Автомобиль этот предназначен для детей 4—5 лет. Как и все игрушки такого рода, он приводится в движение с помощью педалей. Но в отличие от других этот автомобиль двухместный и, если не считать двигателя, очень похож на настоящий. У него есть подвеска передних и задних колес и рулевое управление, конструкция которых заимствована у больших автомобилей.
Кузов. Постройку начнем с рамы. Ее основа — труба 1 длиной 1200 и диаметром 20—30 мм. К трубе приварены пластина 2 и подкос 5, а к ним, в свою очередь, привинчены деревянные брусья 3 и 4 сечением 25 X 25 мм длиной 510 и 560 мм. Брус 6 к трубе не крепится. Зато он соединен с брусом 4 двумя поперечинами 7 длиной по 125 мм, а концы его опираются на продольные планки 8. К ним примыкают усилители передка кузова 9 (доска 415 X 75 X 20) и 10 (доска 200 X 50 X 20). Детали 8, 9 и 10 крепятся к боковине кузова 12 (фанера 5 мм) клеем и шурупами. Для прочности в месте соприкосновения они усилены косынками 11 (сталь 2 мм). Передняя 13 и задняя 14 стенки кузова, приборная доска 15, сиденье 16 и спинка 17 выпиливаются из фанеры толщиной 5—6 мм. Спинка сиденья при установке в кузов опирается на бруски 18, привинченные к боковинам 12, а ее нижний край привинчивается к бруску 6. С остальными деталями они соединяются клеем и шурупами. Стенки 13 и 14 снаружи укрепляются бамперами, детали которых 22 и 23 изготовляются из бруска 40 X 30 мм. Передняя и задняя части кузова закрыты капотами 19 и 20. Их можно целиком изготовить из листа алюминия толщиной 0,5—1 мм или склепать из двух частей 20 и 21. Нетрудно выклеить капот на оправках из нескольких слоев бумаги. Подойдет и стеклоткань. Тогда в качестве клея нужно взять эпоксидную смолу ЭД-5. К кузову капоты крепятся шурупами или гвоздями.
Привод. На оси 25 (диаметром 10— 15 мм), укрепленной в отверстиях косынок 11 и кронштейна 24, приваренного к трубе 1, качаются педали 26, изогнутые из полосового железа. Между педалями размещена распорная втулка 27. С помощью тяг 28 усилие от педалей передается коленчатому валу 32. Тяги и педали изготавливаются из стальной полосы сечением 15 X 3 мм.
Задний мост. Силовой элемент моста — труба 29 диаметром 20—25 мм. В середине к ней приварена пластина 30, которая хомутами 31 крепится к трубе 1. Между трубой 29 и коленвалом 32 размещены детали подвески. Вал вращается во втулках 33 длиной 45 мм, приваренных к нижним чашкам 34 пружин. Диаметр чашек 45 мм. К нижним чашкам, в свою очередь, приварены головки болтов 35, а к верхним чашкам 36 втулки 37 с внутренним диаметром 8 мм. Втулка 37 и болты 35 соединены стержнями 38 (диаметр 8 мм, длина 100 мм), головки которых расклепаны и в них просверлены отверстия для болтов 35. Пружины 39 навиты из стальной проволоки толщиной 4—5 мм. Высота пружин 80 мм, наружный диаметр 40 мм. Перемещения коленвала в подвеске ограничивает приваренная к нему шайба 40. Колесо 41 свободно установлено между шайбами и зашплинтовано. Ведущее колесо 42 вращает шайба 43 со штырьками-поводками диаметром 4—5 мм, входящими в соответствующие отверстия колеса.
Передняя подвеска. Балка 44 передней подвески крепится к трубе 1 хомутами 45. Балка имеет Т-образный профиль, общая ее длина 310 мм. По концам вертикальная полка балки срезана на 30 мм — в этих местах в нее упираются пружины.
К балке приварены пластинки 46, косынки 47 и пластинки 48. К ним, в свою очередь, — втулки 49 и 50. Расстояние между осями втулок 60 мм, внутренний диаметр 10—12 мм. Во втулки просовываются оси верхней и нижней рамок подвески. Верхняя рамка имеет форму буквы X. Она сваривается из полос 51, распорок 52 и 53 и втулок 54 и 55. Детали 51, 52, 53 изготовляются из полосы сечением 15 X 3 мм, втулки из трубки диаметром 9 X 12 мм. В середине рамки вварена втулка 56. Она сплющивается из трубы с внутренним диаметром 16 мм так, чтобы внутри мог передвигаться восьмимиллиметровый болт.
Нижняя рамка состоит из деталей 57, 58, 59, 60, 61 и имеет конструкцию, аналогичную верхней. Только ее планки 57 прямые, а между ними в чашечке 62, опирающейся на ось 63 с приваренным шкворнем 64, устанавливается пружина 65. Ось 63 изготовляется из прутка толщиной 8 мм, ее шейки качаются в отверстиях диаметром 6 мм планок 57. Шкворень 64 имеет длину 100 мм, на его верхнем конце нарезана резьба М8. Пружина взята от клапанной коробки автомобиля.
Шарниры колес свариваются из втулок 66, 67, 68 и 69. Диаметр втулок 8X12 мм. Между шарнирами на пальце 70 (прут толщиной 8 мм) с приваренной шляпкой-шайбой 71 вращаются цапфы колес, сваренные из втулки 72 и оси 73. Длина и диаметр оси 73 зависят от имеющихся колес. На конце оси сверлится отверстие под шплинт. К втулке 72, кроме оси, приваривается поворотный рычаг 74 (полоса сечением 15X3), соединенный с противоположным рычагом тягой 75. В местах соединения (болт Мб) деталей 74 и 75 закреплены тросы рулевого управления.
Рулевое управление. Руль прикреплен к кузову пластиной 76 с трубой 77. На оси 78 неподвижно установлены руль 79 и шкив 80 со щечками 81. Длина оси 78— 200—250 мм, диаметр — 8 мм. Руль лучше найти готовый от детских игрушек. Но не трудно сделать его и самим. Шкив со щечками можно выточить на токарном станке. Диаметр его 100 мм. В щечках просверлены два отверстия, в них закреплены велосипедные или мотоциклетные тросики в оболочках. Начало оболочек надо закрепить поблизости шкива на кузове, а концы упереть в пластину 82, которая приварена к конструкции, собранной из втулок 83 (трубка 8X12 мм) и поперечной пластины 84. Втулки 83 установлены на осях верхних рамок подвески и закреплены шплинтами.
При вращении рулевого колеса один трос сматывается, а другой наматывается на шкив, приводя в движение поворотные тяги.
В заключение отметим, что основные материалы для узлов машины — прут толщиной 8 мм, трубка диаметром 8 X 12 мм и полоса сечением 15X3 мм. Колеса лучше найти готовые. Перед постройкой, чтобы не ошибиться в размерах, нужно на миллиметровой бумаге начертить все узлы машины в натуральную величину.
|