Проще всего сделать для велосипеда динамомашнну переменного тока. Статор динамо — постоянный подковообразный магнит 1 (рис.1I). На этом магните укрепляются башмаки 2, сделанные из железа толщиной около 1 мм. Башмаки укрепляются винтами 3 на подшипниковых стойках 4 и 5. Между башмаками вращается якорь 6. Концы оси якоря вставлены в подшипники 7. На якоре имеется обмотка 8. Коллекторное кольцо 9 изолировано от оси якоря. По этому кольцу скользит щетка 10. Щетка крепится гайкой к обыкновенной радиоклемме 11, вставленной в отверстие крышки. Между крышкой и клеммой прокладывается фибровая подкладка, изолирующая щетку от корпуса динамо.
На одном из концов оси якоря укрепляется приводное колесико 12. Магнит закрывается двумя крышками. В крышках просверлены отверстия для зажимного винта 13. Этот винт не изолируется от корпуса, он лишь скрепляет обе крышки. Динамо прикрепляется к передней вилке велосипеда хомутиком 14.
Постоянный магнит показан отдельно на рис. 2. Такой магнит стоит недорого.
Якорь
Постройку динамо начнем с изготовления якоря. При обработке его необходимо строго придерживаться размеров, указанных на рис. 3.
Ось якоря — стальной стержень ь диаметром 5 им и длиной 90 мм— ось от «конструктора». К одному концу якоря прикрепляется приводное колесико — верньер. Отступя на 45 мм от конца оси, припаивается сердечник якоря. Сердечник вырезается из 25—30 пластинок жести от консервных банок. Эти пластинки вырезаются сначала круглой формы; затем, счистив заусенцы, чертилкой намечают линии вырезов и места отверстий; вырезанные и просверленные пластинки собираются на оси, склепываются и припаиваются к оси.
Прежде чем произвести обмотку якоря, сердечник обертывается изоляционной лентой. Обмотка ведется проводом диаметром 0,3 мм, все время в одном направлении. Всего наматывается 700 витков проволоки. Один конец обмотки присоединяется к контактному кольцу, а другой — прямо к оси якоря.
Контактное кольцо делают из медной трубки. Чтобы изолировать его от оси, на ось навертывают смазанную клеем полоску бумаги до нужной толщины.
Внутренняя подшипниковая стойка
Стойка, к которой припаивается подшипник, делается из латуни толщиной около 1 мм (рис. 4). Подшипник лучше всего взять шариковый. Такие маленькие шарикоподшипники можно купить в магазинах. К стойке шарикоподшипник крепится с помощью кольца, свернутого из латуни. Кольцо припаивается к стойке, внутрь его вставляется подшипник и тоже припаивается (рис. 5). Зубцы на стойке загибаются для того, чтобы на них легли башмаки статора.
Шарикоподшипник можно заменить обыкновенной гайкой с внутренним диаметром 4,5 мм. Гайку рассверливают до диаметра оси и припаивают к стойке.
Внешняя подшипниковая стойка
Внешняя стойка также делается из латуни толщиной около 1 мм (рис. 6). Она состоит из трех частей: крышки А, которая надевается на полюса статора — подковообразного магнита; цилиндрика Б, в котором помещается второй шарикоподшипник, и накладки В изнутри стойки для установки башмаков статора. Размеры крышки А даны на рис. 7. Обратите внимание на то, что отверстия в ней должны быть просверлены точно так, как на внутренней подшипниковой стопке (рис. 4).
С наружной стороны крышки припаивается цилиндрик, изогнутый по внешнему диаметру шарикоподшипника, а с внутренней стороны — накладка, изготовленная по рис. 8. Эта накладка имеет такие же зубцы для башмаков статора, как и внутренняя подшипниковая стойка.
Башмаки
Башмаки нашей динамомашины нужно сделать из мягкого железа толщиной 1 мм (рис. 9). По форме эти два башмака не совсем одинаковы: один совсем простой, а другой имеет отростки.
Изгибать башмаки нужно на какой-нибудь трубе диаметром 32 мм. Башмаки укрепляются между подшипниковыми стойками с помощью нарезанных с обоих концов проволок диаметром 3 мм (рис. 10). Такая конструкция обеспечивает жесткое соединение башмаков с подшипниками, в которых вращается ось якоря.
Остается сделать приспособление для установки динамо на велосипед. Здесь нужно позаботиться о том, чтобы можно было выключать динамо днем.
Детали крепления
Из латуни выпиливается кубик 12х12х20 мм (рис. 11), В одной из его сторон сверлится сквозное отверстие диаметром 6 мм, и в него вставляется и заклепывается стержень (рис. 12). На этом стержне будет поворачиваться динамо для включения и выключения ее.
Выступающие отростки одного из башмаков огибаются по кубику, затем сверху надевается выгнутая из железа скобка (рис. 13), и все вместе просверливается и заклепывается (рис. 14). Выступающий конец стержня должен легко вращаться в фигурной скобе, выгнутой из железа толщиной 2—2,5 мм (рис. 15).
Между ушками скобы на стержень надевается спиральная пружина, свернутая из стальной проволоки диаметром 0,8—1 мм. Один конец пружины закрепляется в отверстии стержня, другой загибается за скобу. Пружина должна быть свернута так, чтобы она прижимала приводное колесико к шине колеса велосипеда. Для того чтобы можно было выключать динамо, в скобу вклепана шпилька, а в кубике просверлено углубление. При повороте динамо шпилька попадает в отверстие кубика и задерживает динамо в этом положении.
На свободный конец стержня надевается и заклепывается шайба. Нажимая на шайбу, удобно поднимать динамо и этим выводить шпинек скобы из углубления в кубике, тогда пружина снова прижимает приводное колесико динамо к шине.
Остается последняя деталь крепления — хомутик (рис. 16). Две части хомутика выгибаются из двухмиллиметрового железа и двумя коротенькими болтиками соединяются со скобой. Вилка переднего колеса велосипеда зажимается хомутиком. Пружину, чтобы она не пылилась, можно прикрыть жестяной крышечкой.
Крышки
Крышки делают из алюминия толщиной 1 мм. Вырезанную заготовку выколачивают молотком, чтобы придать ей форму, показанную на рис. 17.
Если алюминия нет под рукой, крышку можно сделать из латуни. В этом случае работа будет состоять уже не в выколачивании, а в сгибании крышек нужной формы. К одной из крышек привинчивается клемма от радиоприемника, и под нее изнутри поджимается латунная щетка (рис. 18). Место положения щетки нужно рассчитать так, чтобы она после закрывания крышки попала как раз на контактное кольцо якоря.
Один провод от лампочки фонаря подводится к клемме, другой — к корпусу динамо, под винт, скрепляющий крышки.
Если даже при быстрой езде лампочка фонаря накаливается недостаточно, нужно добавить несколько витков обмотки на якорь; если, наоборот, лампочка сильно накаливается даже при тихой езде, чтобы она не перегорела на большой скорости, нужно смотать несколько витков обмотки.
Рисунки А. Катковского |