Каждый велосипедист может усовершенствовать свой велосипед, чтобы увеличить безопасность движения. Например, поставить дополнительные катафоты, прикрепить с левой стороны флажок, сигнализирующий ширину велосипеда, зеркало заднего вида и т.п.
Автомобили и мотоциклы снабжены задним стоп-сигналом, т.е. красными лампочками, которые загораются, когда транспорт начинает тормозить. Это важное автоматически действующее устройство, с помощью которого мы сообщаем другим участникам движения о том, что начинаем тормозить. Во время велосипедной экскурсии мы никогда не ездим друг возле друга, а всегда гуськом: такой автоматически действующий стоп-сигнал может нам пригодиться. Тот, кто едет за нами, вовремя заметит, что мы начинаем тормозить.
Стоп-сигналом будет у нас фонарик, который обычно берут с собой, лучше всего с металлическим корпусом. Мы "одолжим" фонарик только на время езды, потом можно снять и пользоваться им, например, в палатке.
Способ прикрепления фонарика к велосипеду показан на рис. В. С левой стороны обыкновенного велосипедного багажника 7 к трубке 7а прикрепляем две обоймы 6, которые будут держать фонарь. Включатель фонарика 5 включен, но лампочка не горит, если провод 4а не соединен с "массой" велосипеда. Провод 4 подводится к контактному элементу 1, прикрепленному к тормозному рычагу 3 с помощью изолированной пластинки 2.
Вид сбоку на рис. С показывает, как сконструирован и действует автоматический включатель тока. Пластинка из текстолита или другого изоляционного материала привинчена подстандартным болтом тяги тормоза. К пластинке 2 приклепана и привинчена болтом упругая латунная планка 1, изогнутая в виде буквы "S". К планке 1 подсоединен электрический провод 4. Уже в первой фазе торможения рычаг с гайкой 10 соединяется с планкой 1 и замыкает электрическую цепь, зажигая стоп-сигнал.
Небольшой переделки требует крышка фонарика 5. Это видно на рисунке. Дно крышки 5а надо просверлить и через отверстие протянуть изолированный провод 4а. Между пружиной в крышке и батареей кладется кружок 8, вырезанный из толстого картона. Конец провода 4а (завязанный узлом) будет зажат между кружком 8 и батареей 9. Лампочка фонарика гореть не будет, потому что пружина в крышке изолирована от батареи. При постоянно включенном выключателе фонаря лампочка загорится только тогда, когда произойдет замыкание провода 4 с "массой" велосипеда.
Для того, чтобы легко было закрепить и вынуть фонарик, можно провод 4 разделить, монтируя штепсель и розетку.
На рисунке показано, как сделать обоймы, прикрепляющие фонарик к багажнику. Из латунных пластинок шириной 16 мм и 1,2 мм толщиной делаем две обоймы 6, соответствующие диаметру фонарика 5. Болты 6а прикрепляют обоймы к трубке багажника 7а. Чтобы обеспечить хорошее электрическое соединение, надо сцарапать эмаль на трубке багажника там, где прикрепляется обойма.
По правилам, задние огни должны быть красного цвета. Если мы будем ехать в сумерки, надо прикрыть наш стоп-сигнал кусочком красного полиэтилена.
По материалам журнала "Горизонты техники для детей" (Польша) |