Дату рождения окарины — древнего глиняного музыкального инструмента — указать невозможно, как и дату рождения барабана или бубна. Возможно, пастух, услышав пение ветра в скалах, подул однажды в пустую амфору и извлек из нее глубокий, сильный звук. Может быть, так родилась окарина — инструмент, своим звучанием напоминающий орган. Кстати, по форме классическая окарипа близка к амфоре или пифосу, но порой она приобретает самый неожиданный вид, вплоть до облика волка или кита.
В основе звучания окарины лежит принцип свистка. С незапамятных времен свистулька использовалась в народных оркестрах, но еще более она известна как детская игрушка. В наши дни народные мастера делают прекрасные глиняные свистульки, в которых сохраняются национальные традиции. Их работы широко известны у нас в стране и за рубежом.
Нехитрая вроде вещь — глиняная свистулька, но простота ее обманчива: заставить глину петь не так легко. Те, кто не прочь повозиться с ней и попробовать свои силы, могут взяться за изготовление свистульки, и если опыт удастся, то и за окарину, представляющую собой вполне серьезный музыкальный инструмент. Но прежде рекомендуем посмотреть статью "Лепим из глины", рассказывающую о работе с глиной.
Итак, начнем со свистульки. Делается она так: кусок хорошо промятой глины оберните вокруг указательного пальца, чтобы получился стаканчик с толстым дном. Плоской, слегка клиновидной палочкой проделайте в дне щель, при этом палочка должна упереться в ноготь. Над ногтем сделаете отверстие, причем стенку его, в которую бьет струя воздуха, делают острой, клиновидной формы.
Снимите стаканчик с пальца и, закрыв отверстие, дуньте в щель. Скорее всего вместо свиста раздастся шипение воздуха. Для того, чтобы глина зазвучала, попробуйте с внутренней стороны клина убрать немного глины или выровнять дно стаканчика, увеличить или уменьшить отверстие для выхода воздуха. Зазвучавший свисток можно превратить в флейту или в окарину.
Глиняная флейта — следующая ступень занятия. Это тот же свисток, только большей длины, на его стенках должны уместиться лады (отверстия). Делают ее уже не на пальце, а на тонкостенной трубке. Вначале добиваются звучания, как описано выше, а затем подбирают его тональность, выдвигая трубку из глиняного стаканчика или двигая в трубке поршень. После того, как тембр флейты станет приятным, свисток наращивают, облепливая трубку глиной до найденной длины, а потом трубку вынимают. В стенках инструмента проделывают отверстия ладов, например, одно или два снизу и шесть — восемь сверху (их местоположение и размер подбирают по звучанию гаммы). У такой флейты звук получается довольно резкий, высокой тональности, но очень чистый, чище, чем у деревянного инструмента.
Гораздо интереснее звучит окарина. У нее глубокий «бархатный» тембр. Звук не сильный, но глубоко проникающий, мягкий даже на высоких нотах. Форма и размер окарины строго не регламентированы и могут быть достаточно разнообразны.
Все стадии изготовления окарины показаны на рисунках и пояснены подписями к ним. Как добиться звука, рассказано выше. Тонкость представляет собой лишь подбор звукового ряда. Для этого нужно иметь камертон или какой-нибудь настроенный инструмент, например, баян, кларнет, флейту.
Обе половинки окарины соединяют и хорошо промазывают шов, затем нужно в окарину подуть и послушать звук, который получается при замкнутом объеме. Обычно он бывает низкий и глубокий. Изменяя отверстие для выхода воздуха и клин, добиваются звучания ноты «до», сравнивая ее с инструментом. Затем острой палочкой проделывают по очереди десять отверстии звукового ряда (по числу пальцев), располагая их удобно для руки. Место каждого отверстия, соответствующего определенной ноте, находится экспериментально. Сила звука зависит от размера отверстия. Это надо учитывать при подгонке звукового ряда по равной громкости.
Сушат готовую окарину медленно, 2—4 недели выдерживая под колпаком из полиэтилена. Это необходимо для того, чтобы при сушке изделие не повело и оно не потеряло звук.
Удачно звучащую окарину можно повторить в нескольких экземплярах с помощью формовки. Для этого окарину разрезают по линии разъема и все отверстия закладывают густым вазелином так, чтобы от них остались лунки. Затем изготовляют гипсовые формы по две для каждой половинки. Половинки окарины не должны иметь «замков», то есть должны свободно выходить из формы.
Плоскостью разъема окарину кладут на смазанный вазелином стол, глиняную поверхность смачивают водой, чтобы не было пузырьков воздуха, а затем наносят на нее несколькими слоями формовочную массу толщиной 2—3 см. Ее приготовляют непосредственно перед формовкой: гипс или алебастр всыпают в воду и размешивают до густоты сметаны. Массу тут же пускают в работу, так как застывает она очень быстро. Когда форма затвердеет, ее вместе с изделием снимают, зачищают края и в них делают глубокие клиновидные вырезы — направляющие для внутренней части формы. Плоскость разъема и направляющие смазывают вазелином и во внутреннюю часть заливают свежую порцию гипса. Он заполняет всю полость и клиновые направляющие, так что после застывания верхнюю и нижнюю части форм можно будет совместить по направляющим. Так же формуют вторую половину окарины. Формы подсыхают 1—2 недели в собранном виде.
После того, как формы высохнут, их разнимают, и они готовы для изготовления окарины. В наружную форму набивают глину и в нее по направляющим вставляют вторую половинку, предварительно смазанную вазелином. Она уплотняет слой глины. В глиняных оттисках проделывают по лункам все отверстия, клиновидной палочкой восстанавливают канал для дутья и проверяют звучание, как было сказано выше. Плоскости разъема глиняных половинок промазывают глиной и соединяют. Окарину сушат и обжигают по обычным для глиняных изделий правилам.
1. Принцип действия свистка-пищика. Поток воздуха, разрезаемый клином, издает звук — свист. 1 — воздушный поток, 2 — канал воздушного потока, 3 — клин-острие по центральной оси канала, 4 — объем резонатора.
2. Простейший глиняный свисток делают на пальце, облепливая его глиной. 1 — клиновидная палочка, 2 — воздушный канал, 3 — отверстие для выхода воздуха.
3. Пищик располагается под углом 15 градусов к вертикальной оси, на расстоянии 1/3 длины корпуса. 1 — пищик, 2 — корпус, 3 — низ, 4 — верх, 5 — передняя часть.
4.1. Будущую окарину разрезают нитью пополам.
4.2. Изготовление резонатора. Так вынимается внутренний объем. Толщина стенок от 0,5 до 1 см, но по всему объему выдерживается одинаковая. От размеров резонатора зависит звучание: чем он больше, тем звук ниже, а чем меньше, тем выше.
5. Изготовление пищика. Канал для дутья делается при помощи деревянной, слегка клиновидной плоской палочки шириной около 1 см. Канал строго соосен с острием клина. Отверстие для выхода воздуха находится экспериментально. 1 — клин пищика, 2 — отверстие для дутья, 3 — отверстие для выхода воздуха между клином и каналом.
6. Расположение ладов-отверстий по корпусу, а — вид сверху: 1 — ре, 2 — ми, 3 — фа, 4 — соль (правая рука); 5 — ля, 6 — си, 7 — до, 10 — фа (левая рука), б — вид снизу: 8 — ре, 9 — ми (большие пальцы), 11 — отверстие канала для дутья, 12— отверстие для выхода воздуха.
7 и 8. Так формуют верхнюю и нижнюю части окарины. |