7 ноября 1924 года по Красной площади прошли первые десять отечественных автомобилей. Это были полуторатонные АМО-Ф-15. С тех пор конструкции отечественных автомобилей несравнимо усовершенствовались. Маломощный громоздкий низкооборотный двигатель, конусное сцепление, цепная передача на колеса, тормоза с механическим приводом, открытая кабина и карбидное освещение канули в прошлое, повидать все это можно лишь в музее.
Зато, безусловно, всем хорошо знакомы автомобили сегодняшнего дня. Бегут автомобили и автомобильные поезда во все концы страны, перевозят людей, грузы. Но есть у них и еще одна «профессия» — военная.
8 сентябре 1943 года стрелковые подразделения с ходу форсировали Днепр в районе села Солощино и захватили плацдарм. Противник пытался сбросить десант обратно в реку. На помощь поспешили гвардейцы-минометчики. Они поставили на паром реактивную установку, грузовик с минами и поплыли к своим. Появление «катюши» у левого берега вызвало бешеный огонь гитлеровцев. Взрывной волной грузовик с минами был сброшен в воду. Переправляться через Днепр без запасов мин было неразумно. Водитель «катюши» Ефимов бросился в воду и вытащил с затонувшего грузовика мину. Его примеру последовали и другие солдаты. Буксируемый катером паром с «катюшей» стал медленно продвигаться к правому берегу. Вода кипела от разрывов вражеских снарядов, к причалу спешили немецкие танки. Однако Ефимов успел вывести машину с парома. После первого же залпа фашистские танки обратились в бегство.
Особенно подняла роль автомобильных войск и расширила круг решаемых ими задач революция в военном деле, вызванная оснащением наших Вооруженных Сил мощным ракетно-ядерным оружием. Специальность военного водителя стала одной из самых массовых и ответственных в ракетных войсках. Теперь водители в большинстве своем входят в боевые расчеты, от их дисциплинированности, мастерства и закалки во многом зависит боевая готовность войск. Не случайно говорят, что ракетный залп начинается с работы водителя. Ведь чтобы произвести его, нужно доставить ракеты на огневые позиции. Вот и движутся в колонне ракетные автопоезда, строго соблюдая установленную дистанцию.
В отличие от гражданского военный водитель должен в совершенстве владеть оружием и боевой техникой, безошибочно ориентироваться на местности, уметь передвигаться скрытно, водить машину даже в самых неблагоприятных условиях, в том числе и ночью — с применением прибора ночного видения.
Лампы, спрятанные в фарах военного автомобиля, прикрывают специальными светофильтрами. Теперь они освещают дорогу невидимыми для глаза инфракрасными лучами. Но вот водитель надевает на голову шлем со специальным смотровым устройством, и дорога перед ним как на ладони, как будто она освещена обычным электрическим светом. Дело в том, что в смотровое устройство вмонтирован электроннооптический преобразователь. Собранные объективом отраженные от дороги инфракрасные лучи попадают в него и преобразуются в видимое изображение, которое водитель наблюдает через окуляр. Такое устройство подключается через высоковольтный блок питания к аккумуляторной батарее машины.
Прибор ночного видения.
1 — объектив; 2 — электроннооптический преобразователь; 3 — окуляр.
Кроме того, водитель должен уметь укрывать и маскировать машину, управлять в противогазе и других средствах противохимической защиты, производить дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию вооружения, техники, обмундирования и т. д. Все это требует определенных навыков и знаний, которыми необходимо овладеть.
Двухосный грузовой автомобиль ГАЗ-66 ( колесная формула 4х4, то есть из четырех колес — все ведущие) грузоподъемностью 2 т, предназначен для перевозки состава, грузов, буксировки прицепов. Машина развивает скорость до 95 км/час, сохраняя при этом хорошую стойчивость.
Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля ЗИЛ-157К:
1 — компрессор; 2 — регулятор давления; 3 — воздушные баллоны; 4 — шинный манометр; 5 — центральный кран управления давлением; 6 — тормозные камеры; 7 — блок шинных кранов; 8 — тормозной кран; 9 — клапан ограничения падения давления.
Зил-157
Автомобили — наиболее распространенный в Вооруженных Силах вид машин. Какие же требования сейчас к ним предъявляются?
Прежде всего, машина должна быть работоспособной в боевой обстановке, в различных погодных и дорожных условиях, в любое время года и суток. Высокая проходимость, маневренность, большой запас хода без дополнительной заправки и, наконец, простота в обслуживании и ремонте — вот первостепенные требования к ней. Кроме того, есть еще и некоторые специфические, зависящие от армейской «профессии» требования.
Например, для ракет нужны автомобили и автопоезда большой грузоподъемности, с большой плавностью хода, хорошей проходимостью, способные перевозить длинномерные грузы. Для воздушнодесантных войск, наоборот, необходимы маленькие и легкие — так сказать, авиатранспортабельные машины.
Высокая проходимость достигается за счет применения многоосных автомобилей со всеми ведущими колесами, мощных двигателей и системы регулирования давления воздуха в шинах.
Известно, что чем ниже удельное давление движителя на грунт, тем выше проходимость машин. Так, гусеничные машины уверенно двигаются по болоту, песку или снегу, в частности, и потому, что. гусеницы имеют чрезвычайно большую опорную поверхность и, как следствие, невысокое удельное давление на грунт. Аналогичный эффект получается, если снизить давление воздуха в автомобильных шинах: шина расплющивается, и ее опорная поверхность значительно увеличивается. Особенно эффективна такая система на многоосных машинах. Так, четырехосные колесные машины по проходимости не уступают гусеничным.
Давление воздуха в шинах особой конструкции водитель может изменять прямо на ходу, не выходя из кабины. Увидел болото — снизил, выехал на твердую почву — снова довел до нормы. Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля не только увеличивает его проходимость, но и позволяет некоторое время ехать с проколотой камерой.
Как эта система работает, рассмотрим на примере автомобиля ЗИЛ-157К (см. выше).
Компрессор накачивает воздух в баллоны. Водитель смотрит на манометр, показывающий давление в шинах, поворачивает рычаг центрального крана управления давлением — и воздух через блок шинных кранов устремляется по трубопроводам в камеры. Повернул рычаг в другую сторону — воздух из шин устремляется в атмосферу через выпускной клапан — давление падает.
Блок шинных кранов имеет шесть вентилей — по числу шин. Когда они открыты, все шины автомобиля соединены между собой, и давление в них одинаковое. При повреждении одной из камер во внутреннюю полость шины все время подается воздух и в ней поддерживается необходимое для езды давление.
Все из той же системы через специальный тормозной кран воздух поступает и в тормозные камеры. Чтобы в пневматической тормозной системе всегда поддерживалось давление, необходимое для безопасного движения автомобиля, предусмотрен специальный клапан ограничения падения давления. Поэтому, когда в тормозной системе давление воздуха окажется менее 4,5 кг/см2, накачка шин становится невозможной. Если машина тянет за собой прицеп, его пневматическую тормозную систему подключают к основной системе автомобиля.
Для обеспечения форсирования войсками водных преград с ходу очень важно иметь различные самоходные для переправы средства. Таким средством является плавающий автомобиль, который способен передвигаться как по суше, так и по воде.
За последние годы на автомобилях все большее распространение получают многотопливные двигатели, работающие на дизельном топливе, автомобильном и авиационном бензинах. Это важно — ведь в военных условиях машинам нередко приходится действовать в отрыве от баз снабжения.
Наряду с автомобилями используются также автомобильные поезда большой грузоподъемности и высокой проходимости. Чтобы повысить проходимость автопоездов, мощность двигателя тягача передается на колеса полуприцепа. Таким образом, все колеса автомобильного поезда становятся ведущими. Практически проходимость такого автопоезда гораздо выше, нежели одиночного автомобиля, на базе которого он создан. Это позволяет успешно транспортировать ракетное вооружение и различные грузы в условиях бездорожья.
Самый маленький армейский автомобиль УАЗ-469 выпускается в двух вариантах: легковом и грузовом. Во втором случае он перевозит восемь человек или 600 кг груза. УАЗ-469 незаменим в лесистой местности и на горных дорогах. Таким его делают высокая проходимость, большая (до 100 км/час) скорость и малый радиус поворота. Эту машину широко используют для связи, разведки и других целей.
ЗИЛ-157 К — трехосный автомобиль с колесной формулой 6x6. Предназначен для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Его грузоподъемность 2,5 т, кроме того, он может буксировать прицеп весом до 3,5 т. Шасси машины используется под монтаж специального оборудования. Максимальная скорость движения — 65 км/час, расход топлива — 42 л на 100 км пути. Наличие трех ведущих осей и централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах позволяет машине преодолевать трудные участки пути, подъемы крутизной до 28°, брод глубиной 0,85 м. В свое время на смену машине ЗИЛ-157К пришел новый, более совершенный на тот момент времени грузовой автомобиль ЗИЛ-131.
ЗИЛ-131
Трехосный автомобиль КрАЗ-214Б (колесная формула 6x6; грузоподъемность 7т) также многоцелевого назначения. С его помощью можно буксировать прицепы весом до 50 т. На машине установлен шестицилиндровый двигатель мощностью 205 л. с., все три оси — ведущие, имеется гидроусилитель руля.
Особое место среди армейских колесных машин занимают четырехосные автомобили специального назначения. Они снабжены системой регулирования давления воздуха в шинах, самоблокирующимися мостами, гидроусилителем руля, пусковым подогревателем, лебедкой и другими устройствами, повышающими проходимость автомобиля и его боевую готовность. Мощные двигатели (500 и более л. с.) позволяют многоосным автомобилям развивать скорость свыше 60 км/час и буксировать прицепы весом в 50 и более тонн. Представитель такого типа машин — автомобиль-тягач МАЗ-535А. Он перевозит 6 т груза в кузове и буксирует прицеп весом до 15т по бездорожью или до 50 т по дорогам с твердым покрытием. При движении по грунтовым дорогам средняя скорость МАЗ-535А значительно выше, чем у автомобилей ЗИЛ-157К и даже УАЗ-469. Два бака вмещают 760 л топлива, что обеспечивает запас хода 600 км. МАЗ-535А безотказно работает в самых тяжелых условиях при температурах от минус до плюс 50° С.
МАЗ-535А
Таковы военные автомобили сегодняшнего дня.
Автор О. Григорьев |