Искусство деревянной мозаики берет свое начало от древней инкрустации — украшения деревянных предметов врезками из инородных материалов: слоновой кости, металлов, смальты и других. Долгое время вставки из древесины служили лишь вспомогательными элементами. Однако породы тропических деревьев с красивой текстурой и яркими расцветками все больше привлекали внимание мастеров. Постепенно деревянные вставки без других материалов заняли основное место в декоре изделий. Так возникло искусство интарсии — украшения деревянных предметов врезками других пород.
Периодом расцвета искусства деревянной мозаики в Европе принято считать эпоху Возрождения. Наибольших успехов достигла флорентийская школа XV века. Изобретение аугсбургским столяром Георгом Реннером в XVI веке приспособления для получения тонких древесных фанерок и лобзика с пилками значительно облегчило выполнение мозаичных наборов, привлекло новых талантливых мастеров...
В давние времена, когда еще не знали, что такое клей, а гвозди не были изобретены, народные мастера пользовались надежным крепежом — так называемым соединением «в зажим». Без единого гвоздя ладили они различную домашнюю утварь, короба, игрушки для детей. К сожалению, до нас не дошли образцы самих изделий, но факт их изготовления подтвержден археологами: например, при раскопках древнего Новгорода были найдены гнутые части от табурета, относящиеся к XII—XIV векам. Выполнены они, как можно судить, именно таким способом.
Публикация о находке заинтересовала Геннадия Яковлевича Федотова. Трудно было по маленькой информации в академическом журнале разгадать секреты новгородских умельцев, пришлось заняться поиском новых сведений. Дело оказалось хлопотным — приемы работы новгородцев не сохранились. Что-то похожее делали в 30-е годы прошлого столетия горьковские умельцы...
Конструкцию этого стола придумал изобретатель О. Г. Чуриков. Не понадобится и минуты, чтобы превратить стол... в стремянку. Судите сами. Как видно из рисунка, одна из пар ножек 3 шарнирно закреплена на столешнице 2 и жестко соединена с опорной площадкой 4. Сама столешница установлена в металлической раме 1, с которой жестко соединена вторая пара ножек 5. Под рамой размещена лестница 6, оснащенная вилками 7 и втулками 8, установленными соответственно на нижнем и верхнем ее концах. Они служат для крепления лестницы, стыкуясь с пальцами 9, смонтированными на опорной площадке и паре ножек 5. Опорная площадка смонтирована на подрамнике 10, прикрепленном к раме двумя осями 11 и проушинами 12, позволяющими менять положение опорной площадки относительно рамы. В положении «стол» лестница и опорная площадка закрепляются винтами...
В первую половину лета лес наполнен шумом пернатых, деревья и кустарники, покрытые сочной зеленью, буйно растут, а от обилия цветов благоухает воздух. Совсем не то в августе: подавляющее большинство растений отцвело, расти деревья и кустарники перестали, листва запыленная, тусклая. Мы не замечаем еще особых перемен в природе, а деревья уже чутко отреагировали на укорочение светового дня — ведь им нужно успеть принести плоды, а кроме того, подготовиться к зимовке, сформировать почки, которые распустятся по весне. Вот и стоят они внешне как бы оцепеневшие, но в их недрах идет сложная работа.
В августовскую пору приятен мне вяз, такой спокойный, величественный. Это — крупное дерево с ветвистой густой кроной, стройный ствол покрыт гладкой корой, что и определило видовое название — вяз гладкий, он же обыкновенный, крупнолистный...
Постройка корпуса плавающей судомодели — одна, из самых сложных и ответственных операций. От ее грамотного выполнения во многом зависят мореходные качества судна: остойчивость и устойчивость на курсе, плавучесть, скорость.
Судомоделисты используют для изготовления корпусов самые различные материалы: пенопласт и стеклоткань, капрон и полистирол, дерево и металл.
Мы поговорим о деревянных корпусах как самых распространенных. Дерево легко обрабатывается, хорошо сохраняет заданную форму — этим, пожалуй, и объясняется его популярность у судомоделистов.
Прежде чем браться за работу, вы должны хорошенько изучить породы и строение древесины, ее физические свойства...
Внутренний облик загородного жилища — будь то садовый домик, дача или сельский дом — в большой степени зависит от мебели, которой его обставляют. Чаще всего для этой цели мы пользуемся мебелью, предназначенной для городских квартир. Однако, обставляя дом таким образом, мы лишаем его колорита загородного жилища. Нередко бывает и так, что в новый, пахнущий стружкой дом начинают свозить старую разномастную мебель, превращая его в склад рухляди. Такая бережливость, а скорее просто недопонимание, сводит на нет все усилия, затраченные на подбор проекта, добротное строительство и тщательную внутреннюю отделку.
Здесь, вероятно, последует возражение, что в магазинах нечасто встретишь мебель для дачи. Действительно, это так. Редко теперь увидишь в продаже плетеную мебель, которой прежде было достаточно, да и любую другую, простую, крепкую, недорогую, предназначенную именно для загородного дома...
Способов отделки деревянных изделий много: крашение, протравливание, обжиг и другие.
Традиционные красители: отвар луковой шелухи, крепко заваренный чай, танин (для полоскания горла) и всем известная морилка. Есть тут и свои секреты. Например, если перед обработкой дерева отваром луковой шелухи смочить его раствором алюмокалиевых квасцов, можно получить красивый оливковый цвет. Разумеется, применяют и специальные кислотные красители.
Протравы — это хорошо растворимые в воде химикаты, вступающие в реакцию с дубильными веществами самой древесины. Приготавливают протравы в стеклянной или эмалированной посуде. Вода должна быть мягкой или хорошо прокипяченной...
Станок представляет собой своеобразный большой электромеханический лобзик в напольном исполнении. Он состоит из трех основных узлов: стойки со столом и защитным кожухом, приводного и пильного механизмов. Все они могут быть подобраны из узлов списанной старой техники аналогичного устройства (например, рантовой швейной машины, применяемой в обувных мастерских), или изготовлены в соответствии с приведенными здесь схемами. При этом могут измениться габариты устройства в зависимости от конкретных нужд. Важно лишь, чтобы сохранилась кинематическая схема.
Основа станка — трубчатая стойка. Она объединяет практически все группы деталей механизма воедино. Внизу к ней приварены три разнесенные примерно под 120° ножки из профиля коробчатого сечения — подойдут и уголки из стали или обрезки водопроводных труб. Чтобы увеличить площадь опоры и снизить травмирующее воздействие работающего станка на пол, ножки оборудованы квадратными площадками — подпятниками...
Бондарь — профессия редкая. Изделия из стекла, металла, синтетики окончательно вытеснили из наших домов лохань, ушат, квашню. Но бочка и кадушка и поныне незаменимы. С чем может сравниться, например, огурец или помидор, засоленные в дубовой кадке. А в липовом бочонке прекрасно хранится мед, яблочный сок, в нем можно приготовить квас. Наконец, дубовая кадка с лимонным или лавровым деревцем и сегодня не испортит интерьер даже городской квартиры. Вот только не найти эти нехитрые изделия ни в магазине, ни на рынке. Но можно сделать самому, и хотя задача эта не из простых, справиться с ней мастеру-любителю вполне по силам.
Клепки
Прежде всего нужно выбрать древесину. Для хранения меда дуб и сосна непригодны — в дубовом бочонке мед темнеет, а в сосновом пахнет смолой. Тут нужны липа, осина, чинар. Сойдут и тополь, ветла, ольха. А вот для засолки, квашения или мочения лучше дуба ничего нет — такая бочка послужит не одно десятилетие...
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
Выжиганием украшали бытовые вещи: вальки, рубели, швейки, донца, украшали архитектурные детали жилых помещений. Бывая в музеях или на выставках декоративно-прикладного искусства, любуясь произведениями народного творчества, нельзя не обратить внимание на то, что люди, которые их создавали и ими пользовались, ощущали во всем меру прекрасного. В своем творчестве заботу о целесообразности форм предмета они сочетали с его привлекательностью, оставив нам в наследство замечательные своей самобытной красотой предметы народного искусства...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи