Заоваленная резьба выполняется так же, как и контурная, в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки делаются более глубокими, а грани заоваливаются. В большинстве случаев со стороны рисунка грани заоваливаются круче, а со стороны фона — более полого. В случае, если фон заоваливается так, что нигде не остается плоским, резьбу называют заоваленной с подушечным фоном.
Техника выполнения этих двух видов резьбы практически одинакова. По сравнению с разными видами плоскорельефной резьбы заоваленная резьба выразительней, но все же игры светотени мало, поэтому чаще всего она применяется для украшения небольших по размеру изделий.
Заоваленную резьбу можно было бы и не выделять как отдельный вид резьбы по дереву, так как она представляет собой резьбу выемок на плоскости, и лишь благодаря различным приемам, например заоваливанию граней, чеканке фона и другим, ее можно отнести еще и к рельефной резьбе.
Наиболее ярко это выражено такой разновидностью резьбы, как заоваленная резьба с выбранным фоном. Эту разновидность можно было бы назвать барельефной резьбой, если не учитывать того, что резьба ведется на плоскости и лишь такой прием, как выборка фона, позволяет сделать ее по-настоящему рельефной.
Не имеет смысла подробно объяснять приемы выполнения резьбы, так как все основные правила были уже описаны выше. Отдельно следует сказать о кудринской резьбе, которая отличается тем, что сочетает в себе все достоинства как плосковыемчатой, так и плоскорельефной резьбы.
Этот вид резьбы был изобретен во второй половине XIXв. мастером из деревни Кудрине В. П. Ворносковым. Отличительной особенностью этой резьбы является то, что деревянные изделия украшаются причудливым растительным узором с вписанными в него изображениями животных и птиц.
Для кудринской резьбы наиболее подходящими породами дерева являются липа и ольха: липа— благодаря своим свойствам, которые идеально подходят практически для всех видов резьбы, ольха— благодаря своим свойствам и красивой красновато-коричневой, окраске. Также резьба может выполняться на осине, которая так же, как липа и ольха, относится к мягким породам дерева. Для резьбы пригодны и твердые лиственные породы, такие как береза, груша, дуб. Чем тверже древесина, тем более мелкие детали можно выполнять.
Для выполнения кудринской резьбы необходим большой набор инструментов, в который должны входить ножи-косячки с разным углом заточки, набор полукруглых стамесок, плоские стамески, клюкарзы (для выборки фона).
Работа всегда ведется по эскизам, выполняемым заранее в соответствии с учетом формы и разметов будущего изделия. Эскиз выполняется на бумаге в натуральную величину, все элементы композиции тщательно прорабатываются, после чего рисунок переводится на кальку, а потом с помощью копирки — и на поверхность будущего изделия.
Так как эскиз может использоваться для изготовления серии одинаковых изделий, рисунок переводят с помощью копирки на поверхность не карандашом, а заточенным колышком, для того чтобы при многократной обводке детали рисунка не забивались.
Работа выполняется этапами: сначала делаются все необходимые насечки, а потом подрезки. Это правило можно игнорировать, но следует учитывать, что в таком случае на выполнение работы уйдет больше времени.
Резчик по дереву должен знать правила и приемы резьбы, для того чтобы выполнять работу качественно и быстро. Если он нарушает технику, это в большинстве случаев сказывается на том, что резьба выполняется качественно, но очень медленно.
Взяв в руки инструмент, следует выполнить сразу всю работу этим инструментом, чтобы отложить его в сторону. Если этого не сделать, во время работы придется постоянно менять одни инструменты на другие, в результате чего придется забыть о изготовлении изделий серийно, на создание шедевров будет уходить непозволительно много времени.
Насечки и подрезки производятся косячком и полукруглыми стамесками в соответствии с правилами, описанными выше. После этого приступают к заоваливанию. Здесь кудринскую резьбу можно разделить на две группы: с подушечным фоном и выбранным фоном.
В первом случае участки фона, на которых отсутствуют выемки, заоваливаются в форме подушечек произвольной формы (которая обусловлена контурами рисунка и формой самого изделия). При этом грани со стороны рисунка заоваливаются более круто, чем со стороны фона. Для заовалива-ния снимается фаска, после чего край обтачивается для придания овальной формы.
Во втором случае фон выбирается полукруглыми стамесками, а потом выравнивается плоскими. Удобны в работе клюкарзы с полукруглыми и плоскими рабочими частями.
Резьба завершается нанесением на поверхность фона и орнамента прорезок различной глубины, передающих такие детали рисунка, как прожилки, оперение чешуя и др. Большое значение в кудринской резьбе придается отделке изделия, так как сама разновидность резьбы не предполагает богатой игры светотени, поэтому выразительность и красота изделия во многом зависят от декоративной отделки.
Обработка производится в несколько этапов. Первый этап — шлифование поверхности. Сначала применяется наждачная бумага с крупным зерном, а потом мелкозернистая. Однако даже при очень тщательно шлифовке на поверхности все равно остается воре, который удаляется следующим образом: поверхность очищается щеткой от древесной пыли и частиц абразива, а потом смачивается водой. После того как она высохнет (через 10-12 ч), ее шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой до появления мягкого блеска. Шлифуется только поверхность, углубления остаются без шлифовки, за счет этого достигается контрастность рисунка.
Следующим этапом декоративной обработки является окрашивание древесины. Можно пользоваться порошковым красителем, который растворяется в воде, или спиртовой морилкой. Цвет красящего состава подбирается опытным путем за счет добавления в него воды (спирта) или порошкового красителя. Перед тем как приступить к окраске, рекомендуется сначала опробовать состав на небольшом куске дерева той же породы, так как Древесина имеет свой оттенок и при окрашивании может дать не тот цвет, который нужен.
При окрашивании краску следует наносить с избытком, чтобы она равномерно впитывалась по всей поверхности изделия, а потом лишний краситель удалить тампоном или ветошью. При нанесении состава его сначала надо растирать вдоль волокон, а потом поперек.
После того как красящий состав высохнет, его надо слегка отшлифовать мелкозернистой шкуркой, чтобы удалить подтеки и избыток красителя, который скапливается в углублении. После этого можно приступать к обработке защитным покрытием и полировке.
Можно пользоваться любым лаком: нитроцеллюлозным, масляным, спиртовым. На поверхность лак наносится с помощью круговых движений тампона. Работать следует равномерно, не допуская наплывов и потеков. После нанесения первого слоя лака его надо высушить, а затем обработать истертой наждачной бумагой. Лак придется наносить в несколько слоев, так как первые слои впитываются в дерево и имеют достаточно неприглядный вид. По высыхании каждый слой лака шлифуется отработанной наждачной бумагой. В общей сложности наносятся 3-4 слоя лака.
Благодаря шлифовке лаковое покрытие становится матовым, и .после нанесения лака его необходимо отполировать до блеска. Выше уже описывались три этапа полирования: сначала смесью лака и политуры лаковое покрытие натирается до равномерного блеска, потом политурой натирается до высокого блеска, а потом 10%-ным раствором политуры в спирту удаляются масляные пятна. В конечном итоге готовое изделие имеет контрастный рисунок благодаря тому, что углубления фона остаются матовыми, так как не отполированы, а поверхность орнамента отполирована, но является матовой из-за шлифовки каждого слоя.
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи