Горнолыжный спорт, как свидетельствует статистика, завоевывает в нашей стране все большую популярность. Вместе со взрослыми на горную трассу выходят и дети. Это и понятно: родители стараются приобщить к своим спортивным увлечениям подрастающее поколение. Тем более что азам катания с гор полезно начинать учить, как и во многих других видах спорта, по возможности раньше, лет с 4—6.
Занятия с раннего возраста при всех своих достоинствах имеют одну оборотную сторону. Как известно, дети растут, также известно, что горнолыжный инвентарь дорог. И родителям приходится чуть не каждый год увеличивать размер лыж и ботинок, что является чувствительным испытанием для семейного бюджета. Кроме того, приобретение подходящего детского инвентаря представляет значительные трудности.
Например, деревянные горные лыжи болгарского и польского производства слишком жестки для ребенка, а польские металлические лыжи начинаются с длины 120 см. Детских горнолыжных ботинок меньше 30 (19) размера и специальные детские безопасные крепления, рассчитанных на малые открывающие усилия,
тоже придется поискать.
Однако при наличии энтузиазма и некоторого умения простейшее детское горнолыжное снаряжение родители могут сделать сами. Это снаряжение, конечно, не претендует на уровень заводского изготовления, но для начинающих оно обладает вполне приемлемыми характеристиками.
Несколько слов о требованиях к самодельному снаряжению. Оно должно быть сделано из доступных материалов, быть простым в изготовлении и не слишком трудоемким. Лыжи должны хорошо скользить и прогибаться под весом ребенка, высокие ботинки плотно и мягко держать ногу, форма их подошвы — соответствовать стандартным креплениям. Детские крепления должны взаимно фиксировать лыжу и ботинок и быть заведомо безопасными. Желательно, чтобы ребенок мог сам застегивать крепления.
Исходя из сказанного, материал для лыж подбирается таким, чтобы они скользили лучше деревянных или дюралевых, были достаточно прочными и упругими. Этим требованиям хорошо удовлетворяет листовой винипласт толщиной 10—12 мм. Винипласт легко режется, пилится и сгибается при нагреве. В то же время он обладает достаточной жесткостью. На мягком снегу роль канта выполняет ребро между скользящей и боковой поверхностью. Это ребро можно периодически затачивать (1—2 раза в сезон).
Изготовление лыж начинается с выпиливания заготовок шириной 80—90 мм и длиной 700—1100 мм, в зависимости от роста и веса ребенка (см. табл.). Удобнее всего вырезать их дисковой фрезой. Носки лыж выпиливают ножовкой и скругляют напильником. Затем после прогревания в кипятке загибают в тисках. Для простоты изготовления лыжи не имеют переменной толщины в профиле, «талии» в плане, канавки на скользящей поверхности и металлического канта. Масса одной лыжи с креплением составляет 1—1,5 кг.
Лыжи и крепления: 1 — лыжи из винипласта, 2 — рычаг для натяжения заднего крепления (длина 150 мм, диаметр 8 мм, дюраль), 3 — крючки (проволока, диаметр 2 мм, сталь), 4 — основание (25x25x2, дюраль), 5 — скоба (нержавеющая сталь, 1 мм),
6 — трубка хлорвиниловая, 7 — трос стальной (диаметр 3 мм), 8 — резиновый жгут (диаметр 10 мм, длина 250 мм), 9 — стандартный передний упор.
Стандартное горнолыжное крепление состоит из двух частей: переднего упора и пяточного захвата. Каждая часть автоматически открывается, если усилие на ногу превышает допустимое. Не менее важно и другое качество: крепления не должны открываться без необходимости — это тоже может привести к травме. Допустимые усилия примерно пропорциональны весу лыжника. Поэтому если ставить ребенку стандартные крепления, их надо отрегулировать в соответствии с весом, то есть в 2—4 раза слабее, чем для взрослого.
Для изготовления детских креплений был использован стандартный передний упор, предохраняющий ногу от более опасного крутящего усилия. Пятка ботинка прижимается с помощью самодельной конструкции из стального тросика и резинового жгута (см. рис.). Когда носки лыж втыкаются в снег, их малая длина, гибкость и не очень жесткое закрепление пятки обеспечивают достаточную безопасность.
Теперь расскажем, как делаются ботинки. Самодельный горнолыжный ботинок состоит из двух частей — жесткого наружного ботинка и мягкого внутреннего. Наружный ботинок выклеивают из стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой с пластификатором и с добавлением красителя (нитроэмаль НЦ-11). Аналогичные конструкции описаны в журнале «Химия и жизнь» (№ 3, 1980 г. и № 2, 1981 г.). Однако в нашем случае ботинок не имеет шарнирного голенища и изготовляется не в матрице, предполагающей серийное производство, а прямо на болванке. Поэтому трудоемкость изготовления одной пары ботинок уменьшилась со 130 до 30 человеко-часов (но не менее 10 вечеров).
При конструировании наружного ботинка следует иметь в виду, что стеклопластик на основе обычной эпоксидной смолы получается значительно жестче, чем тот, из которого изготовляются заводские ботинки. В связи с этим в наружном ботинке спереди сделан вырез шириной около 45 мм, который закрывается сверху языком шириной около 80 мм. Размеры наружного ботинка должны учитывать толщину внутреннего ботинка и превышать длину ступни на 1,5—2 см. Высота наружного ботинка делается примерно равной длине ступни.
Для удобства склеивания были изготовлены две болванки с наружным слоем из пластилина, размеры которых были на 2 мм меньше требуемых (с учетом толщины будущего ботинка). Эти болванки имели бортики высотой 5 мм по оси ботинка сзади, снизу и спереди до разреза, а также вдоль разреза. Две разъемные половинки каждого ботинка выклеиваются из двух слоев стеклоткани с эпоксидной смолой, но без красителя. Вторые половинки выклеиваются после застывания первых. Затем, не снимая половинок с болванки, на место, которое будет прикрываться языком, наносится тонкий слой пластилина. На этом месте выклеивается трехслойный язык. После высыхания ботинок разнимают и очищают бензином от пластилина. Затем обе половинки склеивают между собой полосками стеклоткани.
При склеивании следует обратить внимание на то, чтобы поверхность подошвы была ровной и перпендикулярной ботинку, а также на стандартные размеры переднего и заднего ранта — они должны соответствовать креплению. Пространство в подошве заполняется пенопластовой крошкой с эпоксидной смолой и выравнивается стелькой. После этого на ботинке устанавливают замки, основания которых изгибают по форме поверхности, а затем приклеивают полосками стеклоткани.
Подклеить к языку широкую капроновую ленту (из стропы) и усилить места приклейки дополнительными полосками стеклоткани.
Подклеить с внутренней стороны ботинка стропы ответных частей замков. С наружной стороны основания замков укрепить полосками стеклоткани.
Наклеить наружный (с краской) слой стеклоткани.
Изготовление внутреннего ботинка. Материал: поролон, губчатая резина, ватин, оболочка из крепкой, легко скользящей ткани. 1 — валик диаметром 20 мм,
2 — губчатая резина. Развертка основания замка (нержавеющая сталь).
Изготовление замков (4 шт.). 1—замок (сплав Д 16 Т), 2 — петля (нержавеющая сталь), 3 — ответная часть (стропа капроновая крашеная, проволока нержавеющая).
Выклеить одну, а затем вторую половинки ботинка в 2 слоя стеклоткани. Подготовить поверхность и на ней выклеить язык в 3 слоя стеклоткани.
Выклеить одну, а затем вторую половинки ботинка в 2 слоя стеклоткани. Подготовить поверхность и на ней выклеить язык в 3 слоя стеклоткани.
Разнять две половинки ботинка и язык. Смыть бензином следы пластилина.
Соединить снаружи половинки ботинка полосками стеклоткани. Проконтролировать размеры.
После установки замков и языка ботинок оклеивают наружным слоем стеклоткани. Все неровности шпатлюют, выравнивают шкуркой и подкрашивают. В итоге толщина наружного ботинка достигает 2—3 мм. Для изготовления одной пары ботинок требуется около 1,5 литра эпоксидной смолы и 1,5 кв. м стеклоткани толщиной 0,3 мм.
