А что? Это сугубо сухопутное транспортное средство несложно превратить в своеобразный катамаран. Поставьте мокик на корпуса-лодки, скрепленные поперечными балками (на них-то и фиксируется машина), установите на транцах гребные колеса, запускайте двигатель, и в путь...
Колеса самого мокика, как вы догадываетесь, лучше снять. Кроме того, потребуется еще небольшая доработка — втулочно-роликовая цепь, ведомая звездочка, узлы подшипников... Но это несложно.
Если вам понравилась наша конструкция, возьмемся за работу. Для корпусов катамарана потребуется оргалит толщиной 4...5 мм. Согласно рисунку расчертите его лист на клетки размером 100х100 мм и перенесите контур обшивки. Как видите, каждый корпус формируется из единого листа. Чтобы согнуть его точно по намеченным линиям, надрежьте их острым ножом-косячком приблизительно на половину толщины. Согнув заготовку, насверлите в местах соединения кромок ряд отверстий с шагом около 50 мм. Затем «сшейте» корпус кусками мягкой проволоки.
В сформированный корпус вклейте транцевую доску и два шпангоута, после чего все стыки и места сгибов изнутри тщательно проклейте полосками стеклоткани на эпоксидной смоле в четыре-пять слоев. Когда клей высохнет, удалите проволоку, а ребра корпуса зачистите напильником и оклейте полосками стеклоткани в три-четыре слоя.
Развертка корпуса катамарана, наложенная на сетку. Размер ячейки 100х100 мм
Шпангоуты располагаются там, где проходят поперечные балки катамарана. Их вырезают из 12-миллиметровой фанеры, размеры подбирают по месту. Вклеиваются они в корпус также с помощью эпоксидного клея и полосок стеклоткани.
Палуба выполнена из оргалита и крепится к корпусу проволокой и эпоксидным клеем.
Для окончательной отделки корпус оклеивают снаружи стеклотканью, а изнутри несколько раз покрывают паркетным лаком.
Поперечные балки представляют собой сосновые бруски сечением 50х60 мм. Они пристыковываются к корпусам на длинных шурупах и эпоксидном клее. Предварительно в шпангоутах под шурупы насверливают направляющие отверстия.
Стыковочные узлы — отрезки швеллера — закрепляются на поперечных балках на винтах М5. Чтобы гайки осей можно было как следует затянуть при установке мокика, между «щеками» стыковочных узлов вставьте распорные втулки.
На задней поперечной балке установите также дополнительную звездочку, которая обеспечит натяжение цепи привода гребного колеса.
Гребное колесо дюралюминиевое. Лопасти его выгибаются из листа толщиной 1...1,5 мм и по форме напоминают совок. В единое колесо лопасти собираются с помощью двух дюралюминиевых дисков толщиной 3 мм и пятимиллиметровых винтов с гайками. Ось гребного колеса — стальная труба диаметром 30 мм, к которой приварены ведомая звездочка от любого мопеда или велосипедов «Орленок», «Школьник», а также диск, имеющий тот же диаметр, что и звездочка. На концах трубчатой оси вставлены две выточенные на токарном станке полуоси, диаметры их в местах посадки соответствуют посадочным диаметрам подшипников. Их вам предстоит подобрать. На транце каждого корпуса подшипники закрепляются с помощью хомутов, выгнутых из стальных полос толщиной 3 мм.
Маневренность вашего мотокатамарана обеспечат рулевые перья, закрепленные на транцах. Вырезаются они из 12-миллиметровой фанеры и навешиваются шарнирно с помощью самодельных петель. Петли представляют собой Г-образные крючки, выгнутые из 6-миллиметровой проволоки. Их устанавливают на перьях, а на транцах — две детали, напоминающие булавку с колечком. Крепятся все детали с помощью эпоксидного клея.
1 — корпус; 2 — привальный брус, 3 — передний узел крепления мокика; 4 — мокик; 5 — задний узел крепления мокика; 6 — натяжная звездочка; 7 — втулочно-роликовая цепь, 8 — гребное колесо; 9 — рулевое перо; 10 — двуплечий рычаг рулевого пера; 11 — шарнирная петля рулевого пера; 12 — штуртрос; 13 — ролик; 14 — поперечные балки
Наш водоход — своеобразная приставка к мокику, соответственно и размеры рассчитаны именно на эту машину. Но приставку можно приспособить практически к любому мопеду. Надо только пересчитать размеры и грузоподъемность.
Ну а теперь — на воду. Снимите с мокика колеса, зафиксируйте его осями-шпильками в переднем и заднем узлах крепления, замените цепь на более длинную, перебросив ее через ведущую звездочку двигателя и ведомую, расположенную на оси гребного колеса. Вот, собственно, и все. Запускайте двигатель, включайте первую или вторую передачу — и полный вперед! Не забудьте только, что, даже отправляясь в недалекое путешествие по воде, обязательно надевают спасательный жилет. Сделать его можно самому из нескольких кусков пенопласта и ткани. |