Кому не приходилось любоваться зимой тончайшими ледяными узорами на оконных стеклах! Но каждый знает, что узоры на стекле недолговечны — стоит пригреть солнцу, и они исчезают безвозвратно.
И все же есть морозные узоры, которые не тают, и вот уже не один век. Эти узоры украшают старинные шкатулки, сделанные мастерами из древнего русского города Великого Устюга. Большинство шкатулок имело хитроумную конструкцию с секретными замками. Иные из них, раскрываясь, издавали приятный, мелодичный звон. Для прочности шкатулки обивались полосками жести, на которых и наводили морозный узор.
Красивые шкатулки бойко распродавались на местных базарах, тысячами вывозились на сибирские ярмарки. Значительная часть их шла в Среднюю Азию, Китай, Персию и Турцию...
Ни один природный материал не ускользал от внимательного глаза человека, его неистощимой фантазии, мастеровитых рук. Даже, казалось бы, ничем не примечательные болотные травы и камыш нашли в руках человека свою вторую жизнь в художественных изделиях — узорных циновках. Их делали одноцветными и многоцветными.
Искусство создания декоративных циновок сохранилось и в наши дни. Некоторые виды циновок вы можете сделать сами.
Циновку с крупным геометрическим орнаментом можно выполнить из болотной травы чакан, похожей на осоку. Такие циновки называются «чаканки», искусством их изготовления особенно славились адыгейцы, коренные жители Прикубанья...
Мы уже рассказывали о технологии керамики. В частности, речь шла о том, как вручную лепить простейшие сосуды. Сегодня мы рассказываем о гончарном круге — с его помощью работа над керамическими сосудами пойдет быстрее.
В глубокой древности человек просто выскребал сосуды из целого куска глины или же лепил их вручную. Затем он изобрел гончарный круг. Первое упоминание о нем относится к концу четвертого тысячелетия до новой эры.
История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кругов — ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения...
Искусство изготовления узорных войлочных ковров, по мнению ученых, сложилось у многих народов во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали, кроме продуктов питания, шерсть для различных изделий. В слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая до наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в пятом веке до новой зры. Удивительно прочные, теплые и мягкие, они широко использовались в быту кочевников. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, войлочные ковры защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены. На коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как одеялами.
Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их декоративные достоинства. Прекрасные художественные ковры выделывают в Средней Азии киргизы, казахи, туркмены и узбеки, в Закавказье — грузины и армяне...
Первобытный человек выцарапал осколком камня на стене пещеры примитивный рисунок. Это не что иное, как один из самых древних видов сграффито. Известны рисунки, выполненные просто пальцем по влажному слою глины, нанесенному на стену пещеры. Этот способ стенописи тоже сграффито.
«Сграффито» — итальянское слово. В переводе оно означает «выцарапывание».
Этрусские и греческие мастера использовали сграффито для декорирования глиняной посуды. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки — инков и майя.
В- XV—XVII веках способ сграффито широко применяли в Италии для украшения наружных стен архитектурных сооружений. Благодаря сравнительной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы...
На страницах сайта уже приводился состав формовочной или заливочной массы для изготовления скульптур и барельефов. Для изготовления форм скульпторы, как правило, используют гипс. Но гипс — очень хрупкий материал, к тому же из него трудно вылепить сложный рисунок. Поэтому вместо гипса мы предлагаем использовать композиционный материал, из которого совсем просто изготовить эластичную форму, точно воспроизводящую поверхность любого предмета. Вот ее состав (все соотношения даны в процентах):
Желатина (столярный или рыбий клей) - 30—50
Глицерин - 30—35
Вода - 10—15
Зубной порошок - 1—5...
История гравировки по металлу насчитывает не одно тысячелетие. Широко известны бронзовые изделия с искусной гравировкой, выполненной кавказскими художниками-граверами еще в начале первого тысячелетия до новой эры. В основном это оружие — боевые топоры и кинжалы, украшенные гравированными орнаментами и изображениями животных.
Мастера древнего Новгорода, Киева, Пскова, Москвы и других городов оставили нам прекрасные образцы гравировки на различных металлах.
Неповторимым своеобразием отличались медные павловские замки для ларцов и шкатулок. Замки изготовляли в виде забавных фигурок львов, русалок, журавлей, всадников и скоморохов, украшая их резцовой гравировкой...
Обработанная кость — самая обычная находка во время археологических раскопок. В Сибири и на Чукотке, например, археологи нашли резные изделия из кости, относящиеся к началу нашей эры. Искусством обработки кости в совершенстве владели и мастера древнего Новгорода.
Основные промыслы художественной обработки кости в нашей стране возникли столетия назад в северных районах, вблизи мест добычи мамонтовой и моржовой кости. Знаменитые теперь холмогорский, тобольский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и развивают традиции старинного искусства резной кости.
Основным сырьем для ряда изделий служит так называемая цевка — трубчатая часть кости конечностей крупного рогатого скота...
Глина — один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Высокая пластичность материала позволяла изготавливать из него множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.
Самые ранние изделия были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах можно было хранить лишь сухие продукты.
Но, разгребая золу угасшего костра, человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становится твердой как камень. Эти наблюдения, видимо, и навели человека на мысль обжигать для прочности глиняные изделия...
Художественная отделка чеканного изделия — очень важный этап работы. Он определяет в большой степени выразительность всей композиции. Цвет металлов и сплавов довольно однообразен, и часто бывает желательно получать более разнообразные цвета и оттенки. Успех в этом во многом зависит от опыта и навыка, но прежде всего требует художественного чутья и вкуса. Гармоничной отделкой художник смягчает или острее подчеркивает ту или иную форму, усиливает общую выразительность композиции. Определенными приемами можно затемнить фон и тем самым усилить впечатление от рельефа, его выступающие формы сделать более заметными и легко читаемыми, повысить контрастность рисунка. Можно, наоборот, придать всей композиции мягкость, погасить блеск чистого металла...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи