В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья — выворотни. Обычно выворотни встречаются на полянах или ближе к опушке — здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от шквальных ветров ели, у которых корни залегают неглубоко.
Приглядитесь — и по краям лунки, оставшейся от вывороченного корневища, вы увидите торчащие концы еловых корней. Иной раз достаточно слегка потянуть — и на поверхности окажется длинный и тонкий, похожий на веревку корень. Некоторые из еловых корней имеют с десяток метров длины. Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них — солоницы, крупеницы, корзины — называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения — спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень — основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем — оплеткой.
Корневушки, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.
К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они не очень плотные и не очень прочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, орехи, конфеты.
Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.
Поверхность третьего вида корневушек напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких корневушек уходит еще больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько высока, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели.
В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например с берестой.
Если вы решили освоить довольно простую, но требующую большого терпения технику плетения из корней, прежде всего запаситесь необходимыми материалами. При этом всегда помните, что нельзя выкапывать корни живого дерева. Заготавливать корни можно только на лесосеках, корчевках, вокруг пней и воротней.
Отправляясь в лес, захватите с собой небольшую лопатку, нож и крючок из толстой проволоки. Если не попадется выворотень, отыщите на лесосеке еловый пень и, отступив от него на несколько метров, выкопайте небольшую канавку. В ней вы увидите сразу несколько скрещивающихся корней, проходящих на разных уровнях.
Подцепив крючком верхний, потяните его на себя. Если почва в лесу рыхлая, корень будет легко высвобождаться. Там, где ели росли на тяжелых глинистых почвах, корни легче извлекаются после небольшого дождя.
Когда корень полностью окажется на поверхности, обрежьте его и приступайте к извлечению следующего корня.
Не всегда верхний корень извлекается из почвы легко и быстро. На каком-то участке он может уйти вглубь, и, чтобы его извлечь, нужно перерезать другие корни. Лучше такой корень на время оставить и приступить к извлечению следующего.
Собранные корни отряхните от земли, затем свяжите пучком и промойте в реке или пруду.
Дома корни лучше сразу же очистить от коры. После этого они становятся намного тоньше.
Толстые корни расщепите на две, три или четыре части. Затем рассортируйте корни и, пока они не потеряли гибкость, смотайте в мотки. Хранить корни в сухом помещении можно сколько угодно.
Народные мастера никогда не рисовали эскизов своих изделий, а плели корневушки «как красота и мера скажут». Но такой подход в работе доступен только очень опытным мастерам, а начинающему нужно разработать форму и пропорции изделия.
Отобранные мотки корней опустите в горячую воду. Через несколько минут вымоченные и распаренные корни станут гибкими и эластичными. Выньте их из воды и заверните во влажную тряпку.
Прежде чем приступить к плетению, обратите внимание на одну закономерность. Каким бы толстым корень ни был у основания, постепенно диаметр его уменьшается к вершине, и на противоположном конце корень становится очень тонким. Это явление, характерное и для ствола, и для веток, называют сбежистостью. Ее нужно учитывать, особенно при плетении дна. Заплетать его нужно начинать с тонких концов.
Дно корневушки может быть овальным или круглым.
Заплетая овальное дно, согните кончик основы цельного круглого корешка, как показано на рисунке. От длины загнутого конца будут зависеть пропорции овального дна. Полученную петлю оплетите несколько раз, затем согните основу и обмотайте часть витка оплеткой. Просунуть оплетку между плотно прижатыми корнями почти невозможно без специального деревянного шила.
1. Плетение овального донышка. Буквы обозначают последовательность операций.
2. Плетение круглого донышка.
3. Плетение стенок корневушки и способ наращивания спирали.
4. Сплетение края корневушки.
5. Различные виды корневушек: а — редкого плетения; б — более плотного плетения; в — плотного плетения.
Перед каждым протаскиванием оплетки щель между двумя рядами основы нужно расширять шилом. Шило нужно вырезать из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита. Мягкую древесину применять не следует — соприкасаясь с влажной древесиной корней, кончик шила размочаливается и быстро приходит в негодность. Работая шилом, нужно постоянно держать его в правой руке.
Начало плетения дна — наиболее сложная часть работы, но как только будут сплетены пять-шесть витков спирали, работа пойдет более споро.
Через какое-то время корешок основы или оплетка кончатся, их нужно уметь нарастить новыми корешками.
Если раньше кончился корешок основы, срежьте ножом его конец под углом примерно 30 градусов к середине. Под тем же углом срежьте конец нового корня. Совместив срезы корней, прижмите их оплеткой и продолжайте плести дальше.
Если же кончится лента-оплетка, новую оплетку просуньте в щель между витками основы рядом с концом старой и продолжайте плетение в обычной последовательности.
Получив необходимый диаметр дна, начинайте выплетать стенки корневушки.
Если у сосуда форма строго цилиндрическая, то, постепенно оплетая один виток за другим, следите, чтобы витки были одинаковыми. Но если форма стенок сосуда более сложная, ее получают увеличением или уменьшением диаметра каждой последующей спирали.
Заканчивая плетение стенок, срежьте последний виток под острым углом, постепенно сведя конец корня на нет. Затем, не останавливаясь, оплетите плотными рядами край корневушки. Это завершающая стадия, и после нее сосуд можно считать готовым.
Если же к нему положена крышка, то ее плетите точно так же, как и сосуд, только не забывайте примерять ее к корневушке, чтобы вышла она не мала и не велика, а в самый раз.
Крышка коробочки. Ивовая лоза, еловый корень и прорезная береста
До сих пор речь шла о корневушках, но спиральное плетение связано не только с ними. В разных концах нашей страны народные умельцы применяют для спирального плетения самые различные материалы.
Много красивых изделий можно сплести из обычной соломы культурных и дикорастущих злаков.
Жгуты из соломы можно оплетать самыми различными материалами, имеющими хорошую гибкость и прочность: мочалом, ивовой корой, берестой, конопляными и льняными нитями.
Солома ржи и пшеницы имеет красивый латунный оттенок, а солома дикорастущих злаков — серебристый.
Дикорастущие злаки нужно заготавливать в разгар лета или осенью. На лугах, пастбищах и на опушках всегда можно встретить мятлик, луговик или щучку, трясунку, луговой лисохвост. Даже непрошеный гость наших полей и огородов — всем известный сорняк пырей — тоже пригоден для спирального плетения.
Срежьте растения, свяжите их в снопы и высушите под навесом.
Стебель любого злака разделен узлами. Участки стебля между ними называют междоузлиями. Для спирального плетения пригодны только самые длинные междоузлия, расположенные обычно ближе к вершине. Срезав ножницами узелки, залейте солому горячей водой и распаривайте в течение нескольких минут.
Как только она станет гибкой, выньте ее из воды и заверните во влажную тряпку.
Для спирального плетения применяют соломенный жгут. Для мелких изделий жгут берут тоньше, для крупных — толще, но в одном изделии жгут должен иметь постоянную толщину. Чтобы добиться этого, умельцы применяют трубки подходящего размера. Их можно изготовить из жести, но можно и вырезать из ветки бузины или из стебля трубчатых растений — дягиля и борщевика. Недостатком последних является то, что они боятся влаги и могут треснуть. Поэтому их необходимо выварить в льняном масле или натуральной олифе. Для прочности можно надеть на трубки небольшие обручи из проволоки.
Жестяную трубку нужно сделать слегка конической, а деревянную рассверлить на конус, чтобы одно отверстие было несколько больше другого.
Если соломенные жгуты вы решили оплетать льняными или конопляными нитями, нужно из твердой древесины бука, березы или груши вырезать специальный челнок. На челнок наматывается большой запас нитей, и это дает возможность оплетать соломенный жгут беспрерывно.
Техника спирального плетения из соломы довольно проста, но требует сноровки, которая вырабатывается только в процессе длительной и упорной работы.
Попробуйте для начала изготовить небольшой декоративный коврик, состоящий из сплетенных отдельно частей — кругов и квадратов.
Декоративный коврик из соломы и способ плетения детали коврика с помощью челнока
Пучок влажной соломы вложите в трубку. Жгут должен быть плотным, но свободно продвигаться в трубке. Затем загните конец жгута и, постепенно заворачивая, начинайте оплетать его по спирали нитью, заправленной в челнок.
Чтобы жгут в плетении был более плотным, постоянно слегка скручивайте его в одну сторону, а чтобы он был непрерывным, во время плетения с широкой части трубки подставляйте все новые пучки соломы.
Если вы достаточно хорошо освоили все приемы спирального плетения с различными материалами, то, используя эту интересную технику, сможете придумать и изготовить множество полезных и красивых вещей.
Рисунки автора |