Художественные орнаменты, сюжетные рисунки, портреты, сделанные не кистью или резцом, а выполненные из кусочков дерева разных пород, оттенков и текстуры,— искусство особого рода, требующее от автора не только хорошего вкуса, «понимания» дерева, но и умения работать, работать терпеливо, аккуратно, не торопясь.
В художественной и технической литературе такие рисунчатые наборы дерева называются мозаиками.
Мозаика — это изображение или узор, выполненный из разноцветных кусочков однородного материала: дерева, смальты, камней, металла. Мозаика по дереву выполняется двумя способами: интарсией и маркетри...
Дату рождения окарины — древнего глиняного музыкального инструмента — указать невозможно, как и дату рождения барабана или бубна. Возможно, пастух, услышав пение ветра в скалах, подул однажды в пустую амфору и извлек из нее глубокий, сильный звук. Может быть, так родилась окарина — инструмент, своим звучанием напоминающий орган. Кстати, по форме классическая окарипа близка к амфоре или пифосу, но порой она приобретает самый неожиданный вид, вплоть до облика волка или кита.
В основе звучания окарины лежит принцип свистка. С незапамятных времен свистулька использовалась в народных оркестрах, но еще более она известна как детская игрушка. В наши дни народные мастера делают прекрасные глиняные свистульки, в которых сохраняются национальные традиции. Их работы широко известны у нас в стране и за рубежом...
В конце позапрошлого века в Москве, в мастерской «Детское воспитание» по эскизу известного художника Сергея Малютина была изготовлена первая русская матрешка. Все восемь фигур этой матрешки были покрыты выжженным рисунком. Выжигание по дереву, названное позже пирографией, было в то время сравнительно новым и малораспространенным способом художественной обработки древесины. Аппараты для выжигания были несовершенны, работали они на бензине, который накалял платиновую иглу. Чтобы поддерживать постоянный накал иглы, мастер вынужден был периодически подкачивать бензин ножной педалью. Но, несмотря на технические трудности, пирография продолжала развиваться. В подмосковном городе Сергиеве Посаде (ныне Загорске) выжиганием и раскраской в 1912 году занималось около ста дворов. Было разработано множество различных вариантов матрешек. Однако большой спрос на матрешки заставил мастеров отказаться от трудоемкой пирографии, и постепенно выжигание было заменено росписью. Но для украшения деревянных коробочек, шкатулок, блюд и ларцов продолжали применять пирографию...
Слово «фреска» каждому из вас напомнит прекрасные образцы древнего и не столь древнего искусства. Вспомнятся имена Рафаэля, Микеланджело, Андрея Рублева. А многие и многие имена уже давным-давно забыты — необычайная долговечность фресковой росписи позволила и нам познакомиться с произведениями мастеров, живших и творивших тысячи лет назад.
Фресковая роспись — искусство сложное. Художники должны были воплощать свой замысел в материале быстро, потому что писали они по свежей штукатурке (само слово «fresco» означает «свежий»), не слишком сырой, чтобы не расплывались краски, и не слишком сухой, чтобы краска образовала со штукатуркой единое целое. Вот так, ловя считанные мгновения, мастера создавали картины, живущие тысячелетия...
Раскопки Пазырыкского кургана на Алтае дали нам возможность увидеть прекрасные изделия из кожи, сработанные еще в V—IV вв. до н. э. Поражает разнообразие технических приемов, которыми владели древние мастера. Здесь можно встретить и замшевую флягу с нашитым узором из тонкой кожи, сумки, украшенные узорчатой аппликацией, изящные резные украшения в виде зверей и птиц, покрытые тонким слоем золота. Трудно поверить, что эти совершенные по красоте вещи были сделаны двадцать пять веков назад.
Искусно обрабатывали кожу мастера Древней Руси. По свидетельству путешественников, русские мастера шили нарядную обувь и богато украшали ее жемчугом. Из кожи изготовляли сбрую и седла, патронташи и рукавицы, вышитые серебром и золотом, колчаны для стрел с тисненым орнаментом...
В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит небольшой столик, неброский, очень простой по форме. Но посетители все же задерживаются у него подолгу, рассматривая столешницу, украшенную тонким, сложным рисунком. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы.
Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного шпона. Быть может, не одну тысячу таких кусочков должен был подобрать терпеливый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Художник с честью справился с нею, показав неограниченные возможности мозаики из дерева. И — удивительное дело! — несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично вписывается в поверхность стола, составляя с ним единое целое...
На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы.
Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливалась чаша или братина. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап
догадались распиливать на тонкие пластинки и полировать, он стал цениться как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа...
Тамбур — это способ закрепления на ткани цветных нитей, образующих петельные швы. Вышивку тамбуром можно встретить на самых разнообразных вещах — платьях, рубашках, блузках, головных уборах, салфетках, полотенцах, кисетах. Народы Средней Азии применяют тамбурную вышивку для украшения и других предметов быта: занавесей, подушек, сумок, попон. Тамбурным швом вышивают и ковры.
Для шитья тамбуром годятся самые разные материалы: замша, кожа, войлок, сукно, бархат, вельвет, фетр, шелк, хлопчатобумажные ткани. Цветные нити, используемые в шитье, тоже могут быть самые разные: хлопчатобумажные — простые и мулине, шелковые, шерстяные, синтетические. Их подбирают в соответствии с видом материала, который будет расшиваться узорами...
Свою первую корзинку из лозы я сплел на берегу Оки. И учителем моим был наш деревенский пастух Леша.
За Лешей я бродил долго, робко появлялся перед ним на лугах, где пастух отдыхал и резал лозу. Заметив меня, Леша сначала молчал, потом разрешил сесть рядом, а потом, к великой моей радости, попросил меня подать ему подходящий прут для основы корзины. Дальше больше — и скоро мне уже позволялось счищать с лозы листья. Захватив вершинку прута, я сжимал сам прут другой рукой и сначала неловко протягивал этот прут через сжатый кулак. Лоза выходила гладкая, чистая, а в кулаке у меня оставались чуть жестковатые от летней жары полоски-листья. Позже показал мне Леша и другие работы, и скоро я уже знал, где и как выбрать хлыст для обруча, где срезать прут для основы и прутики-стрелочки для боков и дна корзинки...
Разнообразна цветовая палитра осени. Яркую гамму красок, изящество форм и линий, тончайшие контрасты лепестков и листьев приносят с собой осенние цветы.
Составляя букет, возможно, вы захотите воспользоваться некоторыми нашими советами.
Не стремитесь к громоздким букетам. Нередко такие композиции бывают яркими, но в них пропадает самое ценное — красота отдельного цветка. Постарайтесь подчеркнуть его своеобразие и изящную форму. Итак, центр композиции — цветок. Все дополнительные элементы — ветки, листья, ягоды — служат в основном фоном и должны соответствовать характеру цветов. Так, например, к легким, грациозным герберам, гайлардии, однолетним георгинам, гелениуму хорошо подходят колосья злаков, початки рогоза, соцветия зонтичных и декоративных луков. Желтые с подпалинами рудбекии красивы с листвой боярышника, бересклета или с ветками конского щавеля...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи