Узорную мозаику из голышей — гладких, окатанных и отшлифованных водой камней — можно увидеть на дне горного ручья, речки, моря. Песчаники, кварциты, разноцветные кремни и граниты, желтоватые, словно слоновая кость, известняки, белоснежные, розовые и серые мраморы — вот те материалы, которыми пользуется художница-природа при создании своих замечательных мозаик. Быть может, здесь, на берегу, и возникла у человека идея составлять из разноцветных камешков узоры — сначала простые, а потом все более сложные.
Природная мозаика недолговечна, как в калейдоскопе, постоянно меняется ее рисунок. Течение перемешивает гальку, рождая все новые и новые узоры. Художники нашли материалы — глину, известь, а потом и цемент, которые позволили закреплять узоры. Мозаикой стали украшать стены и полы. Археологические раскопки, проведенные в столице древней Македонии городе Пелле, открыли нашему современнику шедевры мозаичного искусства IV—III веков до н. э. Из цветной гальки на полах были набраны оригинальные узоры, поражающие своей сложностью. Сейчас все мозаичные работы из гальки называются мозаикой Пеллы или просто пелльской мозаикой.
И в наши дни художники часто обращаются к технике мозаики при оформлении различных общественных зданий. Великолепные мозаичные панно можно увидеть на станциях метрополитена Москвы и других наших городов.
Мозаичные наборы выполняются несколькими способами. Мы расскажем об одном из них, наиболее простом и доступном.
Прежде всего нужно запастись подходящим материалом. Камни можно собирать на огородах, пашнях, на берегу моря, реки или ручья. Для сравнительно небольших работ нужна мелкая галька величиной от лесного ореха до куриного яйца. В поле камни имеют самую разнообразную форму, иногда далекую от формы обычной гальки. Но мозаика из таких камней обычно бывает более прочной, так как каждый камень своими выступами прочно закрепляется в растворе. Красивым рисунком и цветом отличаются подмосковные кремни — голубые, красные, желтые. Иногда одни камень отливает всеми цветами радуги! Но у большинства камней, которые буквально валяются у нас под ногами, сдержанная цветовая палитра. И тем не менее они имеют множество тончайших оттенков. Один коричневый камень обязательно чуть-чуть отличается от другого коричневого либо силой тона, либо колером.
Собранные камни промойте в теплой воде с мылом или стиральным порошком, жесткой щеткой удаляя грязь из мельчайших углублений, которые наверняка могут быть даже в самой гладкой гальке. Очищенные и промытые камни рассортируйте по цвету и размерам и разложите в коробки или банки с низкими бортами.
Разработайте эскиз узора на небольшом листе бумаги. Работая над эскизом, не забывайте, что в нем вы прежде всего должны решить декоративные задачи. Изображения должны быть четкими. Не нужно стремиться выполнить мозаику под живопись, памятуя о том, что язык живописи и мозаичного панно совершенно различен.
В обычных видах мозаики камешки вдавливают один за другим в раствор, причем делать это нужно быстро, пока раствор не успел застыть. А предлагаемая нами техника позволяет вести работу не спеша. Камни сразу не скрепляются, значит, можно сколько угодно исправлять неудавшиеся участки. Можно обойтись даже без эскиза, разрабатывая рисунок сразу в материале.
Для работы нужны простые приспособления. Треугольные, четырехугольные опалубки сколотите из толстых досок, а круглые или овальные выгните из толстой фанеры или листового металла. Полосу из фанеры нужно распилить так, чтобы древесные волокна верхних слоев шпона были расположены поперек полосы. Высота бортов опалубки будет зависеть от величины камней, входящих в мозаичный набор, и площади мозаики.
Заготовьте песок. Он должен быть чистым и сухим. Обычный речной песок достаточно лишь просушить, и он готов к употреблению. Но если песок взят не с берега реки, из него необходимо удалить различные посторонние примеси — глину, остатки засохших растений. Потом засыпьте песок в ведро — примерно на одну треть — и залейте доверху водой. Палкой хорошенько перемешайте песок и слейте воду. Эту же операцию проделайте три-четыре раза, пока вода не будет совершенно прозрачной. Слив в последний раз воду, выложите песок ровным слоем на газету и высушите на солнце или у печи. Хорошо очищенный, промытый и высушенный песок не прилипает к камням, и работать с ним намного легче.
Раму-опалубку положите на стол. Между рамой и столом не должно быть щелей. Если все же щели обнаружатся, залепите их пластилином или глиной. Затем насыпьте в опалубку чистый песок и разровняйте дощечкой. Песок должен заполнить опалубку примерно на три четверти.
Техническая сторона дела окончена, теперь начинается творческая. Если есть заранее разработанный эскиз, укладывайте камни, руководствуясь им. Если же эскиза нет, то придется композицию и колорит решать непосредственно в материале.
Поочередно вдавливайте камни в песок, стараясь укладывать их так, чтобы одна из плоских граней каждого камня оказалась сверху.
Камни можно укладывать плотно, без просветов между ними, или же оставляя промежутки — они впоследствии заполнятся скрепляющим раствором, который будет окаймлять каждую деталь мозаики. Особенно красивой будет такая мозаика, если раствор предварительно подкрасить.
Уложив все камни, приготовьте столярный клей и кусок холстины или мешковины. Ткань должна быть несколько больше рамы-опалубки. Нанесите на холстину густой слой клея, оставляя непроклеенными края. Затем наложите холстину проклеенной стороной на мозаичный набор и осторожно разгладьте ее ладонью так, чтобы все камни приклеились к ней. Там, где холстина приклеилась к камням, должны появиться небольшие бугорки. Чтобы лицевая сторона камней, приклеившаяся к холсту, была на одном уровне, сверху камни вместе с холстом нужно придавить плоским деревянным щитом.
Часа через полтора, когда клей высохнет, осторожно поднимите холстину, переверните ее камешками вверх и положите на стол. Может случиться, что некоторые камни, особенно мелкие, не приклеятся к холсту. Их нужно вставить в мозаичный набор на свои места, но приклеивать уже нет необходимости.
Мягкой щеткой снимите приставшие к набору песчинки.
Песок высыпьте в ведро — он пригодится для работы над следующими наборами. Опалубку положите так, чтобы набор из камней оказался внутри ее.
Следующий этап — заливка набора цементным раствором. На одну часть цемента возьмите две части песка. Если хотите подкрасить раствор, добавьте примерно одну десятую часть сухого красителя — сажи, окиси хрома, синьки, железного сурика. Тщательно перемешайте все компоненты, входящие в раствор, деревянной лопаткой, затем, постепенно подливая воду, замешивайте раствор до тех пор, пока он не станет как густая сметана. Заливайте раствор сразу, пока он не начал застывать.
Дня три-четыре нужно обильно смачивать раствор холодной водой. Только после этого он станет крепким как камень. Тогда можно снять опалубку. Затем переверните цементную плиту, обильно смочите холстину теплой водой и, когда клей размякнет, снимите ее. Промойте мозаичный набор чистой водой.
Каждому из вас приходилось, наверное, наблюдать досадное превращение, которое обычно происходит с яркой красивой галькой, найденной на мелководье: высохнув, она становится белесовато-серой. Если в своем мозаичном наборе вы применили подобные камни, то после завершения работы им можно вернуть прежнюю свежесть — протереть тряпкой, смоченной льняным маслом, или покрыть тонким слоем прозрачного лака.
Поскольку мозаика выполнена на цементной основе, она не боится влаги. Мозаичные вставки можно смело использовать при оформлении бассейнов и объектов, расположенных на открытом воздухе.
1 — набор цветной гальки; 2 — выкладывание гальки на песке; 3 — готовым мозаичный набор; 4 — приклеивание к набору холстины; 5 — ограничение мозаичного набора опалубкой; 6 — заливка цементного раствора; 7 — снятие рамы-опалубки; 8 — удаление холстины
Рисунки автора |