Что вы скажете о двухместном автомобиле с мотором мощностью 1,5 л. с. и скоростью 21 км/ч, длиной в три шага, который можно припарковать в любом месте, даже поставив его не вдоль, а поперек тротуара? Не правда ли, почти идеальная современная машина для такого большого города, как, например, Москва или Париж. Но автомобиль, о котором шла речь,— машина, созданная в 1896 году. Это «безлошадный экипаж» русских изобретателей Е. Яковлева и П. Фрезе. Да и первые машины Даймлера, Бенца, Форда, Панара в конце XIX века по длине, массе, мощности двигателя представляли собой минимальные по габаритам, вместимости, комфорту автомобили. Именно поэтому новинка, как рассчитывали изобретатели, должна была привлечь внимание как можно более широкого круга .покупателей.
С тех пор прошло больше ста лет, автомобиль претерпел немало перемен. Его легковая разновидность сегодня очень разнолика. Она подразделяется на десятки классов и потребительских групп. Особое место среди них занимают мини-модели. Это так называемые малогабаритные машины, или, по принятой в нашем автомобилестроении терминологии, «автомобили особо малого класса».
Было время, когда конструкторы полагали, что предельно уменьшенная копия автомобиля с традиционной компоновкой (двигатель — впереди, ведущие колеса — задние) подойдет и для «мини». Но при такой схеме двигатель, трансмиссия и задний ведущий мост отнимают непозволительно много места. Приходилось или делать ее двухместной, или четырехместной и довольно тяжелой. Неудивительно, что ранние конструкции малогабаритных моделей были рассчитаны на перевозку лишь двух человек. Наиболее удался среди них «Попюлер» французского завода «Де-Дион Бутон». С 1901 по 1912 год он выпустил более 30 тысяч таких машин, причем в России по его лицензии их строили фирмы «Фрезе» (Петербург) и «Лейтнер» (Рига).
Попюлер
«Ле Зебр», «Пежо-Бебе», «Ситроен-Трефль» (Франция), «Опель-Ляубфрош», «Ганомаг-Комисброт» (Германия), «ФИАТ-Тополино» (Италия), «Остин-Севен» (Англия) двадцатых — тридцатых годов повторяли компоновку больших моделей и вмещали двух, от силы трех человек, предоставляя им минимум удобств.
Ле Зебр
Пежо-Бебе
Ситроен-Трефль
Ганомаг-Комисброт
ФИАТ-Тополино
Остин-Севен
Как ни странно, но спрос на примитивную, дешевую машину оказался не так уж и велик. Статистика упрямо твердит, что в любом автомобиле в подавляющем большинстве случаев ездит не более двух человек. И тем не менее большинство автомобилистов хочет иметь четырехместную машину. Пусть дешевую, но закрытую, с хорошей вентиляцией, удобными стеклоподъемниками, комфортабельными сиденьями, хотя бы с небольшим багажником.
Ситроен-2ЛС
«Ситроен-2ЛС» (Франция) Очень простая, дешевая и примитивная по оборудованию машина. Ведущие колеса — передние. Охлаждение двигателя — воздушное. Рабочий объем двигателя 602 см3. Мощность — 26 л. с. Длина машины — 3.83 м. Число мест — 4. Масса — 560 кг. Скорость 110 км/ч. Расход топлива (бензин А-95) — 6,5 л на 100 км.
Известный итальянский конструктор Д. Джакоэа утверждал, что при массовом производстве малогабаритный автомобиль станет самым дешевым, если он будет самым легким. Конечно, о применении дорогостоящих материалов в этом случае не может быть и речи. Автомобиль, рассчитанный на четверых, должен поэтому выиграть в массе за счет более рационального размещения самых массивных его узлов. Двигатель, коробку передач, главную передачу надо объединить в компактный блок и установить его в непосредственной близости от ведущих колес.
В пятидесятые и шестидесятые годы прошлого столетия сформировались два направления в компоновке моделей особо малого класса. Заводы «Рено» (Франция), ФИАТ (Италия), «Субару» (Япония), БМВ и «Гогго» (ФРГ) придерживались компоновки с задним расположением силового агрегата, а «Панар» и «Ситроен» (Франция), «Ллойд» (ФРГ), «Трабант» (ГДР) строили машины с передними ведущими колесами и передним расположением двигателя.
Переворот в конструировании совершил англичанин А. Иссигонис. Его машина «Остин-Мини» (выпускается ныне под маркой «Мини-Клабмен») была суперкомпактной.
Остин-Мини
Четырехцилиндровый мотор стоял впереди, но поперек машины. Параллельно с ним размещались коробка передач и главная передача, от которой шли полуоси к крошечным 10-дюймовым колесам, подвешенным не на рессорах или пружинах, а на очень компактных резиновых блоках. Угловатый кузов представлял собой коробку, в которой размещались четыре человека, и все узлы и агрегаты были хитроумно «рассованы» по ее закоулкам.
«Мини» вызвал массу подражаний и склонил мало-помалу все заводы в пользу машин с передними ведущими колесами. Заднемоторной компоновке один за одним изменили ФИАТ, «Рено», «Фольксваген», и сегодня поперечное расположение двигателя с водяным охлаждением и привод на передние колеса признаны оптимальным решением для машин особо малого класса.
Первый русский автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе (1896 г.)
Первый русский автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе (1896 г.) имел двухместный кузов и заднее расположение силового агрегата. Передача на ведущие колеса — цепная. Рабочий объем двигателя — около 900 см3. Мощность — 1,5 л. с. Длина машины — 2,2 м. Масса — 300 кг. Скорость — 21 км/час.
Де-Дион Бутон
«Де-Дион Бутон» (Франция) модели «Попюлер» (1903 г.). Двигатель установлен спереди, а коробка передач сзади, в блоке с задним мостом. Переключение передач — рычажком под рулевым колесом. Дорожный просвет — 200 мм. Рабочий объем двигателя — 698 см3. Мощность — 6 л. с. Длина машины — 2,9 м. Масса — 550 кг. Число мест — 2. Скорость — 45 км/ч. Расход топлива (бензин А-66) — 8—9 л. на 100 км.
Среди современных автомобилей этого класса четко выделились две группы моделей.
Первая охватывает машины массой не более 700 кг. Их двигатели редко имеют рабочий объем более 900 см3, а длина не превышает 3,6—3,7 м. Эти модели располагают минимально допустимым уровнем комфорта.
Следует заметить, что появившиеся в пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века сверхмини-модели с мотоциклетными моторами, трехколесным шасси, двухместным открытым кузовом быстро себя дискредитировали, как недолговечные, непрактичные конструкции.
Довольно быстро сформировалась вторая группа. Машины ее комфортабельней представителей первой группы, у них просторнее кузов, более широкий ассортимент дополнительного оборудования (подголовники сидений, обогреватели задних стекол, задние стеклоочистители и т. п.). Масса таких машин не более 850 кг, они имеют двигатели рабочим объемом не более 1200 см3, а длину 3,8—3,85 м. Они уже очень близко подходят к моделям следующего, более высокого класса автомобилей (так называемый малый класс), например, к такой, как наши «Жигули» ВАЗ-2101, у которого названные выше параметры составляют 955 кг, 1200 см3 и 4,07 м.
«Жигули» ВАЗ-2101
Трабант-601
«Трабант-601» (ГДР). Единственный в мире малогабаритный автомобиль, у которого наружные панели кузова выполнены из дуропласта (разновидность пластика), и одна из немногих моделей с двухтактным двигателем. Рабочий объем двигателя — 594 см3. Мощность — 26 л. с. Длина машины — 3,55 м. Число мест — 4. Масса — 615 кг. Скорость — 100 км/ч. Расход топлива (бензин АИ-93) — 7л на 100 км.
Фиат-126Л
ФИАТ-126Л (Италия) самая компактная из малогабаритных машин. Эта модель одна из немногих в этом классе имеет заднее расположение двигателя. Дорожный просвет этой типично городской машины при полной нагрузке всего 125 мм. Рабочий объем двигателя — 594 см3. Мощность 23 л. с. Длина машины — 3,06 м. Число мест — 4. Масса — 580 кг. Скорость — 100 км/ч. Расход топлива (бензин АИ-93) — 6,5 л на 100 км. Такая же модель под маркой «Польский ФИАТ» выпускается в Польше.
Мини-Клабмен
«Мини-Клабмен» (Англия) Считается одним из типичных малогабаритных автомобилей. У него поперечное расположение силового агрегата, передние ведущие колеса и подвеска колес на резиновых блоках вместо пружин. Рабочий объем двигателя — 998 см3. Мощность — 38 л. с. Длина машины — 3,16 м. Число мест — 4. Масса — 650 кг. Скорость — 130 км/ч. Расход топлива (бензин АИ-93) — 7,5 л на 100 км.
