Кожа — один из самых универсальных материалов, применяющихся человеком с глубокой древности. Мягкость и эластичность, прочность, способность легко окрашиваться — все это делает кожу ценным материалом, идущим на изготовление многих бытовых вещей. За многовековую историю мастера разработали множество оригинальных приемов декоративной обработки кожи. Сегодня мы расскажем о получении высокого рельефа на коже способом ручного тиснения.
Для работы потребуются копировальная игла, подрезные ножи, металлические и деревянные стеки, пуансоны.
Копировальную иглу, применяемую для перевода рисунков, можно сделать из толстой швейной иглы. Забейте иглу в деревянную рукоятку, а затем закруглите и отполируйте кончик, который должен плавно скользить по поверхности кожи, не царапая ее.
Подрезают кожу специальными ножами в виде желобчатых стамесок или стержней, срезанных под острым углом к оси вращения. Можно с успехом использовать мелкие полукруглые стамески для резьбы по дереву или штихеля для линогравюры.
Металлические стеки, предназначенные для выдавливания рельефа, мастера обычно делают из латуни или стали. Рабочие части стек тщательно шлифуют и полируют, чтобы они не царапали кожу, но из-за сложной конфигурации сделать металлические стеки непросто, поэтому лучше изготовить деревянные с металлическими наконечниками.
Пуансонами выполняют фактурную обработку поверхности кожи, а также тиснят мелкие узоры. Изготавливают пуансоны из стальных или латунных стержней и набивают на деревянную ручку, в середине которой заранее высверливают сквозное отверстие. На рабочих концах пуансонов вытачивают рельефные звездочки, кружки, треугольники, квадратики.
Кроме специальных инструментов, потребуются нож, ножницы, резак для раскроя кожи, легкий молоток, применяемый при пуансировании.
Кожу используйте от старых, пришедших в негодность вещей: ботинок, сумок, портфелей. Для тисенения пригодна кожа толщиной не менее двух миллиметров.
Часто продаются кожаные вещи без какого-либо декора, их можно удачно украсить ручным тиснением. Разумеется, рельефный декор нужно вписать в форму изделия так, чтобы он органически сочетался с ней. Из ремней можно сделать красивые корешки для переплетов книг и альбомов. Куски коми от старой обуви можно использовать для изготовления различных мелочей: закладок для книг, футляров для авторучек и ключей, ремешков для часов и многого другого. Но имейте в виду, что кожа от ношеной обуви имеет складки, вмятины и другие дефекты. К тому же она аппретирована, то есть покрыта специальным защитным слоем, который придает ее поверхности определенный цвет и одновременно предохраняет от проникновения влаги. Поэтому кожу необходимо специально подготовить. Прежде всего удалите скребком или ножом аппретирующий слой. Затем смочите поверхность кожи водой. Хорошо отциклеванная кожа должна приобрести ровный темный тон.
Если же на поверхности кожи после, смачивания появятся пятна, значит, в некоторых местах еще осталась краска, которую нужно сразу же удалить. Грязную и покоробившуюся кожу промойте в теплой воде с мылом. Чтобы восстановить эластичность, после промывки ополосните кожу соленой водой с уксусом. В одном литре воды растворите 50 г поваренной соли и добавьте одну столовую ложку уксусной эссенции или стакан уксуса. Сырую кожу растяните на деревянном щитке и прибейте по краям гвоздями. Небольшие куски кожи можно сушить под прессом, зажав их между двумя полированными дюралюминиевыми пластинками. Перед прессованием пластинки желательно слегка подогреть. Высохшая кожа становится ровной и эластичной. Заканчивают подготовительную обработку кожи шлифованием. Лицевую сторону отшлифуйте вначале крупнозернистой, а затем мелкозернистой наждачной бумагой.
Эскиз рельефа выполните на плотной тонкой бумаге в натуральную величину. Поскольку рисунок на кожу переводят в зеркальном изображении, прижмите готовый эскиз к оконному стеклу и обведите с обратной стороны на просвет все контуры рисунка.
Рисунок в зеркальном изображении нужно перевести на изнаночную сторону кожи. Положите кожу лицевой стороной вниз на гладкую деревянную дощечку и смочите изнанку чистой водой. Сверху кнопками приколите бумагу с рисунком. Рисунок на кожу переводится копировальной иглой. Нажимая на рукоятку так, чтобы не порвать бумагу, проведите кончиком иглы по всем линиям рисунка. Когда бумага будет снята, на изнаночной стороне кожи останется светлый, слегка углубленный рисунок. Чтобы рисунок не стерся во время работы, его контуры сразу же обведите черной тушью.
Подрезают кожу полукруглыми ножами различной величины. В тех местах, где предполагается получить выпуклые элементы, кожу срезают примерно на две трети толщины. Подрезать нужно очень осторожно, чтобы случайно не прорезать кожу насквозь. Глубина подрезки на всех участках рельефа должна быть одинаковой. Нужно помнить, что при слишком глубокой подрезке кожа может порваться во время выдавливания рельефа, а при слишком мелкой подрезке рельеф будет получаться низким, маловыразительным. Прежде чем приступить к подрезанию, следует внимательно рассмотреть срез небольшого куска используемой кожи и попробовать сделать на нем различные порезки. Срежьте осторожно часть кожи на пробном куске с изнаночной стороны — волокна кожи окажутся рыхлыми. Но, постепенно срезая слой за слоем, вы сможете убедиться, что ближе к лицевой стороне кожа становится плотнее и срез получается более четким. Кроме того, окраска кожи на разных уровнях тоже различная. Это объясняется тем, что при дублении и окрашивании толстой кожи протрава и красители почти не проникают в средние слои. Поэтому кожа ближе к поверхности всегда темнее. Неоднородность окраски и строения кожи может служить надежным ориентиром при контроле глубины порезки. Первый слой срезать можно смело, а второй — осторожнее, внимательно наблюдая за фактурой и цветом срезаемой кожи. Вначале работайте более широкими подрезными ножами, а завершайте подрезку мелкими. Имейте в виду, что работать можно только хорошо заточенными инструментами. Тупое лезвие ножа будет рвать, а не перерезать волокна, будет часто срываться и прорезать кожу насквозь. Поэтому не забывайте постоянно затачивать и править инструменты на оселке и на ремне с пастой ГОИ.
Инструменты:
1 — пуансон; 2— копировальная игла; 3 — стека с металлическим наконечником; 4 — металлическая стека; 5 — стержневой подрезной нож; 6 — желобчатый подрезной нож
Закончив подрезку, отложите в сторону режущие инструменты. Они вам больше не понадобятся. Кожу положите лицевой стороной вниз на сложенную вчетверо газету. Подрезанные участки смочите чистой водой с помощью щетинной кисти. Затем кончиком копировальной иглы продавите контуры будущего рельефа. Нужно нажимать на копировальную иглу достаточно сильно, чтобы на лицевой стороне кожи появлялись слегка выпуклые тонкие линии.
Теперь нужно приготовить лепную массу. На водяной бане растворите 3 части парафина и 1 часть скипидара, добавив немного какого-нибудь жира. После остывания лепная масса должна быть мягкой и пластичной, но не прилипать к рукам. Если она все-таки окажется липкой, добавьте зубной порошок. Тщательно перемните лепную массу с добавками до тех пор, пока она не приобретет консистенцию замазки.
В качестве лепной массы можно также использовать пластилин. Если он будет прилипать к рукам, в него тоже можно добавить зубной порошок.
Вырезанные углубления нужно заполнять лепной массой с таким расчетом, чтобы она примерно на 1,5—2 мм выступала над поверхностью кожи. Затем положите кожу на гладкую лоску из твердого дерева лицевой стороной вверх. Обмакните кисть в чистую воду и смочите все участки рельефа, которые должны быть выпуклыми. Насыщенные водой участки с истонченной кожей быстро потемнеют, и рисунок станет более отчетливым. С усилием последовательно надавливайте стекой в тех местах, где должен быть фон. Эти места водой не смачивают, поэтому стека легко передвигается по поверхности кожи. При этом лепная масса будет растягивать истонченные слои кожи, образуя выступающий над фоном рельеф.
Когда фон вокруг рельефа будет полностью опущен, приступайте к выдавливанию более мелких деталей на самом рельефе, постоянно смачивая его водой. Пластичность лепной массы передается тонкому слою кожи. А различные вмятины и бороздки, нанесенные стекой на поверхность рельефа, после высыхания продолжают сохранять приданные им формы.
Когда изделие высохнет, осторожно отделите его от доски и удалите лепную массу. Чтобы рельеф сохранил свою форму, его необходимо закрепить. Низкий рельеф с обратной стороны нужно покрыть несколько раз густым столярным клеем или нитроклеем для кожи. Чтобы столярный клей при высыхании не трескался, а был достаточно эластичным, в него нужно добавить несколько капель глицерина. Если же рельеф высокий, его углубления с обратной стороны заполните массой, состоящей из крахмального клейстера, смешанного с опилками. Мелкие, просеянные через сито опилки тщательно перемешайте с клейстером, пока не получите массу с консистенцией замазки. Деревянной стекой заполните массой все углубления рельефа и хорошо просушите.
Последовательность работы над рельефом:
1 — подрезание кожи с изнанки; 2 — перевод контуров на лицевую сторону; 3 — заполнение углублений лепной массой; 4 — выдавливание рельефа стекой; 5 — проработка деталей и окончательная отделка рельефа
Чтобы зрительно подчеркнуть высокий рельеф, фон вокруг него можно пуансировать или протравить.
Декоративный эффект пуансирования строится на противопоставлении зернистой фактуры фона и гладких поверхностей рельефа. Постукивая легким молотком по пуансону, оформите фактуру фона. Можно обойтись и без пуансонов, точечную фактуру фона легко оформить копировальной иглой. При пуансировании и накалывании кожу необходимо слегка смачивать водой.
Декоративный эффект протравливания обусловлен разными цветами фона и рельефа. Протравливая фон раствором железного купороса, получают серый или черный цвет, а раствором поташа или кальцинированной соды — красно-коричневый. Кальцинированная сода и поташ (углекислый калий) продаются в фотомагазинах. Но не всякая кожа достаточно хорошо протравливается. Прежде чем приступить к травлению, проверьте протраву на отдельном кусочке кожи. Разведите химикаты в воде и нанесите кистью на кожу. Если протрава получилась слишком сильной, разбавьте ее водой. Не следует делать раствор настолько крепким, чтобы при первом же нанесении его на кожу сразу же получилась нужная тональность. Крепкими растворами окрасить кожу равномерно очень трудно, появление пятен неминуемо. Гораздо надежнее слабый раствор протравы. Его наносят на кожу постепенно в несколько приемов до тех пор, пока не будет получена нужная сила тона. При этом кожа окрашивается равномерно, а появление пятен почти исключено.
Декоративный рельеф на разных стадиях изготовления:
1 — подрезанная кожаная пластина; 2 — пластина с наложенной лепной массой; 3 — пластина с выдавленным рельефом; 4 — законченный рельеф
На коже легко получить мягкий матовый блеск с помощью обычного крема для обуви. Вначале рельеф обрабатывают щеткой, а потом натирают до блеска суконкой или бархоткой. Можно использовать и различные бесцветные восковые мастики для мебели.
Кожа хорошо лакируется прозрачными мебельными лаками. Перед лакированном кожу пропитывают два-три раза жидким раствором желатина.
Рисунки автора |