Махомобиль, или автомобиль с приводом от маковичного аккумулятора-двигателя, очень интересен. Он быстро заряжается, бодро разгоняется, «урчит», как настоящий автомобиль, и при этом не выделяет никаких вредных газов. В качестве базового автомобиля здесь принята рама от карта. Но, поняв идею машины, силовой агрегат несложно установить и на другие базовые автомобильчики, в том числе и самодельные тележки.
Силовой агрегат махомобиля (см. рис.) состоит из маховика 1, посаженного на вал 2 с натягом и зафиксированного на нем стопорным болтом. Вал обоими концами опирается на сферические самоустанавливающиеся подшипники 9, корпуса которых выполнены с ползунами. Они могут скользить в направляющих, которые прочно крепятся к раме махомобиля. Для стандартных педальных автомобилей эту раму нужно усилить, хотя бы распорками к корпусу.
Корпуса подшипников вместе с ползунами соединены шарнирно с тягами 6, служащими для прижима фрикционов 7 первой 8 или второй 11 передачи к колесам, свободно посаженным на ось 3. При перемещении рычага 5, связанного с тягой фрикциона, она фиксируется в прорези планки 4. При возвратном движении для отведения фрикционов от колеса корпус с подшипником и ползуном оттягивается назад пружиной 10. Благодаря разным диаметрам фрикционов махомобиль имеет две скорости — около 7 и 12 км/ч. Изменяя диаметры фрикционов, можно заранее задавать и другие скорости.
Маховик может разгоняться встроенным электродвигателем, например, от старого пылесоса. Но можно посоветовать вам разгонять маховик так, как это делается на игрушечных инерционных автомобилях, — толканием, хоть это и требует затрат сил, но такой махомобиль без встроенного электродвигателя гораздо проще, безопаснее и долговечнее. Хорошо выполненный махомобиль проходит не менее полукилометра с одной раскрутки маховика.
Маховик вырезается из стали 40Х или 45 по размерам, указанным в чертеже. Окончательную обработку его выполните на оправке с одной установки, тогда его не придется балансировать. Если это не удается сделать, то балансировку следует проводить так, как я советую это делать в книге «Маковичные двигатели» (М, «Машиностроение», 1976, с. 147). Балансировку маховика проводите после его посадки на вал и закрепления стопорным винтом, причем в тех же подшипниках, которые будут на махомобиле. Лишнюю массу высверливают с торцов обода, а затем заливают отверстия эпоксидной смолой. Поверхности обода маховика покрасьте эмалью.
Вал маховика изготовьте из стали 40Х, З0ХГСА, поверхность его прошлифуйте в центрах. Корпуса подшипников изготавливаются с возможностью перекоса вала. Заметим, что это делается не случайно, а специально для включения фрикционов. Сферические подшипники свободно допускают такие перекосы, но вал при этом не должен цеплять за корпус. Отход фрикционов от колеса должен быть не менее 3 мм, а прижим с силой 10—15 кг.
Фрикцион второй передачи изготовьте из углеродистой стали и закалите. На обоих фрикционах достаточно глубоко проведите накатку.
Система рычагов включения с тягами и рукоятками понятна из чертежа. Прижим фрикциона к колесу осуществляется за счет упругости рычага включения. Ход тяги и начальное положение фрикционов надо отрегулировать. Следует предусмотреть, чтобы рукоятка включения самопроизвольно не выпадала из гнезда в планке, а также чтобы не включались обе скорости одновременно.
Вокруг маховика установите защитный кожух, но так, чтобы при включении передач он не цеплял бы за него. Помните, что до полной остановки вращающегося маховика прикасаться к нему, как и к другим вращающимся частям, руками нельзя. Маховик сразу не может остановиться, и поэтому могут быть неприятности. Пока маховик вращается, нельзя также переворачивать машину, пытаться ее разобрать, починить и притормозить маховик лучше всего, включив вторую передачу.
Для разгона маховика включают сперва вторую передачу и толкают махомобиль с пассажиром до тех пор, пока трудно станет поспевать за ним. Затем включается первая передача, и махомобиль разгоняется до скорости быстрого шага. После этого можно переходить на самостоятельную езду, на той передаче, которая понравится. При торможении махомобиля или в случае наезда на препятствие фрикцион нужно немедленно выключить. В противном случае он протрет в шине лунку.
Рисунки А. Матросова и В. Скумпэ |