В предыдущей статье мы рассказали о том, какие инструменты нужны для занятий художественной ковкой, и дали описание нескольких кузнечных операций. Сегодня мы заканчиваем разговор о художественной ковке.
Гибка
Заготовки изгибают на наковальне, в тисках или на специальной оправке. Чтобы согнуть заготовку под прямым углом, ее укладывают на наковальню, прижимают сверху кувалдой и загибают выступающий конец ударами подручника. Если нужно придать заготовке плавные изгибы, операцию выполняют на коническом роге наковальни. Например, на нем выгибают завитки и спирали. Очень удобно сгибать спирали на специальной оправке, которую вставляют в отверстие наковальни. Спирали из тонкого прутка или толстой проволоки сгибают в холодном состоянии в тисках, плотно укладывая виток к витку. Этот прием применяют при изготовлении декоративных деталей — так называемых шишек. Свернутые с двух сторон спирали выколачивают на конической оправке, а затем совмещают основания полученных спиральных конусов...
Кузнечное ремесло было известно на Руси уже в глубокой древности. Из-под молота кузнеца выходили самые разнообразные поковки — от небольшого рыболовного крючка до многопудового плуга. Без кузнечных поковок нельзя было обойтись ни плотнику, ни столяру, ни резчику по дереву или камню. Топор и тесло, стамески и долота, сверла и железки рубанков — все эти и многие другие необходимые инструменты изготовлялись в кузнице. Во времена лихолетья ковал кузнец рогатины и мечи, щиты и шлемы. Но все же постоянными заказчиками его были крестьяне. Кузнец изготовлял подковы и сам подковывал лошадей, ковал серпы и косы, мотыги, вилы, лемехи для плугов, всевозможную домашнюю утварь.
Если от лемеха и серпа требовались прежде всего прочность и удобная рациональная форма, то к изделиям для дома заказчики — и сельские и городские — предъявляли дополнительные требования: они хотели видеть заказанные предметы не только удобными, но и красивыми...
В конце XIX века листовой металл стал распространенным кровельным материалом, особенно в городах. И в работе с ним сказалась извечная потребность народных мастеров творить красоту. Если плотники и резчики украшали дом деревянным резным декором, то мастера-жестянщики создавали ему в лад не менее выразительное убранство из кружевной жести. Оно не только дополняло деревянный декор, но и становилось своеобразным венцом всего архитектурного сооружения.
Вдоль конька крыши мастера укрепляли ажурный гребень, по краям которого иногда устанавливали миниатюрные башенки с флюгерами. Поскольку они находились высоко, а значит, и далеко от глаза наблюдателя, силуэтное изображение старались делать обобщенным, без излишних мелких деталей. Оно должно было четко вырисовываться на фоне неба, оставаясь видимым даже в сумерки. Обычно вырезали силуэт человека, птицы или зверя...
Качество эмали во многом зависит от точного и тщательного соблюдения технологии. Особенно трудно работать с изделиями объемной формы (вазы, кувшины, ларцы, шкатулки, вещи с чеканным рельефом). Из-за внутренних напряжений в материале они часто растрескиваются, а эмаль с них отшелушивается.
Особенно внимательно надо соблюдать оптимальную температуру обжига. Например, при повышении температуры на 20—30° (в зависимости от температуры плавления той или иной эмали) могут обнаружиться такие дефекты.
После обжига на припаянных к основе перегородках появляются темные, похожие на накипь наплывы, а растекшаяся эмаль стягивается к стенкам ячеек в виде мениска (чашеобразного углубления). Устранить дефект можно, только счистив наплывы абразивным бруском или шабером. И, если потребуется, повторить обжиг, снизив при этом температуру на 20—30°С или же незначительно сократив время обжига...
Прохудилась по каким-то причинам водопроводная труба, ее нужно менять. Но вот беда: резьбовые соединения секций — особенно в домах старой постройки — скрыты где-то под обоями и штукатуркой, и, чтобы добраться до них, придется взламывать стену со всеми вытекающими для хозяев квартиры последствиями. Как же избежать хлопотного и малоприятного ремонта квартиры?
Можно, конечно, просто выпилить негодный участок трубы и заменить его вставкой, нарезав резьбу на сочленяемых концах,— правда, это может оказаться отнюдь не легким делом, если труба расположена неудобно.
Примерно такая же проблема может возникнуть, если владелец автоматической стиральной машины решит самостоятельно подсоединить ее к водопроводу...
В прошлой статье мы рассказали об инструментах и оборудовании, а сегодня описываем саму работу.
Резцовую гравировку можно использовать для декорирования ювелирных изделий, металлической посуды, для нанесения надписей на металл, изготовления клише для печатания гравюр, в частности, экслибрисов. Гравирование может служить дополнительным средством художественной выразительности при декоративной отделке чеканки. Гравированные металлические вставки используются при инкрустировании изделий из металла, дерева и других материалов.
Гравировать можно на стали, меди, цинке, алюминии, олове и на сплавах: бронзе, латуни, дюралюминии, мельхиоре. Все перечисленные металлы и сплавы имеют различную твердость и вязкость. Поэтому одни гравируются лучше и легче, другие хуже и с большим трудом...
Любой вид гравирования — это нанесение углубленного изображения на изделия из металла, кости, камня, дерева, стекла. В наше время углубленный рисунок на различных материалах можно очень быстро получить с помощью химического и электрического гравирования, но эти высокопроизводительные способы все же не смогли вытеснить резцовое гравирование. Прежде всего потому, что гравировка, выполненная металлическими резцами, отличается красотой и четкостью линий, особой теплотой, которая свойственна только рукотворным изделиям.
Мы расскажем об одном виде гравирования, в котором изображение наносится на металл...
Нередко перед любителями, работающими с металлом, возникает проблема: как придать привлекательный декоративный вид чугуну и стали, материалам самым распространенным и доступным? Обычно изделия из черных металлов из-за их склонности к коррозии окрашивают краской. Вместе с тем довольно простой и эффектной декоративной отделкой является гальваническое покрытие медью. Медный слой затем может быть отполирован или химически тонирован, в результате чего он приобретет зеленоватый или коричневатый оттенок (в принципе можно получить любой цвет). Отделанные таким способом любительские работы, такие, например, как фонари, подсвечники, кожух камина или каминная решетка, дверные петли и засовы, шкатулки — словом, те вещи, на изготовление которых чаще всего идет черный металл, будут выглядеть, как будто они сделаны из старой меди...
История литейного дела насчитывает более пяти тысячелетий. В каменных, глиняных и песчаных формах древние мастера отливали орудия труда, хозяйственную утварь и украшения. Сегодня мы расскажем об этом древнем ремесле. Оно поможет вам в изготовлении различных декоративных изделий, а также деталей для ваших моделей. Для примера проследим, как отливают небольшую шкатулку.
Форму для ее отливки готовят в двух ящиках-опоках, сделанных из хорошо просушенной древесины березы, сосны, бука. Деревянные опоки — это рамы, собранные на шурупах и клее (см. рис. 1 А, В). С двух противоположных сторон каждой рамы укрепляют горизонтальные планки, которые называются выступами, или приливами (рис. 1Г). В приливах сверлят два отверстия и забивают в них металлические трубки (рис. 1Д). Чтобы трубки не выпадали, их торцы слегка проковывают...
Искусство ковки известно на Руси с древнейших времен, но начало широкому его распространению было положено в XII—XIII веках — это время зарождения древнерусского городского кузнечного ремесла. Уже тогда были созданы замечательные образцы художественной ковки. Прекрасный пример русского кузнечного искусства — шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа.
В XV—XVII веках в Новгороде и Москве возникают кузнечные ремесленные корпорации. Кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве).
В музеях нашей страны сохранились изделия этой отрасли декоративного искусства. Привлекают внимание затейливые кованые светцы, подсвечники, паникадила. Искусно выполненные ограды, перила, балконные решетки многих зданий Петербурга — тоже дело рук кузнецов...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи