Со времени изобретения велосипеда эта простая на первый взгляд машина претерпела столько усовершенствований, что под выражением «изобрести велосипед» стали понимать бесполезную работу. Вместе с тем для умелых рук и пытливого ума даже вполне современная конструкция велосипеда таит в себе много любопытных возможностей.
Немного ранее мы рассказывали о пятиместном макси-велосипеде. Сегодня предлагаем вам новый вариант — туристский велосипед на трех колесах для двух пассажиров и багажа.
Для его изготовления вам потребуется две рамы от старых дорожных велосипедов, одинаковых по размеру, 3 м железной трубы диаметром 30 мм и 4,5 м стального уголка 20x20 мм. Кроме того, нужно иметь сварочный аппарат, поскольку рама велосипеда сварная. При электросварке используются электроды диаметром 1,5—2 мм.
Шасси трехколесного велосипеда представляет собой металлический каркас, собранный из труб и уголков. В первую очередь согните трубу А диаметром 30 мм, как показано на рисунке. Если вы не обладаете достаточным опытом для этой операции, то предварительно проконсультируйтесь с квалифицированным механиком. Чтобы в местах изгиба труба не смялась, не образовались гофры, ее следует предварительно заполнить песком. Все три колена согнутой трубы должны лежать в одной плоскости, в противном случае рама велосипеда окажется перекошенной. По концам трубы сделайте ножовкой два выреза (1) длиной 20 мм.
Задняя часть шасси выполняется из семи отрезков железного уголка 20х20 мм и одной трубы (2), вырезанной из старой велосипедной рамы. Заготовьте все необходимые элементы в соответствии с размерами, указанными на рисунке. Сварку производите на ровной площадке — при этом не нужно проваривать каждый стык, лишь слегка «прихватите» исходные детали. После того как они окажутся связанными друг с другом, проверьте еще раз все размеры и углы и только тогда проварите окончательно швы. По концам стоек С, Д, Е, F приварите пластины 100x50 и толщиной 5 мм (3), в которых будут крепиться оси колес.
Каждую старую велосипедную раму освободите от кареточного механизма (ось, зубчатка и педальные шатуны), не растеряв при этом шариковых подшипников, которые понадобятся при окончательной сборке. Разрежьте рамы ножовкой, как показано на рисунке. Срезы каждой трубы рамы (4) обработайте круглым напильником под внешний диаметр трубы А.
Сборка рамы. Положите трубу А на ровную площадку. Заготовленную вами заднюю часть шасси вставьте в вырезы (1), сделанные вами ранее, и приварите ее строго перпендикулярно к согнутой трубе А. Возьмите одну из двух обработанных велосипедных рам и приварите сначала вилку заднего колеса к внешней стороне осевых пластин, затем переднюю и задние трубки рамы к трубе А. Сделать это нужно весьма тщательно. Теперь проделайте такие же операции с другой рамой. В четырех осевых пластинах сделайте вырезы точно такие же, как и проушины задних вилок (5). По месту установки осей задних колес просверлите отверстие в пластине сверлом диаметром 10 мм, после чего ножовкой в каждой пластине сделайте по два надреза до соединения их с отверстием. Полученные пазы обработайте напильником.
Монтаж передней вилки. Рулевую втулку (6), отрезанную от одной из рам, освободите от подшипников и обработайте в соответствии с рисунком. Приварите ее посередине трубы А под углом 10-15° к вертикали. Для усиления этого узла к верхней части втулки и к трубе А приварите еще и железную пластину толщиной 3 мм.
Рули управления. Велосипед оснащен тремя рулями. Боковые рули, стойки которых приварены к трубе А, неподвижны и служат лишь опорой для велосипедистов. Для их изготовления возьмите руль от старого велосипеда, разрежьте его пополам и каждую половину приварите к стойкам высотой 280 мм, выполненным из отрезков труб от старых велосипедных рам (7, 8, 9). Нижние концы стоек обрабатываются напильником под диаметр трубы А, к которой они привариваются на расстоянии 670 мм от задней части рамы. Такой руль обладает одним недостатком: он не регулируется по высоте. Поэтому рулевую стойку лучше сделать телескопической, состоящей из двух труб, входящих одна в другую. В обеих трубах с интервалом 30 мм сделайте 3—4 сквозных отверстия диаметром 6 мм под фиксирующий болт.
Подвижной руль переднего колеса состоит из обычного велосипедного руля, на рукоятки которого насаживаются и привариваются два отрезка трубы длиной 210 мм. В серьгу рулевой стойки вставляется труба длиной 300 мм, к концам которой приваривается сам руль.
Окончательная сборка. После установки колес, когда определилась общая высота рамы велосипеда, к трубе А на расстоянии 160 мм от задней части рамы приварите стойки седел высотой 80 мм. Для усиления этого соединения к стойкам и трубе А приварите дополнительно металлические косынки (10) толщиной 3 мм.
По окончании сварочных работ все сварные швы обработайте напильником и шкуркой, после чего покрасьте раму в два слоя нитроэмалью. Оснастив свой новый велосипед фарой и задними стоп-сигналами, вы придадите ему вполне завершенный вид.
Его с успехом можно использовать как тягач для небольшой грузовой коляски. Для этого к верхней поперечине задней части рамы приварите металлический крюк.
Трехколесный велосипед устойчив, но не забывайте о том, что задние колеса имеют раздельные тормоза и при неумелом пользовании ими на большой скорости вы можете даже опрокинуться, поэтому, прежде чем поехать, вам следует опробовать тормозную систему и научиться тормозить согласованно с партнером.
Рисунки А. Матросова |