Внутренний ботинок изготовляется на основе губчатой резины, поролона или ватина, обшитых с обеих сторон прочной, легко скользящей синтетической тканью. Он должен иметь достаточно жесткую подошву. Высота внутреннего ботинка превышает высоту наружного на 3 см. На верхней части внутреннего ботинка делается цилиндрический валик. Язык внутреннего ботинка должен иметь толщину не менее 2 см. Его сжатие и деформация переднего края наружного ботинка обеспечивают достаточную подвижность и фиксацию ноги.
При изготовлении замков использовались литые гребешки из алюминиевого сплава. Однако их можно выпилить и вручную из толстого алюминия. Основание замка вырезается из листовой нержавеющей стали толщиной в 1 мм. В качестве оси использованы винты МЗ, в теле гребешка нарезана резьба. Ответная часть замка состоит из приклеенного к ботинку куска капроновой ленты, к которой пришита прямоугольная рамка из нержавеющей проволоки.
Для шарнирного прикрепления языка к ботинку использован кусок широкой капроновой ленты. Один ее конец приклеен к нижней части языка, другой — к носку ботинка. Гибкость такого соединения обеспечивается за счет непроклеенного участка ленты длиной около 10 мм.
После установки замков и языка ботинок оклеивают наружным слоем стеклоткани. Все неровности шпатлюют, выравнивают шкуркой и подкрашивают. В итоге толщина наружного ботинка достигает 2—3 мм. Для изготовления одной пары ботинок требуется около 1,5 литра эпоксидной смолы и 1,5 кв. м стеклоткани толщиной 0,3 мм.
Внутренний ботинок изготовляется на основе губчатой резины, поролона или ватина, обшитых с обеих сторон прочной, легко скользящей синтетической тканью. Он должен иметь достаточно жесткую подошву. Высота внутреннего ботинка превышает высоту наружного на 3 см. На верхней части внутреннего ботинка делается цилиндрический валик. Язык внутреннего ботинка должен иметь толщину не менее 2 см. Его сжатие и деформация переднего края наружного ботинка обеспечивают достаточную подвижность и фиксацию ноги.
Несколько слов о том, как обучают детей 4—6 лет.
Первые пять—десять занятий (в зависимости от успехов ребенка) полезно проводить около дома на ближайшей пологой горке. Ребенок должен привыкнуть к снаряжению, к скольжению лыж, научиться останавливаться. После этого можно переходить на пологий, мягкий склон, оборудованный подъемником. Как говорят специалисты, «правильно подобранный склон с подъемником важнее любого тренера».
Через несколько дней ребенок сам освоится с небольшой скоростью, с бугорками, научится регулировать скорость поворотами на широких лыжах, привыкнет к подъемнику. От вас требуется в основном моральная поддержка. Очень полезно также общество ровесников. С первых дней рекомендуется ставить простую трассу-змейку: «Объедь вокруг этой палочки, потом вокруг той». Никогда не заставляйте заниматься через силу: уставшего или капризничающего ребенка лучше переодеть и переключить на другое занятие. Постепенно увеличивайте продолжительность катания с 1—1,5 до 3—4 часов, переходите на более крутые склоны. Как можно раньше учите ребенка самого вставать после падения, надевать соскочившую лыжу, подниматься «лесенкой», пользоваться бугельным подъемником (с помощью взрослых при посадке).
Своих двоих детей 5—6 лет, катающихся на лыжах 2—3 года, автор этой статьи брал в Карпаты. Там они, пользуясь описанным снаряжением, катались с достаточно сложной и крутой горы Тростян (на ней проводятся соревнования по горнолыжному спорту). Каждый день наравне со взрослыми дети 6—8 раз спускались по склонам длиной 1200—1500 метров с различным рельефом.
Ставить на горные лыжи детей 2—3 лет нам кажется нецелесообразным, но чего не бывает, если родителям очень хочется. |