Разбушевавшийся огонь сметал все на своем пути. Рушились в пожарах деревянные города. Но зарастали пепелища травой, и строили наши предки на их месте новые дома...
Теперь археологи находят в многометровой толще культурного слоя обуглившиеся и как бы законсервировавшиеся деревянные чаши и ковши, остатки утвари. Тот же самый огонь, разрушивший город, сберег для потомков бесценные свидетельства старинного быта.
Сохраняющие свойства, которые приобретает дерево, опаленное огнем или закопченное дымом, человек узнал давно. Обжигали нижнюю часть столбов для ворот и заборов, которую потом зарывали в землю. Смолистые вещества, находящиеся в дыме, оседали на стены и потолок топившейся по-черному избы, впитывались в поверхностный слой древесины и тоже предохраняли ее от гниения.
Часто на обугленном или закопченном дереве ярче проступала фактура дерева, образуя красивый естественный узор. Люди заметили это и стали украшать бытовые предметы, используя огонь и дым.
Горцы Карпат и Татр вырезали на почерневшей матице — массивном брусе, что проходит посередине избы и поддерживает доски потолка, — крупную розетку с лепестками, древнее символическое изображение солнца, так много значившего в жизни крестьянина, пастуха, земледельца. На темном фоне деревянных сундуков и скрынь четко читается геометрический резной орнамент — розетки и квадраты, расположенные в определенной системе.
Конечно, темного фона можно добиться и другим путем — например, покрыть дерево морилкой, как это кое-где делается, но народная техника копчения имеет то преимущество, что она в большей степени сохраняет природную красоту дерева, его как бы идущий изнутри блеск и бархатистую, матовую поверхность.
Еще в недавнем прошлом мастера, стремясь поинтереснее украсить свои изделия, подкапчивали пламенем свечи поверхность расписных подносов «под черепашку», а светлые деревянные сундуки — «под мрамор», ларцы и шкатулки — даже «под малахит». Для этого дерево или металл предварительно окрашивали светло-коричневой, белой или зеленой краской, масляной либо клеевой. По сырой еще поверхности, немного наклоненной, проводили пламенем свечи, которое оставляло легкую полупрозрачную полосу. В зависимости от наклона поверхности, величины пламени, скорости движения свечи получался след, различный по ширине и плотности. Он прочно соединялся с грунтом и под слоем накладываемого потом лака довольно хорошо воссоздавал требуемый эффект.
Но у закапчивания дерева дымом, хотя, иногда и предполагалась подделка под дорогие или редкие материалы, существуют собственные художественные возможности, которые позволяют широко использовать эту технику в декоративной обработке дерева. Копотью можно обогатить и разнообразить малоинтересную по текстуре древесину лиственных пород — березы, осины, липы. Если заинтересуетесь, начните с малого: выточите из дерева небольшой предмет — скажем, корпус шариковой ручки — и, не останавливая вращения, проведите под ним пламенем. Изделие приобретет необычный рисунок из поперечных, как бы накладывающихся друг на друга полосок. Останется закрепить его слоем лака.
Токарные изделия из дерева можно подкрашивать трением. На солоницах, чашках, подставках, когда их выточат, отшлифуют шкуркой, нередко выжигают пояски. Для нанесения темных колец берется брусочек дерева, более твердого в сравнении с обрабатываемым (например, бук, дуб или береза), и прикладывается узкой стороной к вращающемуся в станке изделию. От трения на изделии обугливается тонкий поверхностный слой, который дает красивый темно-коричневый цвет. Пояски красного цвета получаются от прикладывания кусочка красного сургуча. Чередуя темные и красные пояски со светлой поверхностью древесины, можно добиться очень разнообразных и красивых ритмов, подчеркивающих особенности формы каждого токарного изделия.
Хотелось бы напомнить об одном мало применяемом теперь способе выжигания нагретыми штампами. Сейчас очень распространилось выжигание электроиглой, но она дает только четкий контурный рисунок. А выжигание штампиками позволяет создавать на простых бытовых изделиях различные по тону декоративные композиции. Рисунок складывается из розеток, звездочек, ромбиков, полосок.
Штампы можно по-разному нагревать, и тогда они будут оставлять неодинаковые оттиски — одни бледнее, с более четким рисунком, другие темнее, с мягкими краями, за пределами которых останется чуть опаленная поверхность. В целом вещь становится живописной по цвету, в ней в большей степени видна привлекающая всех рукотворность.
Штампики делают из брусков железа или толстостенных трубок, на торцевой части которых вырезают рисунок. Он должен быть очень простым, иначе сложные формы быстро забьются нагаром, а чересчур тонкие части обгорят при нагревании.
Штампы, насаженные на толстый металлический прут с деревянной ручкой, нагревают в горне и прикладывают к украшаемому предмету.
Дерево можно обрабатывать огнем паяльной лампы. Для обжигания наиболее пригодны мягкие породы древесины с хорошо выраженным рисунком годовых колец — сосна, ель. Дерево перед обжиганием опускается на считанные минуты в раствор медного купороса, который впитывается в мягкие слои годовых колец. При обжигании обгорают именно эти мягкие слои, твердые же почти не разрушаются. Получается выразительный рисунок со светлыми линиями на темном фоне. Этот способ позволяет выявлять текстуру древесины в большом диапазоне — от чуть опаленной до темной со скульптурным рельефом поверхности.
Изделие можно не пропитывать купоросом, но тогда разница в цвете получается только из-за разной плотности мягких и твердых частей годовых слоев, текстура становится не такой рельефной.
Обожженное дерево хорошенько протирается ветошью и покрывается лаком. Иногда перед лакированием поверхность обрабатывают мелкой шкуркой.
Обжиганием можно украшать токарную и резную скульптуру, бусы, браслеты, резные подносы и даже мебель.
В заключение напомним, что при работе с паяльной лампой нужно тщательно соблюдать все меры противопожарной безопасности. |