— Первый торпедный аппарат — товсь! — скомандовал командир подводной лодки, заметив в перископ корабль условного противникам.
— Пли!
Вырвавшись из торпедного аппарата, торпеда устремилась к цели. Но там уже заметили опасность — корабль резко изменил курс и увеличил скорость... Промах!.. Нет, торпеда тоже совершила маневр и все-таки не разминулась с целью.
Каким образом торпеда приобрела самостоятельность! Какие устройства не позволили ей промахнуться?..
Первые «потаенные суда» — так когда-то назывались подлодки — атаковали противника при помощи мины, прикрепленной к длинному шесту. Подводники должны были подойти к вражескому кораблю вплотную, оставить мину у его борта и успеть отойти на безопасное расстояние. Через некоторое время гремел взрыв. Представляете, сколько труда, хитроумия и удачи требовала такая «охота»?..
Подводники вздохнули с облегчением, когда в 1865 году изобретателем И. Ф. Александровским была предложена самодвижущаяся мина, которая позднее получила название «торпеда». Само это слово позаимствовано из латинского языка и первоначально обозначало электрического ската — грозное морское животное, которого боятся даже акулы.
И. Ф. Александровский
На сегодняшний день разработано великое множество разных типов торпед. Их используют не только подводные и надводные корабли, но и самолеты. Авиационные торпеды сбрасываются при помощи парашютов.
А попав в воду, они включают свои собственные двигательные установки. (Торпеды являются даже боевой частью ракет. Преодолев по воздуху за считанные секунды расстояние до предполагаемого места пребывания цели, самонаводящаяся торпеда попадает в воду и начинает самостоятельный поиск.— Ред.)
Двигатели торпед могут быть самого различного устройства. Долгое время на многих флотах использовались парогазовые, работающие на смеси, которая приготовлялась прямо на борту торпеды из керосина и сжатого воздуха. Однако, обладая в общем неплохими боевыми характеристиками, такие торпеды имеют один существенный недостаток — при движении к цели они оставляют на поверхности моря видимый след из газовых пузырьков, что демаскирует и саму торпеду, и выпустившую ее подводную лодку.
Разумеется, морские специалисты постарались ликвидировать этот недостаток: все чаще используют электрические двигатели. А это практически бесследные торпеды.
Пример современного подводного снаряда — отечественная торпеда САЭТ-50. Четыре буквы аббревиатуры расшифровываются так: С — самонаводящаяся, А — акустическая, Э — электрическая, Т — торпеда; цифры обозначают модификацию.
Корпус ее делится на четыре основных отделения: боевое зарядное, аккумуляторное, кормовое и хвостовое, где размещается все оборудование: двигатели, аппаратура...
Торпеда хоть и самодвижущийся снаряд, но пока она находится в пусковой трубе торпедного аппарата, двигательная установка не работает. Начальный импульс движению дает сжатый воздух. Именно он по исполнительной команде «Пли!» выталкивает торпеду из аппарата.
Моряки говорят, что торпеда «выстреливается». Это очень точное выражение. В любом стрелковом оружии есть курок. Если он опущен, моментально приводится в действие механизм стрельбы. Нечто подобное применено и в торпеде.
В начальный момент движения торпеды в трубе аппарата курок накатывается на выступ и откидывается. Таким образом приводится в действие «связка» — курок-клапан-контактор. При этом почти мгновенно замыкается электрическая цепь, питание от аккумуляторной батареи подается на электродвигатель, начинают вращаться гребные винты. Их два: передний — правого вращения, задний — левого. Вращение их в разные стороны исключает крен торпеды, возможность ее отклонения, увеличивает маневренность и скорость. Сигарообразное тело легко режет плотную морскую воду; торпеда мчится к намеченной цели, развивая скорость более 40 км/ч.
Конечно, прежде чем торпеда выйдет из пусковой трубы, на борту подводной лодки решается сложная задача прицеливания: так называемый «торпедный треугольник». Наведение действительно далеко не простая задача. Ведь и подводная лодка и корабль-цель движутся в разных направлениях, с различными скоростями, причем на разных уровнях — корабль по воде, а лодка под водой. Нужно учесть еще и скорость самой торпеды...
Но вот торпеда выпущена в нескольких километрах от цели, ее механизмы начали действовать. Что происходит дальше?
Торпедный аппарат задал лишь первоначальное направление: при движении в море торпеда предоставлена сама себе. А здесь бушуют волны, властвуют течения различной скорости и направления... Все это специалисты относят к так называемым возмущающим факторам внешней среды, которые непременно воздействуют на снаряд, сбивая его с первоначального курса.
Выдерживать все время и нужный курс, и заданную глубину торпеде помогают специальные датчики.
Представим, что торпеда рыскнула в сторону. Это немедленно зафиксирует чувствительный датчик — гироскопический прибор. Он определит не только направление, но и величину отклонения. Тотчас прибор курса выработает команду, которая приведет в действие рулевую машинку вертикального руля. Руль повернется, торпеда вернется на заданный курс.
Отклонения от заданной глубины фиксирует другой датчик — гидростатический аппарат, или, говоря короче, гидростат. Перед пуском торпеды ей задается глубина движения — от 1 до 14 метров. И как только подводный снаряд отклонится от заданной глубины, подвижный диск гидростата под действием столба воды сместится вверх или вниз на некоторое расстояние. А это уже сигнал — информация о величине и направлении отклонения. Через клапан-золотник он подается на пневматическую рулевую машину, которая и перекладывает горизонтальные рули, возвращая торпеду на нужную глубину.
Все это происходит на подступах к цели. Когда торпеда приблизится к ней, через 35—40 секунд после ее пуска, в действие вступает еще одна система — акустического самонаведения. Как только гидрофоны услышат шум винтов цели, система самонаведения отключает гироскопическую систему управления вертикальным рулем и берет «командование на себя»: вертикальный руль перекладывается на тот борт, с которого получен сигнал. Торпеда совершает поворот в сторону цели до тех пор, пока не станет сильнее акустический сигнал с другого борта. Тогда процесс поворота идет в обратную сторону... В итоге торпеда неотвратимо идет на сближение с целью, совершая циркуляции, называемые акустической змейкой.
Теперь понятно, почему хорошо подготовленный торпедный удар неотвратим? Как корабль ни маневрирует, чтобы уклониться от торпеды,— она неминуемо врежется в борт. И тогда под действием инерционных сил сработает взрыватель, а за ним и заряд взрывчатого вещества.
Уже сам по себе удар подводного снаряда длиной почти 7,5 м, диаметром около 0,5 м и массой более 1600 кг сулит мало хорошего. А ведь в боевом зарядном отделении торпеды находится еще и 375 кг первоклассной взрывчатки!
Какие разрушения может произвести взрыв одной торпеды, можно судить хотя бы по такому сравнению: при взрыве 160-мм мины, снаряженной всего 9 кг взрывчатки, в грунте средней плотности образуется воронка глубиной 1,5 м и диаметром 4 м. А тут, считайте, взрывчатки в 40 с лишним раз больше.
...Такова современная торпеда — надежный и грозный вид оружия морского боя.
Электрическая торпеда САЭТ-50
1 — зарядное отделение; 2 — аккумуляторное отделение; 3 — кормовое отделение; 4 — хвостовая часть; 5 — задний винт; 6 — передний винт; 7 — горизонтальный руль; 8 — вертикальный руль; 9 — баллоны со сжатым воздухом; 10 — гидростатический прибор; 11 — гироскопический прибор; 12 — курок; 13 — электродвигатель; 14 — пусковой контактор; 15 — аккумуляторы; 16 — заряд взрывчатки; 17 — взрыватель; 18 — акустическая система самонаведения.
Автор полковник запаса В. Князьков
Рисунок Н. Вавилова |