Если вы занимаетесь лепкой из пластилина и глины, то хорошо знаете достоинство этих материалов: они обладают высокой пластичностью. Но вместе с тем у них есть свои недостатки: законченные работы из глины очень хрупки и боятся влаги, а пластилиновые фигурки нельзя хранить в теплом помещении — от тепла они становятся так мягки, что нередко теряют свою первоначальную форму. Поэтому очень часто удачные работы бывают обречены на неминуемую гибель. А можно ли избежать этих недостатков и сохранить наиболее удачные свои работы! Оказывается, можно. Для этого надо делать отливки из гипса. И при этом помнить, что лепные работы с множеством мелких деталей, плохо связанных с основной формой, трудно поддаются формовке и отливке.
Для формовки и отливки используют формовочный или строительный гипс. Его замешивают мутовкой в деревянной или эмалированной посуде — гипсовке — или, еще лучше, в посуде из эластичной пластмассы или толстой резины. Например, простейшую гипсовку можно сделать из полусферы старого резинового мяча, если укрепить ее на проволочном каркасе. Из эластичной гипсовки очень удобно удалять остатки засохшего гипса: достаточно нажать на стенки гипсовки, и гипс легко отстанет.
Хороший раствор можно получить, если смешать семь весовых частей воды с десятью частями гипса. При замешивании раствора гипс засыпайте в воду, а не наоборот. Готовый раствор употребляйте немедленно. Помните, что свежеприготовленный раствор только в течение 2,5 мин сохраняет необходимую для работы текучесть. Через 7—8 мин он уже теряет пластичность, а через 15—20 мин затвердевает полностью. Процесс затвердевания гипса необратим, поэтому разводить водой загустевший гипс не пытайтесь. Замешенный на теплой воде, он затвердевает еще быстрее.
Качество гипса вы можете определить так: налейте немного гипсового раствора на стекло. Когда гипс застынет, отделите его от стекла и на гладкой стороне проведите кончиком ножа ровную царапину. А потом попробуйте кусок гипса разломить на две части. Гипс хорошего качества разломится точно по намеченной линии. Плохой, как правило, раскрошится.
Перед началом формовки модель необходимо специально обработать. Если формовке подлежит модель из эглина или пластилина, то покройте ее одним слоем шеллачного лака. После того как лак высохнет, нанесите тонкий слой олифы и дайте ей подсохнуть. Глиняную модель перед формовкой увлажните чистой водой из пульверизатора до появления матового блеска.
В зависимости от сложности скульптуры форму делают из двух и более разъемных частей, так называемых раковин. С работ, выполненных из глины и пластилина, можно снять только черновую форму, которая пригодна для изготовления лишь одной отливки, так как черновая форма при освобождении отливки разбивается.
На рисунках дана последовательность формовки и отливки простой модели, форма которой состоит из двух раковин. Для формовки модели подобной сложности наметьте стеком линию, разделяющую ее на две равные части (1). Вдоль линии осторожно вставьте разграничительные пластинки из тонкой, но достаточно жесткой фольги или оргстекла, углубив их в глину приблизительно на 2 мм (2). Каждая последующая пластинка должна слегка (на 1—1,5 мм) находить на другую.
Подготовив таким образом модель, растворите небольшое количество гипса, подкрасив его какой-нибудь сухой краской (на 1 л воды 5 г краски). Подкрашенный раствор нанесите на одну половину модели, равномерно оплескивая ее с помощью металлической лопатки до получения гипсового слоя толщиною 3—5 мм (3). После нанесения первого слоя сразу же составьте раствор из неподкрашенного гипса и оплескивайте им модель до получения слоя толщиною 15—20 мм (4). Для крупных моделей этот слой делают гораздо толще. Во всех случаях около разграничительных пластинок слой гипса нужно сделать более толстым. После затвердевания гипса осторожно снимите разграничительные пластинки. На торцовой поверхности раковины, образованной пластинками, сделайте три-четыре конических углубления (5). Затем смажьте торцы и углубления парафиновой смазкой. Для ее приготовления расплавьте 100 г парафина и смешайте его с 70 г керосина и 70 г гарного, льняного или подсолнечного масла. На вторую половину слой гипса наносите так же, как и на первую. Вначале бесцветный слой (6). После затвердевания гипса ножом или стеком разъедините раковины. Если раковины разъединяются плохо, в зазор между ними налейте немного воды. После удаления больших кусков глины стеком раковины промойте чистой водой кистью до исчезновения глиняного налета (7). Дайте им слегка подсохнуть, затем смажьте их внутренние поверхности парафиновой смазкой и соедините так, чтобы выступы на торцах одной раковины соответственно вошли в углубления на торцах другой. Соединенные раковины крепко свяжите веревкой. Теперь форма готова к отливке.
Разведите в гипсовке раствор и влейте его ковшом в перевернутую форму (8) приблизительно на одну треть объема. Возьмите форму в руки и начинайте ее наклонять в разные стороны, одновременно делая вращательные движения. Следите, чтобы жидкий гипс равномерно окатывал все внутренние поверхности. Постепенно перевертывая форму, осторожно вылейте не приставший к ее стенкам раствор обратно в гипсовку. Затем снова залейте то же количество раствора и еще раз окатите внутренние поверхности формы. Так надо поступать до тех пор, пока не будет получена достаточная толщина стенок отливки. Толщина стенок будет зависеть от величины отливаемой модели. Если отливку делают с маленькой модели, то уже после первой окатки форму доверху заливают гипсом. Через 15—20 мин, когда гипс окончательно затвердеет, нужно немедленно приступить к разбивке черновой формы. Развяжите веревки и, пользуясь зубильцем и молотком, осторожно начинайте откалывать небольшие куски формы (9). Скалывая неокрашенный гипс, работайте более смело. А дойдя до подкрашенного нижнего слоя, прилегающего к отливке, — сигнального слоя, — будьте более осторожны. Этот слой предупреждает, что поверхность отливки близка. После того как отливка будет полностью освобождена от черновой формы, зачистите швы в местах стыка раковин наждачной бумагой.
Готовую отливку по желанию вы можете подвергнуть дальнейшей обработке — так называемому патинированию. Патинирование необходимо для повышения влагостойкости и прочности гипса, а также для имитирования его под другие, более ценные материалы. Для повышения водостойкости и прочности пропитайте отливку 3—5%-ным раствором хлористого кальция. Высушите ее в течение 5 мин. и опустите в мыльную воду. Обработанную таким образом отливку высушите при комнатной температуре.
Хорошие результаты дает обработка гипсовой отливки медным купоросом. Для этого изделие погрузите в 10%-ный раствор медного купороса на 15 мин, затем просушите его минут десять и снова окуните в этот раствор. Сделайте так раза три-четыре.
Если вы хотите, чтобы ваша фигурка приобрела более высокую прочность и влагостойкость, то обработайте ее олифой и шеллачным лаком. Нагрейте отливку в сушильном шкафу или духовке и щетинкой кистью нанесите на нее слои теплой олифы. После того как первый слой олифы полностью впитается, нанесите второй слой. Когда гипс перестанет впитывать олифу, пропитку прекратите, а отливку просушите в течение трех-четырех суток. Высохшую отливку покройте двумя-тремя слоями шеллачного лака.
Для имитации отливки под чугун смешайте три масляные краски: белую, черную и охру. У вас получится темно-серый цвет. Разведите краску сиккативом и нанесите кистью на отливку. Когда краска высохнет, натрите отливку порошковым графитом, добавив в него сухой ультрамарин, охру и белила.
Если вы решили имитировать отливку под бронзу, то вначале раскрасьте ее масляными красками. Старайтесь, чтобы раскраска в какой-то мере передавала цветовые оттенки старой бронзы. Для этого где-то добавьте зелень, где-то охру или марс коричневый. Когда краска высохнет, распустите в скипидаре расплавленный воск или парафин и нанесите его тонким слоем на поверхность отливки. Дайте воску слегка подсохнуть и припорошите его бронзовым порошком. Примерно через час натрите отливку сухой тряпкой до появления характерного металлического блеска.
Отливку под слоновую кость имитируют следующим образом. В 500 г молока растворите 20 г белого мыла. Состав тонким слоем нанесите на гипс. Когда он высохнет, покройте отливку слоем масляного лака и дайте ему выстояться в течение суток. Затем возьмите тряпичный тампон, выдавите на него из тюбика немного масляной краски желтого цвета и протрите отливку. Если поверхность гипса будет слишком блестеть, слегка протрите его сухой тряпкой с тальком.
Гипсовую отливку можно окрашивать в различные цвета крахмальными красителями. Заварив крахмальный клей, добавьте в него сухую краску и тщательно размешайте. Красители на поверхность гипса наносите мягкой кистью равномерным тонким слоем.
Инструменты, применяемые при формовке и отливке
1 — нож для разъединения раковин формы; 2, 5 — стеки для удаления глины из формы; 3 — зубило для разбивания формы; 4 — металлическая лопатка для нанесения жидкого гипса на модель; 6 — правильца для выравнивания торцовых поверхностей раковин; 7 — мутовки для размешивания гипсового раствора.
Рисунки автора |