Разбушевавшийся огонь сметал все на своем пути. Рушились в пожарах деревянные города. Но зарастали пепелища травой, и строили наши предки на их месте новые дома...
Теперь археологи находят в многометровой толще культурного слоя обуглившиеся и как бы законсервировавшиеся деревянные чаши и ковши, остатки утвари. Тот же самый огонь, разрушивший город, сберег для потомков бесценные свидетельства старинного быта.
Сохраняющие свойства, которые приобретает дерево, опаленное огнем или закопченное дымом, человек узнал давно. Обжигали нижнюю часть столбов для ворот и заборов, которую потом зарывали в землю. Смолистые вещества, находящиеся в дыме, оседали на стены и потолок топившейся по-черному избы, впитывались в поверхностный слой древесины и тоже предохраняли ее от гниения...
Во многих музеях можно увидеть старинные орудия труда и предметы домашнего обихода из потемневшего дерева, поверхность которого украшает орнамент из тускло мерцающего металла. Разнообразные узорные сетки как бы оплетают поверхность, скрепляя как обручами старое дерево. Эта древняя техника была широко распространена у многих европейских народов. Называют ее инкрустацией оловом (или свницом).
Большие декоративные достоинства этой техники, где соединены резьба по дереву и литье, и в наше время используются для изготовления нужных и красивых вещей — солонок, мисок, тарелочек, подставок.
Особенности литья оловом позволяют делать вещи небольшого размера — от 4 до 10 см в диаметре. Дерево берется твердых пород — дуб, ясень, орех, береза. Древесина должна быть хорошо просушена...
После того как человечество научилось выплавлять металл, стало развиваться литейное искусство. Вероятнее всего, первые отливки были сделаны в Египте. Но раскопки показали, что и на территории Кавказа уже в III тысячелетии до нашей эры тоже применялись совершенные методы плавки и литья металла. Литье было наиболее легким видом обработки металла, и люди использовали это. Нужным в обиходе металлическим вещам они придавали художественную форму. Применяя способ литья по восковым моделям, античные художники добились виртуозной техники микролитья.
На Руси художественным литьем занимались вначале исключительно женщины. Они сплетали из нитей, пропитанных воском, ажурные украшения, похожие на филигрань, и, обмазав глиной, давали просохнуть. Потом форму прокаливали и заливали металлом...
Пожалуй, нет другого вида искусства, которое было бы так же распространено в русском быту, как резьба по дереву. Тысячи замечательных мастеров оставили нам великолепные работы, но не оставили, к сожалению, своих имен...
Русская изба где-то в верховьях Волги, или под Архангельском, или на Новгородчине... Не торопитесь входить во двор — полюбуйтесь сперва резной калиткой. Потом осмотрите дом снаружи: он будто весь резной — конек на крыше, карнизы, наличники окон, крылечко. Вот теперь вытирайте ноги и входите. Попросите показать вам резную прялку, рубель, которым катают белье, колыбель-качалку...
Впрочем, найти сейчас такую избу нелегко. Зато почти в любом краеведческом музее вы можете увидеть резное дерево...
Вечной живописью называют мозаику — и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок.
История мозаики насчитывает тысячелетия — еще художники Древнего Востока выкладывали узоры из керамических плиток. В античную эпоху мозаика прошла путь от несложных орнаментов до больших красочных композиций. Широко известны замечательные мозаики Рима первых веков нашей эры, средневековой Византии. Взгляните на средний снимок в конце статьи — это работа античных мастеров.
Кто бывал в Киеве и посетил Софийский собор, не мог не обратить внимания на искусные мозаичные работы художников XI—XII веков. А много позже русскую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоносов — вспомните его «Полтавскую баталию» и «Портрет Петра Первого»...
Вы заметили, наверное, что картина, изображающая уголок города Риги (в заголовке статьи), выглядит не совсем обычно. Дело в том, что художник К. Фрейманис выполнил ее из кусочков цветного стекла. Это витраж.
Витраж — искусство древнее. Уже в V веке окна церквей и монастырей украшались орнаментальной мозаикой из цветных стекол, которые вставлялись в деревянные или каменные переплеты. Со временем вместе с орнаментом в витражах стали появляться изображения человека, а прежние переплеты заменили свинцовой арматурой — она предоставила мастерам-витражистам гораздо большую свободу в выборе форм. Витраж стал пластичнее и богаче.
Наивысшего расцвета искусство витража достигло в средние века в странах Западной Европы. Витражи украшали громадные стрельчатые окна готических соборов, городских ратуш, замков феодалов. Богатые горожане тоже заказывали витражи для своих домов.
Главное достоинство витража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя максимальную интенсивность цвета и создавая ощущение праздничности, нарядности. При малейшем изменении освещения колорит витража тоже меняется, обретая все новые и новые нюансы: приподнятость, сказочность, загадочность...
Любители мастерить своими руками часто из самых простых, бросовых материалов делают красивые и полезные вещи. К числу таких материалов относится полосовое упаковочное железо. Длинные ленты его остаются от разобранной мебельной упаковки, ящиков от холодильников и других крупногабаритных предметов. Этот доступный материал дает простор художественной фантазии.
Из металлической ленты можно выполнить декоративные изображения мифологического зверя или птицы, бригантины или каравеллы, придумать какой-нибудь герб, например, гриновских Зурбагана и Лисса, или Швамбрании, или, наконец, учредить свой собственный семейный герб. Из ленты потолще можно сделать витой электрический светильник или подсвечник и т. д...
Обычное полено, несложный инструмент, немного терпения и сноровки — и ваша комната украсится деревянной декоративной маской.
Лучший материал для маски — красная верба. Но можно взять и любое полутвердое дерево — например, липу, клен или ольху. Если и такого материала не найдете, достаньте плотное, без сучков, с прямыми волокнами тополиное полено. Не рекомендуем использовать сосну, ель, вообще смолистое дерево: оно коробится, трескается и после сушки расслаивается.
Если материал сырой, вчерне обработанную фигуру надо хорошо просушить. Теперь об инструменте. Конечно, идеальный вариант, если вы располагаете полным набором инструментов для резьбы по дереву. Но это не обязательно. Можно удовлетвориться четырьмя резцами и специальным ножом...
Обрабатывать древесину человек научился за много веков до новой эры. В распоряжении древнего токаря был примитивный станок, на котором он мог работать только с подмастерьем, вращавшим с помощью ручного привода обтачиваемую деталь. Лишь гораздо позже появился более совершенный станок, приводимый в движение ногами.
Изделия из древесины не так уж часто встречаются при археологических раскопках. Но бывают и счастливые исключения. Благодаря повышенной влажности почва новгородской земли как бы законсервировала и донесла до нас множество различных деревянных вещей. В большинстве случаев это не целые изделия, а отдельные части. Но и эти небольшие фрагменты дали ученым возможность реконструировать, например, точеную деревянную посуду, всевозможные братины, чаши, кубки, миски, ставцы, блюда и солонки...
Современные деревянные пуговицы отличаются большим разнообразием форм и декоративной отделки. Но при всем разнообразии их по способу механической обработки можно разделить на токарные и столярные. Токарные — в форме цилиндров, полусфер и усеченных конусов. Сразу для нескольких пуговиц точат на станке цилиндр, диаметр которого должен соответствовать диаметру будущей пуговицы. Затем вращающуюся заготовку размечают кончиком косяка так, чтобы расстояние между рисками соответствовало толщине будущей пуговицы. Получив пуговицу заданной формы, ее срезают с заготовки и приступают к обработке следующей.
Столярные пуговицы нарезают из предварительно выструганных заготовок, имеющих в сечении овал, ромб, прямоугольник, квадрат.
При работе с древесиной не забывайте, что она не любит слишком резких переходов, поэтому острые углы и грани стачивайте наждачной бумагой или рашпилем...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи