Глина — один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Высокая пластичность материала позволяла изготавливать из него множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.
Самые ранние изделия были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах можно было хранить лишь сухие продукты.
Но, разгребая золу угасшего костра, человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становится твердой как камень. Эти наблюдения, видимо, и навели человека на мысль обжигать для прочности глиняные изделия.
Изделия из обожженной глины принято называть керамикой.
Широкое распространение керамика получила в Египте, Ассирии, Вавилоне и Греции. Многие музеи мира украшают знаменитые греческие вазы-амфоры, расписанные традиционными орнаментами и сценками из древнегреческой мифологии. Высокохудожественной керамикой славилась и Древняя Русь. Из мастерских русских керамистов выходили терракотовые и поливные изразцы, посуда, игрушки. Известные современные керамические промыслы нашей страны — гжельский, скопинский, балхарский, оятский и многие другие — продолжают традиции старых мастеров. На международных выставках их изделия неоднократно отмечались медалями и дипломами.
Гончар. Рисунок на античной вазе.
Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно и в домашней мастерской, используя вполне доступные материалы и оборудование, применяя сравнительно несложную технологию.
Основа любого керамического изделия — глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и беложгущуюся, которая после обжига становится белой. Чтобы определить, с какой глиной вы имеете дело, нужно сделать пробу: обжечь небольшой кусок глины. Даже некоторые черные глины после обжига становятся белыми.
Заготовленную глину промойте и удалите из нее различные примеси следующим образом. Положите глину в ведро или таз, залейте водой и тщательно размешайте до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а всевозможные легкие примеси всплывут. Переложите глину в широкую посуду, дайте подсохнуть, потом тщательно перемните. Готовая для работы глина должна напоминать тесто и легко отставать от руки. Глины, содержащие значительное количество песка, называют тощими. Тощие глины пригодны для изготовления более крупных вещей с обобщенными формами. Мелкие изделия с тонкой проработкой деталей лепят из жирной глины, не содержащей песка.
Чтобы глине придать некоторые дополнительные качества, в нее вводят всевозможные примеси. Керамика станет более легкой и прочной, если в нее ввести немного опилок. Народные мастера Таджикистана вместо опилок добавляют в глину пух камыша-рогоза или тополя. Добавление в глину окиси железа или шамота значительно ускоряет обжиг. Приготовляют шамот из толченых черепков или красного кирпича. Толченый кирпич просеивают, удаляют керамическую пыль, добиваясь крошки, не превышающей размера просяного семени. Шамота в глине должно быть не более одной пятой части общей массы.
Для лепки нужно заготовить специальные скульптурные инструменты — стеки. Стеки вырезают из твердой древесины самшита, груши, яблони, бука или березы. Для влагоустойчивости. стеки протирают льняным или любым другим растительным маслом. На первый случай лучше всего сделать три стека. Рабочую часть одного из таких стеков делают из стальной проволоки, укрепив ее, как показано на рисунке. Этим стеком удобно срезать лишнюю глину. Но основными «инструментами» при лепке всегда оставались пальцы. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Поэтому не следует увлекаться работой стеками, и помните, что основное назначение стеков — проработка мелких деталей и удаление лишней глины.
Стеки для лепки из глины.
Сосуды, как правило, формуют на гончарном круге, но можно обойтись без него, прибегнув к старому способу лепки сосудов вручную. Вначале вылепите дно сосуда в виде круглой пластины. Затем раскатайте небольшие куски глины в жгутики. Жгутики наращивайте виток за витком, укладывая их шире или уже в зависимости от требуемой конфигурации сосуда.
Последовательность лепки сосуда из жгутиков.
Теперь изделие нужно декорировать. Существует множество способов отдепки керамики. Один из древних способов — лощение — поражает своей простотой. Поверхность подсохшего изделия натирают стеклянным пузырьком или любым другим гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится более сильным. Лощеную посуду можно смело применять в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчива. На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое-нибудь дымящееся топливо — например, вар. Впитывая дым, сосуды становились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому. Остывая, она приобретает черный цвет.
1 — чернолощеный двойной сосуд. 2 — блюдо. Техника сграфитто. 3 — кринка.
Глазурь. 4 — древний сосуд. Гравировка. 5 — чернолановый сосуд. 6 — игрушка. Темпера.
7 — кувшин. Штампованный орнамент. 8 — игрушки. Роспись ангобами.
В керамике широко применяется способ декорирования жидкими глинами — ангобами. Если украшаемое изделие изготовлено из красножгущейся глины, то ангобы приготавливают из беложгущейся глины. Глину разводят до густоты сметаны и наносят на изделие кистью или резиновой грушей. Добавляя в глину окислы металлов, можно получить разноцветные ангобы. Сернокислый кобальт дает синий цвет, перекись марганца — коричневый, окись хрома — зеленый, окись никеля — желтый, окись железа — красный, смесь окисей хрома, марганца и кобальта — черный.
Окрашивать керамику можно непосредственно окислами металлов без добавления жидкой глины. Управлять в керамике различными оттенками цвета — сложная задача, и только многочисленные пробы в состоянии решить ее. Сделайте из керамической облицовочной плитки своеобразную палитру. Нанесите на нее мазки разных ангобов, запишите, в каких пропорциях и какие окислы вы добавляли, затем обожгите в печи. Таких плиток можно сделать несколько. Они будут необходимым справочным материалом при подборе нужных цветов.
Яркий декоративный эффект дает техника сграфитто. Слегка подсохшее глиняное изделие полностью или частично покрывают слоем ангоба. После того как ангоб загустеет, но не потеряет пластичности, стеком выскабливают нужный рисунок, обнажая нижний, более темный слой глины.
До сих пор находят археологи в поселениях древнего человека отдельные черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстильорнаментом — отпечатками грубых тканей и сетей.
Штампованный орнамент можно попробовать выполнить с помощью деревянных штампиков, предварительно вырезав на дереве различные элементы узора. Обжигать глину удобно в муфельной печи, которая продается в учколлекторах. В печь загружают изделия, предварительно просушенные в течение пяти — шести дней при комнатной температуре. В печи под действием высокой температуры глина теряет связанную с ней химически воду и становится влагоустойчивой и прочной. Обжигают глину примерно около трех часов. Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют терракотой. По окончании обжига печь выключают, и изделия остывают прямо в печи.
Покрытую глазурью керамику называют майоликой. Глазурь, или полива, тонким стекловидным слоем покрывает керамическое изделие, делая краски и ангобы яркими и сочными, полностью предохраняя их от влаги. Известен народный способ приготовления глазури. Разогревают на огне бутылочное стекло и бросают его в холодную воду. Стекло покрывается мельчайшими трещинами и легко рассыпается. В ступке стекло перетирают в порошок, похожий на муку. Порошок разводят водой и добавляют в него клейстер. Изделия поливают этим составом и дают просохнуть, после чего снова загружают в печь, где выдерживают около трех часов.
В некоторых случаях глазурь на керамических изделиях можно имитировать. Всевозможные украшения, мелкую декоративную скульптуру и настенные плиты вполне допустимо покрывать вместо трудоемкой глазури различными лаками. Внешне они ничем не отличаются от глазури, но намного упрощают работу, не снижая художественных достоинств керамики. Подтверждение тому абашевские игрушки, с большим вкусом расписанные масляной эмалью, знаменитые болгарские чернолаковые сосуды. |