Среди многих оригинальных машин, построенных ребятами клуба «Юный техник» Ворошиловского района Москвы, особой популярностью пользуется «Аэромобиль «ЮТ». Трехколесная машина, приводимая в движение воздушным винтом, постоянно собирает вокруг себя многочисленных зрителей, с интересом разглядывающих необычный аппарат, который одинаково легко катится как по асфальту, так и по рыхлому снегу.
Аэромобиль был построен в 1972 году и все время постоянно совершенствовался. Вносились изменения в рулевое управление, улучшалась конструкция тормозов. Тем не менее публикуемый сегодня вариант аэромобиля, по мнению его авторов, является вполне завершенным. Простота конструкции, доступность в изготовлении и возможность всесезонной эксплуатации позволяют рекомендовать «Аэромобиль ЮТ» широкому кругу читателей.
Для его изготовления вам потребуются : дюралевые уголки сечением 40х40, 30х30 и 20x20 мм, детский самокат с надувными шинами 12 1/2х2 1/4 дюйма и одним, запасным колесом, деревянный брусок для воздушного винта и двигатель от мотопилы «Дружба» или газонокосилки.
Рама аэромобиля представляет собой жесткое соединение несущей прямоугольной платформы с рамой 2 детского самоката. Платформа собирается из уголков сечением 30х30 мм и состоит из двух поперечин 6 длиной 840 мм и четырех лонжеронов 8 длиной 480 мм. Два боковых лонжерона связывают концы поперечин, два других расположены параллельно первым на расстоянии 90 мм от них.
Посередине лонжеронов необходимо просверлить по одному отверстию под оси задних колес.
Все элементы рамы соединяются на заклепках или болтах.
На собранной платформе в средней ее части симметрично продольной оси устанавливаются два уголка 7 сечением 40х40 мм и длиной 730 мм. Уголки располагаются параллельно лонжеронам на расстоянии 230 мм друг от друга. Выступающие за края платформы консольные части этих уголков свяжите между собой поперечным уголком 3 сечением 20х20 мм и длиной 380 мм, который, в свою очередь, соединяется с передней поперечиной платформы двумя раскосами 5, обеспечивающими необходимую жесткость платформы. Для раскосов используйте металлические полоски шириной 20 и толщиной 3 мм.
На передней поперечине платформы установите два уголка 11 с просверленными в них отверстиями, к которым крепятся проушины задней вилки 4 самоката.
Сама задняя вилка крепится болтами к поперечному уголку 3. Необходимая жесткость соединения рамы самоката и платформы обеспечивается двумя диагональными уголками 1 сечением 30х30 мм. К задней поперечине платформы прикрепляется опора в форме трапеции 9 для двигателя, выполненная из двух уголков 40х40 мм, связанных поверху между собой уголком 20х20 мм. Жесткость опоры двигателя обеспечивается двумя раскосами 12, выполненными из уголка 20х20 мм, опирающимися на переднюю поперечину платформы. К уголкам 7 на расстоянии 120 мм от задней поперечины платформы крепятся две вертикальные стойки 10 из уголков 20х20 мм длиной 900 мм, которые служат опорой для топливного бака и спинки сиденья.
Для большей устойчивости эти стойки необходимо соединить болтами с раскосами 12 опоры двигателя. Сиденье водителя может быть произвольной конструкции с учетом его роста и удобства управления рулем аэромобиля.
Двигатель аэромобиля от бензопилы «Дружба» без каких-либо переделок. Мощность двигателя при максимальных оборотах 5000—5400 об/мин составляет 4 л. с. Расход топлива не превышает 550 г/л.с. в час на всех режимах его работы. В качестве топлива используется смесь автомобильного бензина А-72 с автотракторным маслом АК-10 или АС-9,5, в пропорции 15 : 1 по объему.
Двигатель крепится к трапецеидальной опоре тремя болтами. Топливо в двигатель поступает из бензобака 13 емкостью 1,5 л, который соединяется с карбюратором хлорвиниловым шлангом. Управление карбюратором производится посредством гибкой связи, вынесенной на правую рукоятку руля.
Наиболее ответственной частью аэромобиля, требующей особенно качественного изготовления, является воздушный винт. Оттого, насколько тщательно он выполнен, во многом зависит развиваемая им тяга и, следовательно, скорость. Винт изготавливается из сухого березового бруска сечением 35х85 мм и длиной 700 мм. Можно использовать также дуб, клен и ясень.
Винт крепится к валу двигателя с помощью фланца, специально изготовленного на токарном станке, для чего в ступице винта нужно просверлить по месту четыре сквозных отверстия под болты М6.
Двигатель запускается вручную пусковым шнуром, намотанным на стартер. Останавливается размыканием электрической цепи выключателем, установленным на левой рукоятке руля.
Для придания аэромобилю более завершенного вида рекомендуем на его раму установить обшивку, выполненную из тонкого дюралевого листа или фанеры.
Зимой аэромобиль за 10 мни можно превратить в аэросани, для чего нужно заменить колеса на лыжи.
Ширина полозьев не менее 8 см, в противном случае по рыхлому снегу она будет глубоко зарываться. Длина задних лыж — 600 мм, передних — 300 мм. На лыжах устанавливается осевая опора 14, выполненная из стального листа толщиной 5 мм.
Сравнительно маленькая мощность двигателя ограничивает скорость аэромобиля по пересеченной местности, однако на относительно ровных участках он может развивать скорость до 30—40 км/ч.
Рисунки А. Суховецкого |