Аппликация — древнейший способ создания орнаментальных и сюжетных композиций. До наших дней дошли изделия с искусной аппликацией из войлока и кожи, созданные древними мастерами более чем два с половиной тысячелетия назад. Традиционными материалами для аппликации были также мех, береста, солома, металл, древесина, разноцветная бумага. Сейчас любители этого вида ремесла используют для своих композиций засушенные листья, лепестки цветов и даже тополиный пух.
Мы поговорим сегодня о малоизвестном виде — аппликации из ломаной щепы. Она оригинальна и проста по исполнению. Особую декоративность ей придают изломы, но чтобы правильно, или, как говорят, декоративно сломать щепу, нужно хорошо знать свойства древесины. Известно, что дерево имеет волокнистое строение. Сухая древесина обычно хрупкая, ломкая, а влажная, наоборот, эластичная, легко расслаиваемая. Эти свойства древесины и учитывают при заготовке элементов аппликации — лучеобразных «бородок», образуемых тонкими расслоенными волокнами. Как их получают?..
Материалов потребуется минимум: лист плотного толстого картона, клей ПВА, гуашь, лак НЦ-228 или НЦ-222, кисточки, хорошо заточенный нож с острым концом и наждачная бумага. Многое может оказаться у вас дома, а недостающее легко купить в магазинах хозяйственных и канцелярских товаров.
Прежде чем приступить к работе, надо решить, какой формы и размеров будет ваша шкатулка. Нарисуйте ее сначала на листе бумаги и сделайте рабочий чертеж в натуральную величину, чтобы не было путаницы в дальнейшем. Затем разметьте контуры деталей на листе картона. Это очень важная операция, от нее в немалой степени зависит внешний вид вашей самоделки, поэтому советуем вам пользоваться точными измерительными инструментами и тонко отточенным твердым карандашом.
Когда детали будут размечены, аккуратно вырежьте их. Чтобы линия отреза была ровной, приложите к ней линейку и, не очень сильно нажимая, несколько раз проведите по ней скальпелем...
В старину свечи отливали в так называемых «лейках» — формах, изготовленных из олова или жести. Белорусские крестьяне применяли формы из дерева и древесной коры. Сибиряки же в качестве форм для литья свечей использовали полые стебли местных зонтичных растений: дягиля и борщевика. Стебли этих растений срезали осенью, когда наземные части их уже отмирали. Украинские крестьяне применяли для тех же целей полые стебли болиголова. Свечи лили из сала или натурального пчелиного воска. Сейчас вместо натурального воска используют парафин или церезин. Эти воскоподобные вещества называют минеральным воском. Для отливки фигурных свечей вы можете воспользоваться хозяйственными парафиновыми свечами, огарками использованных свечей.
Свечи отливают в металлических, деревянных или гипсовых формах. Металл (сталь, латунь, жесть) применяют, если нужно отлить свечу в виде цилиндра, конуса, пирамиды или призмы.
Внутренние поверхности металлических форм нужно хорошо отполировать. Только в этом случае готовые свечи будут легко извлекаться из формы, а их поверхность станет ровной, с матовым блеском. Крепят металлические формы на деревянных подставках. Изготовление свечей в металлических формах показано на рисунках а — г.
Но возможности металлических форм ограничены, только в гипсовых формах можно выполнить восковую отливку сложной конфигурации...
Мы уже познакомили вас с отливкой из гипса по модели, вылепленной из глины или пластилина, в так называемой черновой форме. Но черновая форма после отливни разбивается, а хотелось бы отлить несколько копий с оригинала. Можно ли это сделать?
Отлить несколько копий с оригинала можно, если применить клеевую форму.
Мы предлагаем освоить технику изготовления клеевых форм,, которые наиболее удобны при отливе сравнительно небольших скульптурных работ. Благодаря своей пластичности клеевые формы передают мельчайшие детали оригинала. Они компактны и легко снимаются с отливки. Хорошо и то, что пришедшую в негодность клеевую форму можно переплавить, а клей использовать для других формовочных работ.
Такие формы отливают в основном из костного и мездрового клея. В быту и технике широко известны многие разновидности постного клея: пищевой, технический и фотожелатии. Технический желатин и мездровый клей продаются в хозяйственных магазинах...
В каждом доме есть старая обувь, сумки, перчатки, декоративная ткань, старые бусы, серьги, пуговицы — вот эти, казалось бы, бросовые вещи и послужат исходным материалом для простых, но оригинальных украшений.
Кожа — благодарный материал, который всегда в моде. Она легко обрабатывается и прекрасно сочетается с комплектами одежды из джинсовой ткани, хлопка, трикотажа.
Обычно для работы с кожей используются специальные инструменты — сапожные ножи, пробойники, но их можно заменить ножницами, лезвием или скальпелем. Кроме того, вам понадобятся металлическая линейка, шило, клей резиновый и «Момент», игла с широким ушком, мелкая наждачная бумага, картон.
Итак, перед вами — куски кожи. Это могут быть голенища старых сапог или старые кожаные перчатки. Для начала предлагаем сделать серьги, показанные на рисунке 1. Особенно хорошо они смотрятся, если удается подобрать несколько лоскутков кожи разного цвета...
Эта удивительная игрушка родилась на берегу холодного Белого моря, в промысловой избе русских поморов. В хорошую погоду промысловики уходили в море ловить рыбу или охотились на морских зверей. Но были дни, когда море штормило и шли проливные дожди. В такую пору в промысловой избушке тускло горела коптилка со звериным салом, а вокруг нее тесно сидели поморы, коротая время за каким-нибудь ремеслом. Под рукой не было специальных инструментов — промысловый нож да топор. И материал самый немудреный — заготовленные на дрова сосновые да бгрезовые чурки. Но в руках самобытных мастеров обыкновенная чурка часто превращалась в настоящее произведение прикладного искусства. Из древесины вырезали различную хозяйственную утварь и детские игрушки. Особо любили поморы мастерить хитроумные погремушки — шаркунки, как их называли в здешних местах. Чтобы сделать хороший шаркунок, нужны были не только художественный вкус и мастерство, но и смекалка. Случалось, разберет мастер уже готовый шаркунок и предложит кому-нибудь собрать его снова. И так и эдак вертит деревянные детали непосвященный, пытаясь для каждой найти свое место, сидит ломает голову, да так порой и отступится. Вот так простая деревянная погремушка неожиданно превращалась в замысловатую головоломку.
Конструкция шаркукка напоминала многоэтажный дом без окон и дверей, но с множеством комнат-ячеек. Строился такой дом из тонких сосновых планочек-перегородок, которые крепились замковым соединением на резной березовой ручке...
Не всегда дома есть место для верстака. Его можно заменить накладной верстачной доской, которую можно установить на столе, а после работы убрать. Чтобы не портить поверхность стола, перед установкой доски покройте его бумагой и листом толстого картона, а под струбцину тисков снизу подлежите кусочек фанеры.
Предлагаем вам две конструкции верстачной доски.
На рисунке 1 показана накладная доска с клиновым зажимом и упором для пиления и строгания. Ее сконструировал инженер А. К. Бешенков. В зажиме можно крепить прямоугольные детали. Делается это так: уприте доску торцом в один из выступов клина и двигайте вперед, пока клин, скользя по наклонной направляющей, не прижмется к боковой рейке. Если вам нужно закрепить узкие рейки или тонкие доски при строгании кромок, то используйте вкладыш.
Прежде чем приступить к изготовлению накладной доски, внимательно рассмотрите рисунон. Мы не даем чертежей абсолютно всех деталей, поэтому вам предстоит самостонтепвно определить их размеры и подобрать подходящий материал...
Перед вами шипорезный станок, выполненный по чертежам С. Е. Кокорева.
Станок получился небольшим и компактным. Его легко переносить, он безопасен в работе.
Достоинство станка еще и в том, что его можно приводить в действие либо прямо от электродвигателя, либо с помощью токарного станка. В этом случае левый конец вала надо зажать в токарный патрон, а правый вставить во вращательный центр бабки.
Прежде чем браться за работу, внимательно разберитесь в чертежах. Подберите необходимые материалы. Если у вас чего-то не окажется, найдите замену. Продумайте порядок работы. Главное в ней — точно выполнить размеры сопрягаемых отверстий.
Станок состоит из двух боковых стоек, вала, двух фрез с распорными шайбами между ними, двух фланцев с запрессованными шарикоподшипками, подъемного стола, укрепленного между двух угольников на стойках, фиксатора...
В этом шкафу разместилась целая мастерская. Здесь есть и верстачная доска, на которой можно закрепить тисочки, и приспособление для работы с лобзиком, и даже небольшой токарный или сверлильный станок. Есть и место для хранения инструментов и всевозможных материалов, полки для книг и готовых моделей.
Работая, моделист может свободно дотянуться до любого предмета, находящегося в ящиках и на полках, а это значит, что ему не придется попусту тратить время и силы.
После окончания работы ящики задвигаются, верстачную доску поднимают вверх, закрывая тем самым инструменты, и мастерская превращается в шкаф, напоминающий хорошо всем известный секретер.
Шкаф-мастерскую проще всего сделать из древесностружечной (или волокнистой) плиты и фанеры толщиной 3—4 мм. Из ДСП изготавливаются стенки и перегородки, а из фанеры — дно выдвижных ящиков и внутренние полочки.
Шкаф собирается из двух самостоятельных частей: тумбы и стенки-стеллажа.
Чтобы стеллаж плотно стоял и на сдвигался, его соединяют с тумбой деревянными штифтами...
Если вы занимаетесь лепкой из пластилина и глины, то хорошо знаете достоинство этих материалов: они обладают высокой пластичностью. Но вместе с тем у них есть свои недостатки: законченные работы из глины очень хрупки и боятся влаги, а пластилиновые фигурки нельзя хранить в теплом помещении — от тепла они становятся так мягки, что нередко теряют свою первоначальную форму. Поэтому очень часто удачные работы бывают обречены на неминуемую гибель. А можно ли избежать этих недостатков и сохранить наиболее удачные свои работы! Оказывается, можно. Для этого надо делать отливки из гипса. И при этом помнить, что лепные работы с множеством мелких деталей, плохо связанных с основной формой, трудно поддаются формовке и отливке.
Для формовки и отливки используют формовочный или строительный гипс. Его замешивают мутовкой в деревянной или эмалированной посуде — гипсовке — или, еще лучше, в посуде из эластичной пластмассы или толстой резины. Например, простейшую гипсовку можно сделать из полусферы старого резинового мяча, если укрепить ее на проволочном каркасе. Из эластичной гипсовки очень удобно удалять остатки засохшего гипса: достаточно нажать на стенки гипсовки, и гипс легко отстанет.
Хороший раствор можно получить, если смешать семь весовых частей воды с десятью частями гипса. При замешивании раствора гипс засыпайте в воду, а не наоборот...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи