Заглянем-ка в наш гараж. Посмотрим, что у нас припарковано на базе силового блока? Мокик, гусеничный мопед, снегоход, мотогрузовичок, аэробуер, автороллер, двухколесная легковушка, самоходное инвалидное кресло, циркульная пила, походная электростанция... Думаем, пришло время построить еще одно устройство, оценить которое может любой владелец садово-огородного участка. Как правило, в первые два-три года, обживая новое место, обходятся свечами и керосиновыми лампами. Тут-то и пригодится наша небольшая... электростанция. Приступим?
Электростанций без электрогенератора, как вы знаете, не существует. Поэтому прежде, чем браться за дело, выясним, какой генератор удастся раздобыть. Лучше всего подходит агрегат от грузовика. Один или два — в зависимости от того, какая мощность потребуется для хозяйства. Подойдут генераторы и от легковушек и даже от мотоколяски СЗД. У них, конечно, меньше силенок, но для освещения дома и подключения радиоприемника или телевизора вполне хватит.
Рассмотрим рисунок. Как видите, универсальный силовой агрегат шарнирно закреплен на подставке, согнутой из стальных труб с внешним диаметром 22 мм (можно воспользоваться водопроводными трубами). Согните вилку из стальной полосы толщиной 4...5 мм. Закрепите ее на корпусе подшипника с помощью стальной резьбовой шпильки и гаек. Сам шарнир представляет собой приваренный в верхней части подставки отрезок стальной трубы диаметром 30x2,5 мм, с запрессованными в него фторопластовыми, текстолитовыми или латунными втулками.
К нижней части подставки приварены две трубы-поперечины, на которые и монтируются генераторы. Валы их необходимо соединить с колесами силового агрегата. Как вы помните, та же задача стояла, когда мы разрабатывали привод для циркульной пилы. Тогда лучше всех подходила цепная передача. На этот раз мы воспользуемся фрикционной, которую составляют колеса силового агрегата и ролики, насаженные на оси генераторов. Их можно выточить из текстолита, дюралюминия или даже плотной древесины.
Закрепить генераторы на подставке удобнее всего штатными крепежными элементами. В соответствии с конструкцией сделайте переходные детали (кронштейны) и приварите к поперечинам рамы. Устанавливая электрогенераторы, постарайтесь поточнее выдержать уровень — чтобы усилия в каждой контактной паре колесо-ролик были равными.
Для обслуживания мини-электростанции потребуется пульт, оснащенный амперметром, вольтметром и рычагом управления дроссельной заслонкой карбюратора. Последний лучше всего взять от топливного корректора мотоцикла ИЖ, поскольку его можно фиксировать в любом промежуточном положении.
Регулировать положение дросселя придется достаточно часто. Ведь любое изменение внешней нагрузки требует соответствующих оборотов мотора. Ориентируясь на показания вольтметра, регулятором «газа» установите их в оптимальном режиме.
Учтите, двигатель нуждается в воздушном охлаждении. Хорошо, если во время работы дует легкий ветерок. Но лучше не надеяться на природу, а установить перед блоком цилиндра электровентилятор на базе стеклоочистителя любого автомобиля или мотоколяски.
Цифрами на рисунке обозначены:
1 — универсальный силовой агрегат; 2 — болты и гайки М8 крепления вилки; 3 — вилка подвески универсального силового агрегата (стальной лист толщиной 4 мм); 4 — ось подвески универсального силового агрегата (резьбовая шпилька с гайками М10); 5—6 — поперечины (стальные трубы диаметром 22x2,5 мм); 7 — опора (стальной диск толщиной 4 мм); 8 — штырь (стальной пруток диаметром 10 мм); 9 — втулка оси подвески (текстолит, фторопласт, латунь); 10 — корпус шарнира подвески (стальная труба диаметром 30x2,5 мм); 11 — рама электрогенератора (стальная труба диаметром 22x2,5 мм); 12 — генераторы (от двигателя грузового автомобиля); 13 — фрикционный ролик (дюралюминий, текстолит или древесина).
Рисунки автора |