носовой и боковой растяжек. Гик к мачте крепится с помощью шарнира, выполненного из стальных полос толщиной 3 мм, восьмимиллиметровым болтом. Длина гика 100—120 см. На свободном конце гика на расстоянии 40 см от него установите стальные кольца, через которые проходит капроновая веревка длиной 2,5 м, называемая гика-шкотом, с помощью которой вы будете словить ветер гротом.
Паруса лучше всего делать из лавсана, но можно использовать и любую другую плотную и прочную ткань. Перед тем как шить паруса, намочите ткань в горячей воде, в противном случае после первого же дождя ткань усядет и деформирует парус.
После того как ваш катамаран будет полностью собран, вам, безусловно, захочется испытать его в деле. Это интересная, но вместе с тем и ответственная операция. Учтите, что хотя он и обладает большой устойчивостью и плавучестью, тем не менее перегружать его не следует. Оптимальный состав экипажа — два человека. На палубе катамарана обязательно должно быть два спасательных круга или жилета. Два легких весла позволят вам не зависеть от воли ветра. Испытывать катамаран лучше всего при слабом, но устойчивом ветре. Не удаляйтесь от берега далее 50 м.
Во время плавания под парусами никогда не привязывайте стаксель-шкот и гнка-шкот к палубе, а держите их в руках. В случае порывистого ветра вы всегда можете своевременно погасить его протравливанием шкотов.
Запомните, что при сильном ветре достаточно идти под одним стакселем. В этом случае грот опускается, а гик подвязывается к мачте.
Рисунки А. Суховецкого |