Пожалуй, нет другого вида искусства, которое было бы так же распространено в русском быту, как резьба по дереву. Тысячи замечательных мастеров оставили нам великолепные работы, но не оставили, к сожалению, своих имен...
Русская изба где-то в верховьях Волги, или под Архангельском, или на Новгородчине... Не торопитесь входить во двор — полюбуйтесь сперва резной калиткой. Потом осмотрите дом снаружи: он будто весь резной — конек на крыше, карнизы, наличники окон, крылечко. Вот теперь вытирайте ноги и входите. Попросите показать вам резную прялку, рубель, которым катают белье, колыбель-качалку...
Впрочем, найти сейчас такую избу нелегко. Зато почти в любом краеведческом музее вы можете увидеть резное дерево.
Мы уверены: многие из вас захотят попробовать свои силы в резьбе по дереву, вдохнуть вторую жизнь в этот благодатный материал. Что ж, беритесь за дело. О самом главном мы вам расскажем.
Для работы лучше всего использовать одну из трех пород дерева — сосну, липу, березу. У каждой из них есть достоинства и недостатки, так что, прежде чем выбирать, определите для себя, какую работу вы будете делать.
Сосна имеет ярко выраженную фактуру, которая отчетливо проступает сквозь лак на крупных деталях резьбы. Кроме того, сосна легко режется, мягко поддается резцу и ножу. Но вырезать из сосны мелкие детали трудно: она крошится, когда нож или резец идет поперек волокон. Поэтому берите сосну только в том случае, если ваш орнамент будет состоять из крупных элементов.
Липа тоже мягко режется, даже лучше, чем сосна, и позволяет оформлять мелкие детали. Но фактура ее почти не проступает. Значит, используйте липу в тех работах, где по замыслу фактура дерева не нужна.
Очень хороший материал для резьбы — береза. Правда, режется она труднее, чем сосна и липа, зато на ней можно вырезать мельчайшие, почти ювелирные детали орнамента. Но это дерево требует долгой подготовки: березовое полено нужно выдержать с полгода в прохладном месте, не обдирая кору. В крайнем случае можно выдерживать не полено, а готовую доску, но это хуже.
Сосну и липу достаточно выдержать месяц-полтора.
Инструмент, который понадобится вам на первое время, показан на рисунках. Плоская стамеска, три полукруглые стамески разной ширины — от 18 до 4 мм, два угловых резца шириной 8 и 4 мм, два ножа — один с прямым, другой с закругленным лезвием, буравчик. Если вы займетесь резьбой по дереву всерьез, впоследствии ваша мастерская пополнится и другими инструментами.
Во время работы режущие кромки инструмента должны быть направлены от себя. Лучше не полениться и повернуть доску, чем пораниться. Инструмент должен быть всегда остро заточен — от этого зависит качество работы.
Отрезая доску под орнамент, оставьте на концах ее лишних 50—60 мм, чтобы можно было прижать к столу струбцинками, если это понадобится. Потом, когда работа будет готова и останется только отделка, эти лишние куски спилите.
Остругайте поверхность доски рубанком. Карандашом нарисуйте на ней орнамент. Мы приводим здесь два варианта для начинающих. Один состоит из трилистников и полушарий, резать его сравнительно просто. Другой посложнее, здесь нужно чувствовать объем, пластику.
Мы уже сказали, что резать нужно от себя — на случай, если инструмент сорвется. Но портить стол тоже не рекомендуется. Подложите под работу липовую доску: и стол останется невредим, и инструмент не будет тупиться о мягкую липу.
Готовый орнамент нужно отделать. Мелкой шкуркой зачистите всю поверхность орнамента, включая углубления. Потом покройте работу морилкой — это или слабый раствор марганцовки, или крепкий чай. Когда морилка просохнет, выступающие элементы резьбы можно осветлить шкуркой, а углубления останутся темными — так орнамент будет выглядеть рельефнее.
В заключение всю работу покройте бесцветным мебельным лаком. |