Мешок, прохудившийся до такой степени, что его уже нельзя залатать, обычно выбрасывают или в лучшем случае используют как тряпку для мытья пола. И лишь некоторые умельцы находят ему другое, полезное, применение. Так, например, лоскутами мешковины, смазанными густой масляной краской, латают дыры в железной крыше, а нити, выдернутые из мешковины, используют как надежную и долговечную прокладку при соединении водопроводных труб и кранов. Словом, хороший хозяин всегда вырежет из пришедшего в негодность мешка куски здоровой мешковины и уберет их до случая.
Мешковина, или ряднина, — это «грубый, деревенский холст, по реденькой основе и с самым легким прибоем (бердом)», — поясняется в Толковом словаре В. Даля. На производстве мешковина изготовляется из натуральных растительных волокон: джута (южного волокнистого растения), пеньки (конопли) и льна. В основном ткань для мешков в наше время ткут из джута, имеющего грубые волокна; из волокон пеньки и льна изготовляют более тонкую ткань — ряднину, применяемую в швейном, мебельном и других производствах. Декоративные достоинства мешковины привлекли к себе внимание современных художников, которые стали использовать ее для выполнения оригинальных аппликаций. Своеобразие и выразительность таких аппликаций определяется красивым натуральным цветом растительных волокон — от серо-зеленоватого до буро-желтого и зернистой фактурой, обусловленной строением ткани.
Аппликация из мешковины может украсить жилое помещение, комнату отдыха, кухню... Старые мешки нужно прежде всего хорошо выстирать, выгладить, а затем вырезать крепкие участки мешковины и сложить лоскуты в стопку пирамидой. Так удобнее будет отыскивать подходящий по величине лоскут. Оставшиеся обрезки ткани распустите на нитки и смотайте в клубок. Они пригодятся для выполнения отдельных деталей.
Для работы потребуются ножницы, резак, проволочная щетка или кисть, винтовой зажим, щетинные кисти, клей, пинцет и вязальная игла. Ножницами раскраивают мешковину, а резаком подрезают нити заготовок. Проволочной щеткой или кистью расчесывают нити мешковины, разъединяя их на тончайшие волокна.
Рисунок 1: вверху — образцы деталей из мешковины, внизу — последовательность изготовления рамки.
Проволочную кисть делают из тонкой стальной проволоки, обладающей хорошей упругостью. Разрежьте проволоку на одинаковые отрезки, согните их пополам и свяжите прочной тонкой нитью. Из жести от консервной банки сверните так называемый капсюль и, соединив его края внахлест, припаяйте в местах соединения. Капсюль должен плотно обжимать пучок проволоки. Затем положите капсюль с проволокой на металлическую плиту и молотком придайте сплющенную форму. Налейте в капсюль немного эпоксидной смолы и наденьте на заранее заготовленную деревянную ручку. Чтобы капсюль не соскакивал, прибейте его к ручке мелкими сапожными гвоздями. Примерно через сутки, когда смола окончательно отвердеет, можете пользоваться кистью.
При расчесывании волокон мешковину зажимают в простейшем деревянном зажиме. Он представляет собой две деревянные планки (из древесины твердых пород), соединенные двумя винтами с гайками-барашками.
Щетинные кисти применяют для нанесения клея на заготовки из мешковины и на основу. Приготовленный клей во время работы удобно держать в жестяной банке, на бортах которой есть специальные вырезы. Они служат опорой для кистей и в то же время позволяют легко снять излишки клея с кисти.
Пинцетом пользуются в тех случаях, когда необходимо выдернуть из мешковины нити только в ограниченном участке, а также при наклеивании нитей на основу. Спицей с закругленным кончиком во время приклеивания укладывают нити согласно задуманному рисунку. Пользоваться можно обычной вязальной спицей. Но она станет более универсальным инструментом, если один конец ее расплющить и согнуть под небольшим углом. Сплющенной частью спицы при наклеивании прижимают отдельные участки нити к фону. Можно поступить иначе — насадить спицу на деревянный тонкий черенок, срезав его с торца под небольшим углом. Назначение среза то же, что и расплющенного конца спицы.
Основой, на которую наклеивают элементы аппликации, может быть доска, фанера или плотный картон. Чтобы фанеру и картон не коробило, их наклеивают под прессом на подрамники из реек или прибивают к подрамнику гвоздями. Гвозди располагают как можно ближе к краям, чтобы их шляпки потом оказались закрытыми окантовочной рамкой, форма основ аппликации может быть самой разнообразной: прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д.
Элементы аппликаций из мешковины более четко выделяются на темном фоне: черном, темно-коричневом, темно-вишневом, темно-красном и темно-зеленом. При окраске фона нужно учитывать цветовые оттенки мешковины. Мешковина может иметь природную окраску с холодными серо-зелеными или теплыми буро-желтыми оттенками. Например, холодные оттенки имеет мешковина из льняных волокон, а теплые — из пеньки и джута. Кроме того, цвет мешковины зависит от того, в каких условиях она хранилась, как ее использовали. Она могла выгореть на солнце и стать блеклой или, наоборот, потемнеть от сырости. Если вы располагаете мешковиной с холодной окраской, то фон нужно сделать теплым: темно-вишневым, темно-красным, а если с теплой — холодным: черным, темно-синим, темно-зеленым. Для окраски фона берите такую краску, которая бы глубоко проникала в волокна древесины или картона. В черный цвет основу можно окрасить тушью; в другие цвета дерево и картон окрашивают морилкой и анилиновыми красителями, применяемыми для окраски тканей. Нужный цвет и тональность окраски получают путем смешивания нескольких красок или же наложения одного цвета на другой. Например, вначале основу окрашивают черной краской, дают ей высохнуть, а потом наносят вишневую краску. В результате фон приобретает темно-вишневый, почти черный цвет. Необходимо проследить, чтобы частицы краски не оставались на поверхности древесины или картона. Поэтому после того, как нанесенная краска впитается, поверхность основы протрите слегка влажной тряпкой, удалив все частицы красителя. Иначе при наклеивании мешковины они могут смешаться с клеем и оставить грязные следы на аппликации. Когда краски высохнут, основу желательно слегка проклеить — нанести на ее поверхность широкой щетинной кистью тонкий слой клейстера.
Рисунок 2: 1 — инструменты и приспособления; 2 — расчесывание растительных волокон; 3 — приемы наклеивания завитков и спиралей из нитей.
Приступать к разработке эскиза можно только тогда, когда вы внимательно изучите возможности материала, как говорят, почувствуете его. Ведь материал аппликации в значительной степени диктует и пластическое решение орнаментальной или сюжетной композиции. Мешковина имеет редкое переплетение нитей, поэтому они держатся в ней очень слабо. Эта особенность дает возможность выдергивать в определенном порядке отдельные нити и получать детали аппликации с простейшим ажурным узором, например, в виде квадратных или прямоугольных клеточек, ритмично чередующихся полосок и т. п. При вырезании деталей аппликации художник должен находить такие их контуры, линии которых по возможности шли бы в том же направлении, что и взаимно пересекающиеся нити ткани. Тогда короткие нити не будут осыпаться. Вместе с тем такое вынужденное ограничение придает аппликации из мешковины ни с чем не сравнимое своеобразие и особую декоративную условность.
Соберите обрезки мешковины и с ножницами в руках выполните простейшие элементы аппликации, изображенные на рисунках. Предположим, вы хотите вырезать древесный лист. Вырезая контур листа, не забывайте, чтобы одни нити мешковины были расположены вдоль листа, а другие поперек. Затем продольные нити с краев удалите, оставив в середине только три-четыре.
При необходимости вы можете распушить нити мешковины. Такой прием уместно применить, например, при выполнении аппликации одуванчика. Лоскут мешковины зажимают в деревянных тисочках и расчесывают нити проволочной кистью или щеткой. Затем художник по своему желанию придает свободным нитям задуманное направление — создает рисунок из волнистых линий, завитков, спиралей. Этот прием применяется непосредственно при наклеивании деталей аппликации на основу.
При разработке эскиза нужно постоянно иметь в виду особенности мешковины. Начинать работу надо с небольшого эскиза размером не больше тетрадного листа. Затем рисунок перенесите на лист бумаги в натуральную величину и по контурам рисунка вырежьте все детали изображения. Они будут служить своеобразными выкройками. Выкройки накладывают на мешковину и обводят цветным мелом.
Вырезанные элементы аппликации разложите на основе согласно разработанному эскизу. Но прежде чем детали наклеивать на основу, их необходимо дополнительно обработать, то есть выдернуть лишние нити там, где это необходимо.
Наиболее удобен для наклеивания элементов аппликации латексный клей или ПВА. Они не оставляют пятен, сравнительно быстро сохнут и образуют прочное соединение. Для тех же целей можно применять также мучной или крахмальный клейстер. Он особенно незаменим при наклеивании всевозможных завитков, спиралей и других контурных элементов из нитей мешковины. Для приготовления клейстера на стакан воды берутся две чайные ложки пшеничной муки или картофельного крахмала. Муку или крахмал разведите в небольшом количестве холодной воды и влейте тонкой струйкой в крутой кипяток, постоянно помешивая. Как только клейстер заварится, дайте ему остыть и используйте в работе. Помните, что клейстер сохраняет свои клеящие способности примерно в течение 10 часов. Затем он становится водянистым или, наоборот, густеет.
Участок фона в месте наложения вырезки из мешковины смажьте тонким слоем клея или клейстера. Затем с обратной стороны проклейте вырезку из мешковины и наложите ее на основу. Разгладьте и прижмите ладонями, а небольшие детали — пальцами, затем сверху наложите груз. Если вы работаете с быстросохнущим клеем, то груз можно будет снять примерно через 5—10 минут, а если с клейстером, то через час. Окончательно клей или клейстер должны сохнуть без груза в течение нескольких часов. Нити мешковины, которые вы предполагаете сделать волнистыми, скрутите в колечки или спирали и приклейте в последнюю очередь. Их обильно смазывают клейстером и, придерживая пальцами левой руки, с помощью спицы придают им нужный изгиб. Сушат их свободно, без гнета. Если после высыхания клейстера какой-либо участок нити отстанет от фона, его осторожно подклеивают быстросохнущим клеем.
Готовую аппликацию нужно вставить в рамку. Она является неотъемлемой частью аппликации, поэтому к ее оформлению отнеситесь с большим вниманием. Простейшую рамку изготавливают из четырех реек, в которых заранее выбирают паз. Рамку окрасьте в тот же цвет, что и фон. Когда краска высохнет, сделайте острым ножом порезки на внешних ребрах реек. Рамка с цепочкой из светлых ромбиков на темном фоне объединит композицию, сделает ее более законченной.
Рисунки автора |