Четверг, 25.04.2024, 00:21 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [504]
Дела строительные [459]
Дизайн, интерьер [729]
Домашнему мастеру [2110]
Женсовет: рукоделие+ [993]
Здоровье, Красота [608]
Игры, игрушки [335]
Мебель [275]
Моделирование [273]
На кухне + Рецепты [928]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [143]
Оптика [74]
Работы с деревом [456]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [236]
Свое хозяйство * [2016]
** Обустройство [444]
** Парники, Теплицы [53]
** Приспособления [243]
** Цветы, Флористика [261]
** Деревья, Кустарники [236]
** Овощи [162]
** Бахчевые [27]
** Бобовые [20]
** Зелень и Приправы [116]
** Грибы [25]
** Болезни и Вредители [133]
** Кладовая (Закрома) [234]
** Птицеводство [74]
** Животноводство [100]
** Пчеловодство [23]
** Водоём [25]
Сотовые телефоны [44]
Спорт, снаряды [280]
Статьи Владимира Мао [142]
Транспорт и около [407]
Туризм, рыбалка, охота [534]
Экономим [169]
Это интересно! [908]
Только кулинария [3814]
Утилизация в РФ [90]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [2]
 Сборник
Главная » Статьи » Народные промыслы

Резьба по дереву

Резьба по деревуДерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Из дерева делали вещи бытового назначения, вырезывая на них прекрасные узоры, создавали и чисто декоративные художественные произведения, ценя этот материал не только за красоту, но и не в последнюю очередь за легкость обработки несложными инструментами. Резьба по дереву является национальным видом прикладного искусства для многих народов нашей страны.

В наши дни интерес к резьбе нисколько не угас, напротив, не только профессиональные художники, но все увеличивающаяся армия любителей в своем увлечении обращается к резьбе по дереву. В старинное искусство приходят современные мотивы и приемы, расширяющие его выразительные возможности.

Поле деятельности для творчества самодеятельных художников здесь достаточно велико. Резьбой могут быть покрыты разнообразные предметы обихода, кухонная утварь. И если ушли теперь из практического употребления традиционные русские ковши, то в современном быту вполне уместны резные хлебницы, подносы, кружки для молока и кваса, разделочные доски, подсвечники, оригинальные вешалки и многое, многое другое.

Резьбой украшают и небольшие предметы сувенирного характера, и солидные, практические вещи, например, наборы мебели для кухни, для детской комнаты или, например, дачный гарнитур. Прикладное направление творчества поможет художнику-любителю сделать свое жилище особенным, придать ему неповторимый облик.

Однако начинающие художники далеко не всегда знают, как начать и с чего начать. Они сами доходят до того, что уже давно найдено, расходуя на поиск силы и время. Такой способ, конечно, надежный, но отнюдь не самый скорый и эффективный. К сожалению, он часто бывает вынужденным, так как литературы по практическим приемам резьбы выходит мало, а вышедшие книги мгновенно раскупаются. Поэтому для тех, кто только начинает увлекаться резьбой, здесь будет рассказано о первых простых приемах резания, о материалах и инструментах.

Виды резьбы

За долгую историю существования искусства резьбы по дереву было создано немало ее разнообразных видов: это плоскорельефная резьба, которая, в свою очередь, делится на несколько разновидностей (контурная, трехгранно-выемчатая, заоваленная с подушечным и подобранным фоном, рельефная, объемная (скульптура, игрушки, долбленая посуда), а также разнообразные сочетания этих видов резьбы. Особо стоит прорезная, или, как ее еще называют, ажурная резьба, которая бывает двух разновидностей: сквозная и накладная.

Легко заметить особенности, отличающие один вид от другого. При плоскорельефной резьбе характер деревянной поверхности не нарушается. В ней лишь выбирают небольшие углубления контурного, клиновидного или другого произвольного вида.

Рельефную резьбу делают значительно глубже. Ее элементы высоко выступают над фоном, порой почти отрываясь от него и приближаясь к объемной, скульптурной резьбе.

В прорезной, или ажурной, резьбе фон узора убирается совсем сквозным выпиливанием или высверливанием. Эта же резьба, набитая на деревянную плоскость, называется накладной. Классическими примерами таких работ являются ажурные наличники, причелины, полотенца на русских избах.

Для первого опыта из всех видов резных работ лучше всего выбрать плоскорельефную резьбу, а из нее — контурную и геометрическую — трехгранно-выемчатую (см. рисунок). Несмотря на то, что эти виды относительно просты в исполнении, они выглядят весьма эффектно, развивают творческое воображение мастера, позволяя создавать целые каскады разнообразнейших узоров.


Основные элементы трехгранно-выемчатой резьбы: треугольники, ромбы, змейка, витейка, елочка, квадраты, соты, звездочки, сияния, или розетки, чешуйки


Кромки резного рельефа могут быть прямыми (I), наклонными под тупым (II) или острым (III) углом к фону и заоваленными (IV).


Резьба заоваленная с подушечным фоном: 1 — фон, 2 — узор


Тот же рельеф с подобранным фоном: 1 — фон, 2 — узор

Подбор древесины

Резные работы можно выполнять на древесине различных пород. Наиболее подходящей является липа. Она обладает мягкой, однородного строения, достаточно вязкой древесиной, которая одинаково легко режется вдоль и поперек волокон.

Исконно русским резным материалом считается береза с ее белой, твердой и упругой древесиной. Нередко используют древесину красной и черной ольхи. Это тоже однородный вязкий материал, легко поддающийся обработке. Мало кто знает, что для резного дела подходит осина. Однако серебристая, светящаяся древесина осины обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородно по строению и, хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы.

Дуб считается классическим материалом для резьбы. Несмотря на крупнотекстурное полосатое строение, он обладает однородной плотностью на темных и светлых участках годичных слоев, вязкостью и необычайной прочностью. Позволяет выполнить как монументальные, так и небольшие, камерные композиции.

Однако не следует ограничиваться только лиственными породами. На определенном этапе, после того, как освоена технология резьбы, изучены приемы работы, можно браться и за хвойные породы с их ярко выраженной полосатой текстурой — ель, сосну, пихту и более прочную лиственницу.

Для контурной и геометрической резьбы подойдут любые из перечисленных пород. Только нужно иметь в виду, что рисунок слоев древесины оказывает серьезное влияние на вид, форму и величину элементов задуманной композиции. Например, при работе с сосной, лиственницей и другими хвойными породами узоры должны быть крупными и достаточно глубокими. Это диктуется, во-первых, тем, что на срезах текстура выделяется очень сочно, яркими, четкими линиями, вмешиваясь и искажая глубину узоров. Поэтому мелкие элементы теряются в рисунке древесины, и резьба на ее фоне плохо просматривается. Во-вторых, древесина хвойных пород очень хрупка и неравномерна по плотности. Она легко скалывается по слою, особенно, если элементы узора мелкие, отчего работа приобретает неопрятный, щербатый вид. В крупных элементах эти недостатки незаметны. Что касается таких пород, как липа, осина, берзза, то они могут быть покрыты тончайшим узором, который не забивается природным рисунком волокон. А так как древесина у этих пород равномерно гладкая и достаточно вязкая, то даже мелкие элементы не скалываются.

Инструменты резчика

Для контурной и геометрической резьбы требуется в основном один инструмент. Его называют «резак». Он может быть широким или узким, в виде плоской стамески или сапожного ножа. Это зависит от размера элементов рисунка. Изготовляют резак обычно из ножовочного полотна для металла. Можно переточить в резак обычную плоскую стамеску. Для заточки инструментов желательно иметь точило, но можно приспособить какой-нибудь однофазный электромотор, например, от старой стиральной машины или пылесоса, на ось якоря которого укрепляют сменные наждачные круги. Лезвие ножа должно быть идеально острым, не хуже, чем у бритвы. Чтобы наточить нож и отшлифовать его поверхность, лучше всего использовать имеющийся в продаже микрокорундовый брусок для правки бритв. Полируют инструмент на войлочном круге с пастой ГОИ. Вместо этой пасты круг можно смазать масляной художественной краской «окись хрома». Зеркально отполированное лезвие ножа дает такой же зеркально чистый, сочный срез.


Точкой обозначено углубленное место на каждом из сходящихся лучей. Зачернен выбранный элемент. При нажиме на резец кончик углубляется в точке схождения лучей, а его пяточка касается поверхности доски. Так выполняется накалывание.

Нож-розак: а) в виде стамески, б) в виде сапожного ножа. Лезвие из ручки должно выступать на 50—70 мм. Угол косого среза с верхней кромкой ножа должен составлять около 60 (у сапожного ножа — 30—45 градусов).

Порядок работы

Резьба по дереву разбивается на ряд последовательных этапов. В плоскорельефной резьбе эти этапы следующие: вначале делают рисунок, затем подготавливают деревянную поверхность и рисунок переводят на нее, потом идет собственно вырезывание узора и, наконец, завершают работу отделочные операции.


Правильное положение рук при резьбе

Характер рисунка зависит от выбранного вида резьбы. Если это контурная резьба, то весь рисунок должен строиться на линейном ритме. Если резьба трехгранно-выемчатая, композиция подчиняется четкому геометрическому построению всего изображения в целом и каждого элемента в отдельности.

Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе (список приведен в конце статьи). А в дальнейшем, используя накопленный опыт, можно будет доверяться собственному вкусу и создавать самостоятельные композиции.

Деревянную поверхность под резьбу подготавливают, простругивая ее шерхебелем, рубанком, фуганком. Широкие заготовки лучше склеивать из нескольких узких. Можно использовать покупные деревянные изделия, не украшенные резьбой, и на них вырезать свой рисунок. Перевести его на подготовленную поверхность проще всего через копирку.

Само резание условно разделяют на две стадии — накалывание и подрезание. Контурную резьбу выполняют следующим образом: нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и в таком положении с усилием ведут по линиям переведенного рисунка. При этом по отношению к плоскости дощечки нож не вертикален, а несколько отклонен в сторону. Это и есть надрезание. Затем идет подрезание: положение ножа в руке не меняется, только руку наклоняют в противоположную сторону и в этом положении, также с усилием, делают подрезку надрезанного участка. В результате из-под ножа выходит трехгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной прорези чаще сохраняется одинаковой на всем протяжении рисунка, но может и меняться в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба приобретает несколько суховатое звучание, во втором — различие ширины и глубины прорезных контуров создает текучий, пластичный ритм.

Трехгранно-выемчатая геометрическая резьба более сложна в сравнении с контурной. Она складывается из элементов, каждый из которых выработан многовековым опытом народных резчиков. Композиции узоров в трехгранно-выемчатой резьбе в основном создаются из сочетания этих элементов. Этот вид резьбы выполняют следующим образом: вначале накалывают вырезаемые элементы. Нож держат в кулаке, как и при выполнении контурной резьбы. Кончик вонзают в дерево в месте схождения трех угловых лучей (на предпоследнем рисунке оно обозначено темной точкой) с таким расчетом, чтобы в центре нож углубился больше всего, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Так делают наколку по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа в руке, только наклоняя руку вправо и влево и поворачивая дощечку, подрезают наколотые элементы по сторонам треугольника. При этом из поверхности древесины извлекают треугольные пирамидки.

Другие, более сложные виды плоскорельефных резьб выполняют в основном по тому же принципу — накалывание, подрезание, а если необходимо, подборка (то есть удаление) и начеканивание (покрывается точечными углублениями) фона. Но для этих работ потребуется набор плоских и полукруглых стамесок различных сечений и радиусов.

Отделка произведения

К отделочным операциям относится шлифование резной поверхности, тонирование ее красителями и, если необходимо, нанесение прозрачного покрытия.

В зависимости от художественного замысла сохраняют естественный цвет древесины или же ее тонируют. Например, очень выразительно выглядит резьба по черному лаку. На черном фоне вырезанные узоры сверкают чистотой древесного среза. Черный лак может быть заменен тушью или протравой для дерева. Тонировать поверхность можно и при законченной резной композиции. Тогда и фон и узор будут одного цвета, а рисунок выделится лишь за счет игры светотени в углублениях. Еще один эффектный прием отделки заключается в том, что верхнюю плоскость полируют до блеска; а внутренние узоры оставляют матовыми. Освоив контурную и геометрическую резьбы, можно перейти к более сложным видам: заоваленной с подушечным и подобранным фоном, а в дальнейшем и к объемной — скульптурной резьбе и изготовлению игрушек.

Литература:

Богуславская И., Русское народное искусство. Л., «Советский художник», 1968.
Двойникова Е., Лямин И., Художественные работы по дереву. М., «Высшая школа», 1972.
Прозоровский Н., Технология отделки столярных изделий. М., «Высшая школа», 1973.
Яковлев В., Орлова Ю., Резьба по дереву. М., «Искусство», 1974.

Категория: Народные промыслы | Добавил: Mao (26.10.2014) | Автор: А. Хворостов
Просмотров: 5938 | Теги: резьба по дереву | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0

Помочь проекту!
Поддержка
Комментарии к материалу
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
Enter
Логин:
Пароль:
Люди:
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи





    BZ = 12.060
    DO = 45.700