Романовские глиняные игрушки узнаёшь с первого взгляда. Они не похожи ни на какие другие. Почти все — со свистками. Раскрашены неярко, обычно в четыре цвета — жёлтый, красный, зелёный, чёрный. Иногда мастера добавляют серебристый — его называют «алюминиевый оттенок». Им расписывают важнейшие детали фигурок, наносят традиционный узор в виде штрихов, ёлочек, точек.
Искусствоведы насчитывают более сорока сюжетов романовской игрушки. Глиняные барышни и дамы в красивых нарядах и больших кокошниках слегка нарумянены. Под стать им кавалеры, среди них преобладают военные при погонах, в перетянутых портупеях, фуражках и высоких папахах. Необычайно забавны и романовские животные: индюки, козлы, бараны, олени. Самая маленькая игрушка — летящий жаворонок — лишь слегка раскрашена, зато голосиста. Умельцы извлекают из неё всевозможные трели.
Имя этим игрушкам дал город Романов, его ещё называли Романов в степи. Он был основан на реке Воронеж в XVI веке как оборонительная крепость для защиты русских земель от воинственных степняков. Город строился, расширялся. Его жители осваивали различные ремёсла. Появились в Романове и гончары. Благо глины вокруг было предостаточно, причём разноцветной — белой, чёрной, красной и жёлтой, — наиболее подходящей для посуды. На гончарных кругах мастера вытягивали из кусков глины крынки, горшки, миски. Слегка подсушивали заготовки и отправляли в «пыл-жар» — в горящую печь. После обжига ими можно было пользоваться. Романовская посуда ценилась не только в городе, её возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки.
С годами гончары расширяли и разнообразили своё производство. Некоторые мастера начали лепить мудрёные игрушки со свистками — свистульки. Для них использовали только чёрную глину — наиболее прочную и послушную в руках. Глину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После того как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было работать.
Сюжеты игрушек брали из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Фигурки получались узнаваемыми. С помощью ножей и палочек делали дырочки, насечки, защипы, проколы — они передавали и подчёркивали детали лиц людей, фасон и форму одежды, морды животных. Вылепленные игрушки расставляли на дощечках для просушки, а затем отправляли в печь. Оттуда их вынимали слегка розоватыми. Затем изделия остужали и раскрашивали.
Известность к глиняным романовским игрушкам приходила постепенно. В этом заслуга не только мастеров, но и купцов, развозивших самобытные свистульки по России. Романовская игрушка становилась знаменитой — как каргопольская, дымковская, филимоновская.
Со времён Петра I Романов постепенно начал приходить в упадок. При Екатерине II он потерял статус города, разделившись на три села. Но гончарное и игрушечное ремёсла не пострадали. Спрос на изделия не упал. Игрушки издавна причисляли к оберегам, помогающим от сглаза и порчи. Посвистишь в такую игрушку — неприятности, хворь проходят, в дом возвращаются покой и здоровье. Фигурки считались символами добра, счастья, успеха. Бык — знак достатка, индюк — отпугивал злых духов от детей, конь — воплощение солнца, олень — покровитель молодых, коза — успех в плодородии. Романовская дама — романушка — берегиня, хранительница очага, продолжательница рода.
В первой половине ХХ века гончарное и игрушечное дело в этих местах почти зачахло. Если посуда кому-то ещё была нужна, то с игрушками дело обернулось совсем плохо — их перестали лепить. Казалось, промысел был обречён на исчезновение. Но сохранились знатоки и ценители: по крохам, по музейным собраниям, частным коллекциям, археологическим раскопкам, пожелтевшим фотографиям, старым публикациям, разбитым черепкам они сумели возродить романовскую игрушку. А делают её в селе Троицкое, недалеко от Липецка, где работает центр «Романовская керамика».
Автор: Игорь Константинов, фото автора. |