Искусство изготовления узорных войлочных ковров, по мнению ученых, сложилось у многих народов во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали, кроме продуктов питания, шерсть для различных изделий. В слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая до наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в пятом веке до новой зры. Удивительно прочные, теплые и мягкие, они широко использовались в быту кочевников. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, войлочные ковры защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены. На коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как одеялами.
Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их декоративные достоинства. Прекрасные художественные ковры выделывают в Средней Азии киргизы, казахи, туркмены и узбеки, в Закавказье — грузины и армяне. Искусство художественного оформления войлока — неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства многих народов — дагестанцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей, башкир и калмыков. На протяжении многих веков вырабатывались характерные для каждого народа композиционные приемы и узоры.
Рисунки ковров создавались и видоизменялись на протяжении многих столетий. Творческая мысль мастеров дополняла и трактовала по своему вкусу широко известные ковровые орнаменты, отсюда и величайшее множество композиционных и орнаментальных решений. Так сложилось прекрасное традиционное искусство войлочного узорного ковра, занимающее заметное место в народном искусстве нашей.
Войлочные ковры бывают двух видов — с вваляным и мозаичным узором. Техника вваляных ковров дает возможность получить удивительные по своей красоте узоры, напоминающие акварельные переливы. Мозаичный узор менее многоцветен, чем вваляный, но у него есть и свое достоинство: более графичный рисунок, не подверженный тем изменениям, которые может претерпеть вваляный орнамент во время изготовления ковра, а затем и многолетнего пользования.
Технология изготовления войлочных ковров не требует специального оборудования, поэтому любой из вас, кто захочет, может сделать ковер для себя.
Для войлочных ковров применяются грубые сорта овечьей шерсти осенней стрижки. Очистите шерсть вручную от сорных примесей, разберите ее пряди, опустите в ванну, бак или корыто и промойте чуть теплой водой с порошком (25 г на 1 л воды). Затем хорошо прополощите сперва теплой, потом холодной водой. Промытое волокно погрузите в резервуар с раствором красителя и на 15 минут оставьте без подогрева. После этого доведите раствор до кипения и кипятите шерсть 35—40 минут. В зависимости от применяемого красителя добавьте в него те или иные компоненты: соду, соль, уксус, как указано в рецептах, которые прилагаются ко всем красителям, имеющимся в продаже. Во время крашения волокно осторожно поворачивайте деревянной палочкой не менее 4—5 раз.
После окраски шерсть промойте теплой и холодной водой, после чего пряди нужно немного растрепать и разложить на бумаге или полотне для просушки. Окрашенную и просушенную шерсть разберите и расчешите на чесальном гребне — он изображен на рисунке. Зубья гребня можно сделать из тонких, часто набитых гвоздиков без шляпок. Длина зубьев около 30 мм.
Пряди волокон берите обеими руками, с некоторым усилием насаживайте на зубья гребня и растягивайте в разные стороны так, чтобы расчесываемые волокна стали пушистыми, как вата. Шерсть каждого цвета нужно и расчесывать, и складывать отдельно друг от друга.
Теперь можно раскладывать узор.
Возьмите брезент или какую-либо другую толстую и плотную ткань размером больше предполагаемого ковра. Легкими линиями карандаша, мела или уголька нанесите на брезент рисунок. Брезент с нанесенным рисунком будет служить шаблоном для раскладки узора.
Ковер будет выглядеть эффектнее, а рисунок станет более четким, если по линиям эскиза проложить контур. От расчесанного волокна отделяйте узкие длинные пряди, берите их в правую руку, а пальцами левой укладывайте по контуру рисунка. Укладывая, вытягивайте волокно до нужной ширины контура. При этом правой рукой подкручивайте волокна — благодаря этому в готовом ковре образуется более четкая линия.
Разложив контуры, возьмите кусок шерсти, по количеству соответствующий размеру цветового пятна, которое вы собираетесь выкладывать, и слегка расправьте, чтобы толщина была одинаковой. Затем правой рукой вкладывайте шерсть между контурами на шаблоне. Пальцами левой руки придерживайте волокна, подтягивая их правой рукой по направлению линий орнамента.
Когда вы выложите таким образом весь ковер, покройте его равномерным слоем чесаного одноцветного волокна (окрашенного или натурального). Это так называемая подкладка, в которую будет ввалян узор. Общая толщина и узора, и подкладки должна быть 5—6 см. Тогда ковер выйдет плотным и в то же время достаточно эластичным. Раскладывая подкладку, осторожно прощупывайте толщину, добиваясь равномерности слоя.
Когда кончите настилать подкладку, весь ковер обрызгайте очень горячей водой с растворенным в ней хозяйственным мылом. На 10 л воды нужна примерно одна треть куска. Обрызганное волокно аккуратно накройте с четырех сторон свободными краями брезента, на котором вы выкладывали ковер, и все вместе туго наверните на круглую скалку диаметром не менее 6 см и длиной на 30—40 см больше ширины ковра. Полученный рулон перевяжите в трех-четырех местах тесьмой.
Рулон перекатывайте ногами минут 40—50. Во время катания (валяния) ковра брезент раскрывайте несколько раз и снова обрызгивайте войлок.
Когда предварительная валка будет закончена, раскройте рулон, полейте полученный войлок горячей водой, расправьте, если нужно, вытяните и выровняйте смятые или неровные края. Затем сверните войлок в рулон уже без палки и катайте на брезенте, расположив его на полу или большом столе. Теперь катайте уже руками, с силой надавливая на рулон и двигая его вперед и назад от кистей рук к локтям и обратно. Катать рулон нужно минимум час. Периодически раскрывайте войлок и переворачивайте его то на одну, то на другую сторону, обрызгивая при этом горячей мыльной водой.
И предварительную, и окончательную валку лучше проводить с помощниками. Чем больше ковер, тем труднее его свалять одному.
Окончив валку, просушите войлок в расправленном виде на ровной поверхности. Просушенный ковер аккуратно подрежьте по краям ножницами или острым ножом и обшейте тесьмой шириной 2—2,5 см.
Теперь расскажем о том, как сделать войлочный ковер с мозаичным рисунком.
Сваляйте уже описанным способом два однотонных, без рисунка, пласта войлока — например, один синий, другой красный. Толщина готового пласта должна быть не больше 5 мм. Наложите один пласт на другой и, нанеся тонкой линией мелом или угольком узор, острым ножом прорежьте одновременно оба пласта. Разъединив их, вы получите узорные куски войлока, одинаковые по размерам и конфигурации. Разложите эти куски так, чтобы получить два одинаковых по рисунку ковра, но с разным цветовым решением фона и узора. Один будет с синим фоном и красным узором, другой — с красным фоном и синим узором. Части войлока сшейте крепкой ниткой, затем аккуратно пришейте к швам цветную однотонную тесьму. Ровно подрежьте края ковра и обшейте тесьмой. Мозаичный ковер готов.
Ручное изготовление войлочного ковра позволяет бесконечно варьировать не только их рисунки, но и цветовую гамму. Малейшее изменение соотношения цветов дает новые декоративные эффекты.
Рисунки автора |