Много интересных и полезных конструкций можно сделать из старого велосипеда. О некоторых из них: ветряном двигателе, токарном станке и других — мы рассказывали. Сегодня предлагаем вам новую конструкцию.
Этот велосипед предназначен для пятерых человек, но его можно сделать двух-, трех- или четырехместным, в зависимости от числа старых велосипедов, имеющихся в вашем распоряжении. Простота конструкции и доступность всех необходимых материалов позволяют быстро и без хлопот собрать эту машину, которая на хорошей дороге легко развивает скорость до 40 км/ч.
Рама нашей машины сваривается из велосипедных рам, одинаковых по своим размерам. От каждой старой рамы нужно отпилить рулевую втулку и вилки заднего колеса, как показано на рисунке 1. При этом все рамы должны быть распилены одинаково, иначе их трудно будет состыковать.
Нижние V-образные части рам соединяются между собой с помощью отрезанных верхних труб, которые привариваются к педальным втулкам (рис. 3). К полученному каркасу сверху приваривается труба прямоугольного сечения 60х35 мм либо круглая диаметром 50 мм, длина которой выбирается с расчетом, чтобы оба ее конца выступали на 50 мм (рис. 2). При изготовлении каркаса внимательно проследите, чтобы все элементы находились в одной плоскости. Кривая рама будет иметь меньшую прочность при движении и явится причиной соскакивания цепей. Перед тем как сваривать педальные втулки, удалите из них оси, шестерни и подшипники, чтобы разогретый металл втулки их не повредил.
При выборе колес имейте в виду, что собственный вес макси-велосипеда для пятерых человек составляет 50 кг. С учетом веса самих седоков суммарная нагрузка на колесо еще более возрастет. Поэтому наиболее подходящими колесами будут колеса от мопеда, тем более что они оснащены весьма эффективными тормозными барабанами. По этим же причинам переднюю вилку и руль лучше всего взять от мопеда. Руль должен быть как можно более широким — это облегчит управление. Кронштейны передней вилки привариваются под выступающий конец верхней трубы рамы. При этом нужно по возможности сохранить угол наклона вилки таким же, каким он был у обычного велосипеда (рис. 4). Если вилка оснащена телескопическими амортизаторами, то их нужно блокировать (заварить), так как под весом пяти седоков она чрезмерно осядет и будет мешать вращению колеса.
Задняя вилка собирается из двух велосипедных вилок. Ширина ее должна соответствовать колесу от мопеда. Для обеспечения достаточной жесткости в верхние и нижние ветви вилки ввариваются два кронштейна. К этим кронштейнам прикрепляется крыло заднего колеса, для чего в них необходимо предварительно просверлить по одному отверстию диаметром 4 мм для крепежных болтов. Готовый каркас вилки приваривается к основной раме под задним, выступающим концом верхней трубы рамы и к последней педальной втулке (рис. 5).
После сборки каркаса можно приступить к монтажу педального механизма. Предварительно снятые зубчатые колеса, оси и подшипники подвергаются тщательному осмотру, зачищаются и смазываются. Все ведущие педальные шестерни должны быть одинакового размера и иметь равное число зубьев. На второй и последующих педальных шестернях с внутренней стороны укрепляются шестерни меньшего размера. Они также должны быть одинаковыми. Крепление осуществляется тремя болтами через распорные втулки либо сваркой (рис. 6 и 7).
Цепи должны быть в хорошем состоянии. Если они сильно заржавели, их следует отмочить в керосине и проварить в банке с машинным маслом и графитовой пудрой. При надевании цепей все педали необходимо установить в одинаковое положение. Регулировка натяжения цепи осуществляется путем удаления из нее одного или более звеньев. Последняя цепь регулируется, как и на обычном велосипеде.
Чтобы при езде цепная передача не «поймала» ваши брюки (на многоместном велосипеде это приводит к серьезным последствиям), закройте ее специальным защитным кожухом, который легко сделать из тонкого листового железа. Для удобства ремонта цепной передачи кожух делается разборным. Кожух укрепите болтами к пяти кронштейнам, выполненным из стальных пластин 18х4 мм и приваренным к нижним частям рамы (рис. 8).
Седла крепятся на верхней трубе рамы в местах, указанных на рисунке 9. Перед тем как приварить стойку седла к раме велосипеда, ее укорачивают на необходимую длину. При этом следует иметь в виду, что наиболее оптимальным вариантом будет тот, когда центры тяжести всех седоков расположены на одном уровне. Поэтому на первом седле должен находиться самый маленький член команды, а на последнем — самый большой.
Позади каждого седла, за исключением последнего, привариваются рули от велосипедов. Высота рулей должна быть подобрана так, чтобы они не мешали коленям велосипедистов. Что касается формы руля, то наиболее удобной будет та, при которой руки велосипедиста лишь слегка согнуты в локтях. Передний руль надлежит оборудовать двумя тормозными рукоятками: правая — на тормоз заднего колеса, левая — на тормоз переднего колеса. Привод тормозов осуществляется, как на спортивных велосипедах — с помощью стального троса в гибком футляре. Тормозной трос заднего колеса целесообразно протянуть внутри верхней трубы рамы.
Собранный таким образом макси-велосипед позволяет развивать большую скорость. Но вместе с тем он менее маневрен, чем обычный. Поэтому при езде на нем будьте очень внимательны и осторожны. Для улучшения обзора дороги рекомендуется установить на руль зеркало заднего вида.
...Но мы-то с вами знаем, что можно и круче!!! ;-)
|