Рено-5ТЛ
«Рено-5ТЛ» (Франция) представлял новое поколение автомобилей особо малого класса с трехдверным кузовом и складывающимися задними сиденьями. Силовой агрегат установлен вдоль машины, ведущие колеса — передние. Дорожный просвет — 130 мм. Рабочий объем двигателя — 956 см3. Мощность — 44 л. с. Длина машины — 3,51 м. Число мест — 4. Масса — 775 кг. Скорость — 135 км'ч. Расход топлива (бензин А-88) — 7 л на 100 км.
Форд-Фиеста
«Форд-Фиеста» (Испания и ФРГ) — наиболее характерный представитель моделей первой группы малогабаритных машин. Силовой агрегат установлен поперек автомобиля, ведущие колеса — передние. Большое внимание конструкторы «Фиесты» уделили снижению трудоемкости обслуживания. Так, регулировка привода сцепления происходит автоматически, а узлы шасси не требуют смазки. Рабочий объем двигателя — 957 см3. Мощность — 40 л. с. Длина машины — 3,57 м. Число мест — 4. Масса — 700 кг. Скорость — 130 км/ч. Расход топлива (бензин АИ-93) — 7 л на 100 км.
ФИАТ-Ритмо-60Л
«ФИАТ-Ритмо-60Л» (Италия) — образец мини-моделей второй группы. Как у многих современных машин этого класса, его кузов имеет «нечетную» дверь, а точнее, люк в задней стенке кузова. Рабочий объем двигателя — 1116 см3. Мощность — 60 л. с. Длина машины — 3,93 м. Число мест — 4. Масса — 860 кг с трехдверным кузовом или 895 кг с пятидверным. Скорость — 145 км/ч. Расход топлива (бензин А-95) — 9 л на 100 км.
Сегодня значительная часть новых моделей особо малого класса имеет кузов, где свободно размещаются четыре человека; исключение, пожалуй, очень тесный ФИАТ-126 и некоторые японские машины. Многие из мини-автомобилей имеют теперь так называемую нечетную дверь в задней стенке кузова. Точнее ее было бы назвать не дверью, а люком, поскольку она занимает лишь около двух третей высоты кузова и открывается не вбок, а наверх. Люк значительно расширяет возможности использования машины, позволяя при сложенных задних сиденьях возить объемистые грузы, а при поднятом люке и длинномерные.
Люк в задней стенке появился неспроста. Для малогабаритной машины выступающий назад багажник — это и лишняя длина, и дополнительная масса, и соответственно надбавка к цене. Неудивительно, что у «Рено-5ТЛ» такой важный для любого современного автомобиля параметр, как емкость багажника, равен всего 0,2 м3 (напомним для сравнения, что у «Жигулей» он 0,38 м3). Сложив задние сиденья (а такие сиденья в известной мере неудобны) можно увеличить объем перевозимого груза до 0,58 м3. Однако в этом случае отсутствует жесткая переборка между салоном и багажным отсеком, что тоже неудобно. «Фольксваген» наряду с моделью «Гольф», имеющей наклонную заднюю часть кузова, выпускает также ее разновидность — «Дерби» с традиционным, выступающим назад самостоятельным багажником.
Фольксваген Дерби
Мини-автомобили завоевали широкую популярность не только благодаря относительно низкой стоимости. В современных, «перенаселенных» моторным транспортом больших городах место для стоянки, для гаража год от года становится все дефицитнее. Малогабаритные модели — определенное, хотя и не кардинальное решение проблемы. Кроме того, немаловажным стимулом для их распространения стала борьба с загрязнением атмосферы вредными выбросами отработавших газов, а также последствия энергетического кризиса. Двигатели малого рабочего объема выбрасывают пропорционально меньше этих газов и требуют меньше топлива.
Но, конечно, малый рабочий объем двигателя — малая мощность. А для современного дорожного движения нужна динамичная машина с солидным запасом мощности на единицу массы. Поэтому стремление извлечь как можно более высокую мощность из легкого и компактного двигателя толкнуло конструкторов на путь значительной форсировки моторов. Неудивительно, что многие из них работают на высокосортном бензине (октановое число 95—98).
Двигатели мини-моделей (за исключением ФИАТ-126, «Трабант-601», «Ситро-ен-2ЛС», «Запорожец» ЗАЗ-968М) делают с водяным охлаждением, которое хотя и увеличивает массу машины и двигателя, но несколько глушит шум работы двигателя. Кстати, уровень шума теперь тоже рассматривается как показатель комфорта. Учитывается и возможность установки (за дополнительную плату) теплонепропускающих стекол и усилителя тормозов («Форд-Фиеста») или автоматической трансмиссии («Мини», «Рено-5ТЛ», «Тойо-та-Публика»).
ЗАЗ-968М
Большинство заводов рассматривает свои модели особо малого класса как предназначенные главным образом для городской езды. Поэтому у них очень небольшой дорожный просвет (125—150 мм), что исключает эксплуатацию машин в сельской местности. Многие машины этого класса рассчитаны на длительную работу без обслуживания. Так, у «ФИАТ-Ритмо» межсервисный пробег увеличен до 20 тысяч км, на «Ситроене Виза» применена бесконтактная система электронного зажигания, на «Форд-Фиеста» — автоматическая регулировка сцепления, на ЗАЗ-968М — автоматическая регулировка тормозов.
Ситроен Виза
Машины «мини» играют все большую роль в мировой автомобилизации, и с ее развитием их доля будет, очевидно, расти. Показательно, что уже сегодня, например, в Европе более четверти всех выпускаемых легковых автомобилей относится к особо малому классу.
Автомобили особо малого класса никогда не выпускались в США. Американцы не считали их заслуживающими внимания, видели в них символ «европейской скупости». Японские заводы, напротив, проявили с середины 1960-х годов живой интерес к «мини», особенно к самым маленьким моделям первой группы. Они очень популярны в Японии и поныне, причем большинство из них имеют двигатели рабочим объемом не более 550 см3 и длину 3,0—3,1 м. Такие машины (их делают заводы «Дайхатсу», «Мицубиси», «Субару», «Сузуки») не экспортируются в другие страны. Их кузова рассчитаны на четырех человек, но очень тесны и спроектированы исходя из эргономики, специфичной для японцев.
В нашей стране было построено немало опытных образцов машин первой группы особо малого класса: НАМИ-048, «Белка», «Огонек», «Москвич-444» и других. Серийно выпускался с 1960 по 1969 год «Запорожец» моделей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А. В перспективном типаже советских легковых автомобилей заложена новая модель первой группы этого класса, но сегодня о ней рассказывать пока преждевременно. Что касается автомобилей второй группы особо малого класса, то их выпускает с 1968 года Запорожский автомобильный завод «Коммунар». Сначала это была модель ЗАЗ-966, потом ЗАЗ-968, а последний модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-968М начал сходить с конвейера в нынешнем году.
НАМИ-048
Белка
Огонек
Москвич-444
Фольксваген-Дерби
«Фольксваген-Дерби» (ФРГ) интересен тем, что его конструкторы отказались от общепринятой сегодня для малогабаритных моделей формы кузова с задней частью без выступающего багажника, но остались верны поперечному расположению двигателя и приводу на передние колеса. Рабочий объем двигателя — 1093 см3. Мощность — 50 л. с. Длина машины — 3,83 м. Число мест — 4. Масса — 780 кг. Скорость — 140 км/ч. Расход топлива (бензин АН-93) — 7,6 л на 100 км.
Тойота-Публика
«Тойота-Публика» (Япония) сохранила устаревшую с точки зрения автомобилей особо малого класса компоновку: двигатель впереди, ведущие колеса — задние. Интересно, что машина может поставляться как с четырехступенчатой «оробкой передач, так и с автоматической трансмиссией. Рабочий объем двигателя — 1166 см3. Мощность — 64 л. с. Длина машины — 3,7 м. Число мест — 4. Масса — 725 кг. Скорость — 140 км/ч. Расход топлива (бензин А-95) — 9 л на 100 км.
«Запорожец» ЗАЗ-968М
«Запорожец» ЗАЗ-968М (СССР) относится ко второй группе малогабаритных машин. Отличается высокой прочностью кузова и довольно большим (190 мм) дорожным просветом. Модель выделяется среди автомобилей особо малого класса задним расположением силового агрегата и воздушным охлаждением двигателя. У ЗАЗ-968М по сравнению с ЗАЗ-968 изменено внешнее оформление кузова, запасное колесо расположено в моторном отсеке. Рабочий объем двигателя— 1198 см3. Мощность двигателя — 41 л. с. Длина машины — 3,76 м. Число мест — 4. Масса — 840 кг. Скорость —118 км/ч. Расход топлива (бензин А-76) — 6,5—7,5 л на 100 км. |