Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. Но и позже, когда появились пилы, деревенские зодчие предпочитали изготавливать доски для кровли по старинке. И вот почему. Пила, перерезая древесные волокна, открывала доступ влаге внутрь доски, и от этого она быстрей загнивала. У колотой доски цельность волокон не нарушалась, а значит, и кровля из таких досок могла служить дольше.
Уже давно на смену кровельным доскам и щепе пришли жесть и шифер, а на смену светцу с березовой лучиной— электросветильники, но люди по-прежнему продолжают использовать чудесную способность древесины расщепляться вдоль волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки.
Настенные панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, нужно научиться превильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении (рис. 2а) и в радиальном (рис. 2б). Если полено раскалывать так, чтобы плоскость раскола проходила через сердцевину, то получатся баклуши, у которых поверхности скола будут радиальными. А если раскалывать в любом другом направлении, то поверхности скола будут всегда тангентальными. На любом куске дерева радиальный и тангентгльный сколы можно определить по рисунку годичных слоев. На первом годичные слои предстают в виде параллельных полос, а на втором — в виде характерных дугообразных волнистых линий.
1. Декоративное панно «Жар-птица». 2. Основные расколы дерева: а) тангентальный, 6) радиальный. 3. Заготовки, вытесанные из бревна: а) с тангентальным сколом, 6) с радиальным сколом.
Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке также должны иметь определенную направленность. Так, например, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани (рис. За). Если же годичные слои в бруске параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальным сколом.
Имейте в виду, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба учитывают бочары, когда заготавливают колотые клепки для бондарной посуды.
Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях. Поэтому она является основным материалом при производстве спичек.
Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.
Если поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится мягким теплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в золотисто-соломенные. Примерно такой же цвет приобретают лучинки тополя и липы. А лучинки более плотной древесины березы просвечиваются слабее — они окрашиваются в густой желто-охристый цвет. Особенно красива на просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра. Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарем самых разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного. Множество оттенков имеют лучинки из сосны. Почти малиновый цвет приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая делает древесину еще более выразительной.
Все эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой, липовую с еловой. Чередуя две темноокрашенные лучины с одной светлоокрашенной и наоборот, вы можете строить композицию на четком ритме цветовых пятен. Лучины из цветной древесины ольхи, дуба, яблони, груши и вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников их редко применяют.
Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов, которые плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких, например для абажуров,— корни ели, сосны и кедра.
Поскольку у абажура должна быть жесткая конструкция, лучины друг с другом желательно соединять еловым или сосновым корнем. Если корни заготовить не удалось, то вместо них используйте бечевки из луба или пеньки. Только в этом случае с внутренней стороны абажура для жесткости укрепите обручи из лучины или из ивового прута.
В лесу, где растут хвойные деревья, заготавливать корни можно в любое время года, кроме зимы. Корни нужно собирать около выворотней — деревьев, вывороченных с корнем бурей. Чаще всего от ветровалов страдают ели, поскольку у них корневая система расположена близко к поверхности. Не ищите тонких корней на вывороченном корневище — их там нет. При падении дерева они оторвались от корневища и остались в земле. Значит, искать их надо по краям лунки, оставшейся от вывороченного корня. Присмотритесь внимательно, и вы увидите торчащие из земли концы корней. Слегка потяните за такой конец, и он окажется у вас в руках. Длина отдельных еловых корней достигает нескольких метров, хотя толщина редко превышает толщину обыкновенного карандаша. Собранные корни промойте в воде и очистите от коры. Очищенные, они станут примерно в два раза тоньше. Смотайте их в небольшие клубки и можете хранить долгие годы. Засохшие корни теряют эластичность. Поэтому перед применением распарьте их в течение 5—10 мин в горячей воде. Корни станут гибкими. Слишком толстые корни расщепите на две-четыре части.
Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучичы, увлажните ее: положите в какую-нибудь посуду и залейте горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком набухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее (рис. 5в).
4. Расщепление заготовки на лучины. 5. а) способ связывания лучин, б) образцы ажурного рисунка, в) плетенка из простых лучин. 6. Приспособление для расщепления заготовки.
Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины (рис. 6).
Для декоративных панно и светильников лучины дополнительно украшают фигурными прорезями. Совершенно одинаковые очертания прорезей на отдельных лучинах достигаются благодаря прорезанию желобков на заготовке до ее расщепления. Готовые резные лучины в зависимости от назначения изделия переплетите бечевкой или корнем, сложенным пополам (рис. 5а). Прорезные узоры, которые можно составить из лучины, имеют множество вариантов. Некоторые из таких узоров вы видите на наших рисунках (рис. 5б).
Высокая пластичность, которой обладают тонкие лучины, дает возможность придавать им определенный изгиб, необходимый при создании изделий более сложной формы. Чтобы изготовить абажур, имеющий криволинейную боковую поверхность, образованную, из множества гнутых лучин, нужно из толстой доски вырезать два одинаковых шаблона (см. рис. 7). Одна сторона каждого шаблона должна точно повторять линию изгиба поверхности абажура. Шаблоны соедините рейками, как показано на рисунке. Длина реек должна быть несколько больше периметра самой широкой части абажура. Перед тем как вставить лучины в готовое приспособление, распарьте их в горячей воде в течение 5—10 мин. Приспособление вместе с лучинами поместите где-нибудь около теплой батареи или печи. Сохнуть они должны не менее суток.
Рис. 7. 1. Подвесной конический плафон. 2. Бра «Сова». 3. Фигурный абажур и приспособление для сгибания лучин. 4. Газетница и коробки.
Рисунки автора |