Да, это действительно так. А для индонезийца батик такая же обычная вещь, как для нас платье или костюм. Ведь батик – традиционная одежда жителей Явы, Бали и других островов Индонезии. Причем носят ее и мужчины, и женщины, драпируя кусок материи наподобие юбки от талии до лодыжек. Если ткань не сшита, одежда называется «каин-батик», если полотно сшито с одного бока, напоминая прямую юбку, это «саронг».
Само слово «батик» – яванского происхождения, в переводе значит «рисование горячим воском». Не правда ли, образно и точно, ведь речь идет об оригинальном способе украшения тканей путем нанесения узоров растопленным воском с последующей окраской тех участков полотна, которые остались незакрытыми.
Каждый батик имеет свое название. Уникальный старинный батик украшен орнаментом, в котором нашли отражение древнейшие представления яванцев о мире. На фрагменте изображен мифический «Корабль Мертвых», что перевозит души в страну вечного цветения...
Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. П. Бажов
Кто же поспорит с тем, что малахит красив, даже очень и очень очень красив! А почему он так называется, знаете? Сторонники разных версий сходятся на том, что происхождение названия имеет греческие корни. Но одни считают, что надо рассматривать слово «малахе», т.е. мальва, из-за сходства окраски с ее листьями. Другие полагают, что вернее обратиться к «малакос», означающему «мягкий». Но малахит называли когда-то и по-другому – муррин. Современное наименование предложил в XVIII веке швед Валлерий, но в России еще несколько десятилетий употребляли чуть иное: «малахид» или «малакид».
Стоит отметить, что он действительно признается специалистами достаточно мягким минералом. Но окраску имеет неоднородную и допускает тона как самые темные, так и светлые. Передо мной сейчас лежит небольшой ярко-зеленый кусочек малахита, и в зависимости того, светит ли солнце или прячется за тучку, цвет его удивительным образом меняется...
Первые нательные, и не только нательные, украшения появились очень давно, ещё в первобытные времена. Всевозможные ракушки, камешки, осколки, зубы, кости нанизывались на стебли трав и волосы, по сути, являясь первыми ювелирными украшениями, но в первую очередь, конечно, амулетами. Хотя нередко подобная «бижутерия» носила исключительно эстетический характер.
Что касается искусственных материалов, а именно стекла, то его научились делать ещё около 6 000 лет назад на территории современных Ближнего Востока и Северной Африки. В частности, на право называться родиной стекла в равной степени могут претендовать Египет, Ливан, Сирия и Турция.
По одной из версий, самые первые стеклянные слитки образовались после попадания в огонь спрессованных блоков природной соды.
Хотя стекло и первое подобие стеклянных бусин начали делать примерно в одно и то же время, самые древние бусины, возрастом 4 000 лет, археологи нашли при раскопках Фив...
Техника и узоры вышивки на Руси передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно и тысячелетия. Вышивать обычно учились с семи-восьми лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери.
Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли. Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.
Фактура у холста сетчатая, она позволяла вышивать узор без канвы, по счету нитей. Один из древних швов – двусторонний, при котором узор получается одинаковый как на лице, так и на изнанке. Нитки чаще всего брали льняные, окрашенные в красный цвет. Красные узоры, выполненные двусторонним швов на белом холсте – самые древние в технике вышивки.
К началу ХIХ века расцветка становилась все разнообразнее и ярче. Мастерицы использовали и шелка, и золотую нить, и разноцветную шерсть – гарус. А вместо холста все чаще брали ярко-красный фабричный кумач, особо любимый русским народом...
Продолжим начатую тему «Вуду по-доброму, по-славянски? Текстильные народные обрядово-обережные куклы».
Классифицировать кукол можно по технологиям изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и т. д.). Можно по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих). Но, на мой взгляд, лучше пользоваться методом группировки по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе. Так гораздо романтичнее. Я бы даже сказала – сказочней.
Специалисты выделяют четыре основных функции: продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую. Кукол в каждой функциональной группе очень много, так что рассмотрим только некоторых, самых интересных «представителей»...
Все технологии изготовления обрядово-обережных народных кукол просты и не требуют особенных усилий. Но, наверное, нет ничего проще, чем сделать куколку-Кувадку. Попробуем?
Вам потребуются две полоски ткани и нитки. Материал должен быть обязательно натуральным (хлопок или лен). Непременное условие – не используйте новую ткань. Возьмите лоскутки старой одежды (или бывшего в употреблении постельного белья). Кроме того, это должен быть «счастливый» текстиль, т. е. тот, который вы не носили во времена невзгод, грустных периодов жизни, стрессовых или конфликтных ситуаций.
Традиционно, в процессе изготовления не используются колющие и режущие предметы (иголки с ножницами). Ткань и нитки придется рвать руками. Если по краю остается бахрома – ничего, не страшно. Так даже колоритнее, сразу видно – ручная работа. А если поискать утешительное объяснение у знатоков обережной символики, то можно наткнуться на интересную мысль: ровная структура тканевого плетенья отражает упорядоченность мира, а распущенная нитяная бахрома – вселенский хаос. Хорошо, когда в кукольном обереге присутствует и то, и другое, символизируя пограничность объекта...
Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую нитяную тряпичную фигурку – чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно…
Весной в Минске мне посчастливилось попасть на выставку славянских обрядово-обережных кукол и, заодно, на мастер-классы Зиминой Зинаиды Ивановны, преподавателя кафедры факультета культурологии белорусского Университета Культуры. Впечатления незабываемые. Но самое главное, поразил масштаб живого народного интереса к почти забытому ремеслу предков.
Хотя, ремеслом изготовление таких кукол назвать сложно. Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее...
Многие, возвращаясь домой с курортов, любят брать с собой камни с берега на память. При этом забывая, что такими сувенирами можно освежить интерьер, например, сделав вазу. Вот 6 этапов создания вазы из камней.
1. Зажмите основной камень в тиски вверх стороной, где вы собираетесь сверлить.
2. В процессе просверливания отверстия в камне налегайте своим весом на перфоратор. Отверстие просверливается строго прямо по вертикали (до конца – насквозь – или не до конца, в зависимости от того, какой камень – один из верхних или основу – вы просверливаете). Если вам нужно отверстие побольше, просверлите одну дырку, а затем еще одну рядом с первой. Продолжайте создавать отверстия по кругу, в конечном счете они сольются в одно большое.
3. Выньте камень из тисков. Возьмите мягкую кисть и сотрите все осколки, чтобы полностью очистить отверстие...
Заоваленная резьба выполняется так же, как и контурная,
в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки делаются более
глубокими, а грани заоваливаются. В большинстве случаев со стороны
рисунка грани заоваливаются круче, а со стороны фона — более полого. В
случае, если фон заоваливается так, что нигде не остается плоским,
резьбу называют заоваленной с подушечным
фоном.
Техника выполнения этих двух видов
резьбы практически одинакова. По сравнению с разными видами
плоскорельефной резьбы заоваленная резьба выразительней, но все же игры
светотени мало, поэтому чаще всего она применяется для украшения
небольших по размеру изделий.
Заоваленную
резьбу можно было бы и не выделять как отдельный вид резьбы по дереву,
так как она представляет собой резьбу выемок на плоскости, и лишь
благодаря различным приемам, например заоваливанию граней, чеканке фона
и другим, ее можно отнести еще и к рельефной
резьбе...
Часто возникает необходимость сделать надпись или рисунок на металлической панели создаваемого прибора. Существует много способов выполнения надписей или рисунков на металле: химическое травление, механическая гравировка и целый ряд других. Мы расскажем об одном из них - электроискровой гравировке.
Для этого способа потребуется источник переменного тока напряжением 18-20 В, желательно регулируемый, и держатель электрода — электроискровой карандаш.
В качестве источника тока можно применить трансформатор мощностью порядка 200 Вт. Один из выводов вторичной обмотки трансформатора при помощи зажима типа «крокодил» соединяют с заготовкой или деталью, на которую требуется нанести надпись...
Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля
документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного
подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.
У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману
рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных
станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.
Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое
хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие
темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и
рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".
И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".
Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок" и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи