Пятница, 21.01.2022, 09:14 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [503]
Дела строительные [458]
Дизайн, интерьер [728]
Домашнему мастеру [2109]
Женсовет: рукоделие+ [992]
Здоровье, Красота [607]
Игры, игрушки [334]
Мебель [274]
Моделирование [272]
На кухне + Рецепты [926]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [142]
Оптика [73]
Работы с деревом [455]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [235]
Свое хозяйство * [2013]
** Обустройство [443]
** Парники, Теплицы [52]
** Приспособления [242]
** Цветы, Флористика [260]
** Деревья, Кустарники [234]
** Овощи [161]
** Бахчевые [26]
** Бобовые [19]
** Зелень и Приправы [115]
** Грибы [24]
** Болезни и Вредители [132]
** Кладовая (Закрома) [233]
** Птицеводство [73]
** Животноводство [99]
** Пчеловодство [22]
** Водоём [24]
Сотовые телефоны [43]
Спорт, снаряды [279]
Статьи Владимира Мао [141]
Транспорт и около [406]
Туризм, рыбалка, охота [533]
Экономим [168]
Это интересно! [907]
Только кулинария [3755]
Утилизация в РФ [7]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [1]
GA





 Сборник
Главная » Статьи » Моделирование

Модель планера категории А-2 "АВ-1961"
Модель планера А-2 "АВ-1961"Эта модель — самая лучшая модель планера в мире из летавших в 1961 году. Модель "АВ-1961" построил и с большим успехом запускал в полет москвич Анатолий Аверьянов. Выполнена она по международным нормам для класса чемпионатных моделей планера "А-2". В июле 1961 года, участвуя во Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов в городе Риге, А. Аверьянов с моделью «АВ-1961» завоевал звание чемпиона СССР. Модель при этом показала время: 143+180+180+160+180=843 сек.

В сентябре 1961 года А. Аверьянов запускает «АВ-1961» в составе команды СССР на чемпионате мира по свободно летающим моделям в городе Лейткирхе в ФРГ. Из всех моделей 63 участников, представлявших 22 страны, описываемая здесь модель показала лучшие результаты. Продолжительность ее полетов была: 180+180+180+180+180+171=1071 сек.

Кроме А. Аверьянова, еще три участника в пяти турах показали суммарное время по 900 сек. В шестом, добавочном туре модель А. Аверьянова превысила продолжительность полета модели итальянца П. Соаве на 12 сек., и, таким образом, советский авиамоделист
впервые получил почетное звание чемпиона мира. В этой статье конструктор модели Анатолий Аверьянов рассказывает, как изготовить такую модель и как запускать ве в полет. Предоставляем ему слово.
 

Рис. 1
 
По конструкции и схеме моя модель аналогична модели чемпиона СССР 1960 года мастера спорта Юрия Соколова. На протяжении нескольких лет, участвуя в первенствах Союза и мира, модели Ю. Соколова неоднократно показывали хорошие результаты. Они
просты в изготовлении и устойчиво летают как в штилевую, так и в ветреную погоду. Поэтому я и взял за основу своей модели конструкцию моделей Ю. Соколова. Характерной особенностью модели «АВ-1961» является ее безаварийность и нечувствительность к условиям погоды. После Всесоюзных соревнований 1961 года я очень тщательно готовился под руководством моего друга и тренера Юрия Соколова к чемпионату мира. Модель «АВ-1961» совершила около ста полетов без аварий и поломок. Полеты проходили и в дождь, и в ветер, и в жару, и в холод. Перед чемпионатом мира в Западной Германии на тренировках, в условиях жары и высокогорья, средняя продолжительность полета модели с длиной леера 48 м составила 185 сек. Модель «АВ-1961» изготовляется с применением легкой древесины бальзы, широко используемой моделистами всех стран мира. Если нет бальзы, ее можно заменить сухой липой или тополем, только в этом случае толщину реек, пластинок и брусков надо уменьшать примерно в два раза.

Для постройки модели нужно предварительно заготовить следующие детали:

Сосновые рейки для крыла и стабилизатора:
2,5X6X1100 мм — 4 штуки
1.5Х7Х750 мм — 2 штуки
1.5ХЗХ700 мм — 4 штуки
2X3X700 мм — 1 штука
3X3X600 мм — 1 штука

Пластины из фанеры толщиной в 1 мм для нервюр крыла:
20X150 мм — 10 штук

Бальзовые пластинки (можно заменить сухой липой или тополем):
для нервюр крыла и стабилизатора:
1.4X20X150 мм — 52 штуки
1.5X15X105 мм — 18 штук

для передних кромок крыла и стабилизатора:
0,8X45X750 мм — 2 штуки
0,6X45X350 мм — 2 штуки
3X20X750 мм — 2 штуки
3X20X350 мм — 2 штуки
2X10X600 мм — 2 штуки
1X10X600 мм — 1 штука

для киля:
3X100X110 мм — 1 штука

Бальзовые брусочки (можно заменить сухой липой или тополем):

для законцовок крыла и стабилизатора:
10X15X 105 мм — 2 штуки
7X10X65 мм — 2 штуки

для хвостовой части фюзеляжа:
15X30X800 мм — 2 штуки

Брусочки из липы:

для передней части фюзеляжа и корневых нервюр:
15X30X500 мм — 2 штуки
6X20X150 мм — 2 штуки

Пластины из дюралюминия марки «Д-16-Т» для передней части фюзеляжа и корневых нервюр:
2X60X400 мм — 1 штука
5X20X 150 мм — 2 штуки

Стальная проволока ОВС диаметром 3 мм для крепления крыла длиной 200 мм — 2 штуки

Пластинки из целлулоида для нервюр крыла 0,8X20X 150 мм — 10 штук

Вся модель собирается на эмалите и казеиновом клее. Для склеивания дюралюминиевого гребня с липовой передней частью фюзеляжа применяется клей эпоксидная смола «ЭД-6» или клей «Б-3». Если этих клеев нет, то необходимо с обеих сторон дюралюминиевой
пластинки приклепать фанеру толщиной 1 мм, к которой передняя часть фюзеляжа может быть приклеена казеиновым клеем.

Начинать изготовление модели надо с вычерчивания чертежа крыла, фюзеляжа и стабилизатора в натуральную величину по приведенным здесь размерам.

Фюзеляж. Из дюралюминия «Д-16-Т» толщиной 2 мм надо вырезать «гребень» 1, для чего форму гребня с чертежа следует перенести на дюралюминий. Гребень тщательно шлифуется и полируется. Таким же способом изготовляются две силовые нервюры 2 из дюралюминия толщиной 5 мм по рабочим шаблонам профиля крыла. Контур профиля крыла приведен на рисунке 2.
 
Рис. 2
 
Его необходимо построить по этому рисунку на пластине дюралюминия 1,5 мм и вырезать по этому контуру шаблон. Силовые нервюры 2 наклепываются на гребень 1, как показано на рисунке 3.
 
Рис. 3
 
Далее в силовых нервюрах и гребне надо просверлить отверстия диаметром 3 мм для штырей 3 крепления крыла. Для того чтобы просверленные отверстия для штырей не разбалтывались, желательно выточить на токарном станке две бронзовые втулки, которые запрессовываются в отверстия для штырей.

Сам корпус фюзеляжа состоит из передней (рис. 1) 4 и задней 5 частей. Обе части фюзеляжа — долбленые. Передняя часть 4 изготовляется из двух липовых брусков 15X30X500 мм; задняя часть 5 — из двух бальзовых брусков 15X30X800 мм. Обе части фюзеляжа изготовляются одинаково: вначале каждая пара брусков склеивается на газетной бумаге. Когда клей высохнет, внешний контур обрабатывается так, как показано на чертеже. При этом применяются рашпиль, нож и осколок стекла. Когда часть фюзеляжа обработана одинаково с обеих сторон, половинки разнимают и выдалбливают полукруглой стамеской. Толщина стенок должна быть в передней части фюзеляжа 1—1,5 мм, а в задней — 2—3 мм.

Киль 6 вырезается из бальзовой пластины, и к нему на полотняных петлях укрепляется руль направления, связанный с натяжением леера через стартовый крючок 7. Крючок 7 должен быть укреплен к гребню 1 на проволочной оси вращения. Положение крючка при этом может меняться, как показано на рисунке. Изменение положения происходит от натяжения леера, кольцо которого надето на крючок 7. Когда леер натянут, крючок 7 занимает крайнее переднее положение; при этом проволока 8 оттягивает руль направления в нейтральное положение, и модель при запуске на леере летит прямо. Когда леер сброшен, пружинка оттягивает руль направления в крайнее отклоненное положение, и модель переходит на полет кругами.

Такой полет необходим, чтобы модель дольше держалась в восходящем потоке, если она в него попала.

Киль 6 и гребень 1 закрепляются на одной из половин фюзеляжа. Затем обе половины фюзеляжа склеиваются между собой и сжимаются натянутой резиновой лентой. Как производится соединение между собой передней и задней частей фюзеляжа, показано на рисунке 1, 10. Склеенный фюзеляж тщательно шлифуется наждачной бумагой, а затем обклеивается цветной папиросной бумагой и локрывается эмалитом. При выдалбливании передней части фюзеляжа необходимо предусмотреть камеру для загрузки (рис. 1) 11.

Загрузку засыпают через отверстие в фюзеляже перед передней кромкой крыла после того, как вся модель собрана. Отверстие это должно быть закрыто пробочкой из липы.

Стабилизатор. Для изготовления нервюр стабилизатора надо заготовить два шаблона из дюралюминия — для центральной и концевой нервюр. Затем складывают 9 бальзовых пластин толщиной 1,5 мм, сверху и снизу размещают шаблоны, и вся пачка с обеих сторон соединяется булавками. Полученную таким образом пачку надо обработать ножом и напильником так, чтобы все нервюры были подогнаны по линейке. Таким же способом изготовляют нервюры для противоположной стороны стабилизатора (рис. 4).
 
Рис. 4
 
В нервюрах стабилизатора, пока они еще не разъединены, надо сделать прорези для лонжерона 14 и передней кромки 15. Передняя кромка стабилизатора 15 образуется из двух бальзовых пластин, склеенных друг с другом своими передними частями под углом. В
этом месте обе пластины состругиваются на «ус» и склеиваются эмалитом. Такая кромка придает стабилизатору повышенную прочность и обеспечивает плавный контур носка профиля. После того как передняя кромка будет готова, необходимо вклеить в нее
нервюры на эмалите. Для этого следует кромку и нервюры укрепить на чертеже с помощью булавок. Затем, когда детали высохнут, к нервюрам приклеивают сосновый лонжерон 14. Его предварительно надо изогнуть в центре на соответствующий угол так, чтобы конец был выше середины на 36 мм. Изгибать его рекомендуется над огнем спиртовки. После этого к нервюрам приклеивается задняя кромка 16 и устанавливается в центральной части стабилизатора язычок-фиксатор 17 и бамбуковый штырек 18. Язычок 17 вырезан из целлулоида толщиной 1,5 мм. В промежутках между нервюрами, как это показано на рисунке, устанавливаются носки стабилизатора 34, соединяющие переднюю кромку с лонжероном. Носки 34, образующие только верхний контур нервюр, вырезаны из пластинок бальзы 1,5 мм и ставятся на место с припуском. После этого их надо подогнать под контур носовой части стабилизатора, применяя при этом лезвие бритвы и шкурку.

На концевые нервюры надо наклеить бальзовые брусочки 13 для законцовок, тщательно сглаженные шкуркой. Затем стабилизатор снимается с чертежа, где он был укреплен булавками. Все места соединения нервюр, носков, лонжеронов и кромок следует проклеить эмалитом. Стабилизатор надо зачистить тонкой наждачной шкуркой, обклеить папиросной бумагой и покрыть эмалитом.

Крыло. Крыло состоит из двух отъемных частей — консолей, которые крепятся к фюзеляжу при помощи штырей 3. Каждая консоль имеет прямую часть с постоянной шириной и сужающуюся часть. Если посмотреть на модель спереди, то, как это видно по рисунку, концевые части крыла приподняты относительно середины. Такая форма крыла необходима для обеспечения устойчивости модели в полете и называется «поперечное V («ве») крыла». Изготовление крыла надо начинать с нервюр. У обеих консолей крыла — 52 бальзовые нервюры (толщиной по 1,5 мм) и 10 усиленных нервюр 19. Усиленные нервюры склеены из фанеры и целлулоида и размещены в крайней части каждой консоли, где проходят штыри 3, идущие от фюзеляжа. В торцовой части каждой консоли располагается бортовая нервюра 20 из липы. Необходимо для нервюр крыла изготовить два шаблона из дюралюминия 1,5 мм: один — по размерам корневого контура и один — по размерам концевого контура (рис. 2, фиг. 22). Затем по шаблону корневого контура надо вырезать тонким лезвием ножа все нервюры прямой части крыла: из фанеры — 10 штук, из целлулоида — 10 штук и 38 штук — из бальзовых пластин. Можно также изготавливать нервюры и пачкой, как мы делали для стабилизатора. Но при этом надо заготовить два шаблона и укреплять их по обеим сторонам пачки. Когда нервюры соединены пачкой, в них делаются прорези для полок лонжеронов и усиливающей рейки согласно шаблону. Нервюры надо изготавливать пачками: бальзовые — отдельно, а фанерные — вместе с целлулоидными.

При изготовлении нервюр следует иметь в виду, что в верхней части целлулоидных, фанерных и 14 бальзовых нервюр должен быть выполнен вырез для усиливающей рейки 32. Этот вырез удобней всего делать, когда нервюры соединены в пачки. В бальзовых нервюрах его следует делать перед тем, как пачка разнимается, оставив при этом в пачке 14 нервюр из 38. Когда фанерные нервюры с целлулоидными точно подогнаны по шаблону, надо в их пачке просверлить отверстия диаметром 3 мм в местах, помеченных на рисунке. В эти отверстия будут проходить штыри 3 крепления крыла к фюзеляжу. Когда фанерные и целлулоидные нервюры изготовлены, их надо попарно склеить эмалитом. Такие фанерно-целлулоидные нервюры очень прочны. Нервюры концевой сужающейся части крыла надо изготавливать пачкой по шаблонам крайних нервюр (рис. 2, фиг. 21). Основную воздушную нагрузку, действующую на крыло в полете, воспринимают два лонжерона — передний 23 и задний 24. Каждая половина крыла — консоль — состоит из прямой части, имеющей постоянную ширину, и сужающейся части. Поперечное V придано только концевой, сужающейся части. Прямая часть называется «центропланом», а сужающиеся части принято называть «ушами». Центроплан и «уши» собираются отдельно. Начинать надо со сборки центроплана. Сборку производят на чертеже, укрепленном на ровной доске. Консоли собираются в той же последовательности, что и центроплан. Вначале на чертеже скрепляются булавками нижние полки передних лонжеронов 25, имеющих сечение 2,5X6 мм и длину 750 мм. На них надеваются нервюры, которые крепятся булавками к чертежу. Затем вклеивается верхняя полка переднего лон-жерона, имеющая те же размеры, что и нижняя полка. После этого следует вклеить полки заднего лонжерона, имеющие размеры 1,5X3X750 мм.

Когда собранная конструкция просохнет, вклеивают переднюю кромку 27. Лонжероны в промежутках между нервюрами проклеивают тонкими бальзовыми пластинками 28: передний лонжерон — с обеих сторон, а задний — только спереди. После этого между нервюрами устанавливаются раскосы 29, соединяющие переднюю кромку и передний лонжерон крыла. Они располагаются, как это видно из рисунка, косо, соединяя переднюю кромку с местом переднего лонжерона и нервюры. Места соединения раскосов, лонжерона и кромок проклеиваются эмалитом. Когда клей высохнет, надо взять бальзовую пластинку 30, подогнать ее к верхней носовой части центроплана и приклеить к нервюрам, носкам, лонжерону и передней кромке. При этом пластинку 30 надо закрепить булавками и
бельевыми зажимами. При сборке крыла все места крепления деталей надо тщательно смазывать эмалитом. Для этого удобно использовать медицинский шприц. Однако надо помнить, что после того, как окончена работа со шприцем, следует вместо эмалита
набрать в шприц ацетон и несколько раз таким образом его прополоскать, иначе иголка шприца засорится и он перестанет работать. После укрепления пластинки 30 надо приготовить заднюю кромку 31 из бальзы, заточив ее на треугольное сечение. В местах расположения нервюр следует сделать пропилы с помощью надфиля и приклеить кромку к нервюрам.

Теперь осталось вклеить по верху центроплана, как это показано на рисунке, усиливающую рейку 32. Эта рейка — сосновая, сечением 2X3 мм. Концы ее соединены с лонжеронами косыми раскосами 55, выполненными также из сосны.

После того как клей высохнет, полки лонжеронов и кромки обрезаются по длине согласно чертежу. Каждое «ухо» собирается по чертежу так же, как центроплан и стабилизатор.

Когда «уши» снимаются с доски, длина кромок и полок лонжеронов обрезается по чертежу с небольшим припуском. «Уши» надо соединить с центропланом при помощи целлулоидных угольников 35 и вставок 36. Необходимо, чтобы поперечное V на обеих консолях было одинаковым. Для этого следует проверять, одинаково ли превышение конца крыла над центропланом у левой и правой консолей.

Когда консоли собраны, их надо укрепить на ровном столе и дать им высохнуть. Обе половины крыла соединяются с фюзеляжем посредством двух штырей 5.

Крыло обтягивается плотной волокнистой папиросной бумагой. Вся обшивка покрывается тремя слоями жидкого эмалита. После каждого покрытия крыло закрепляется на ровном столе и выдерживается до тех пор, пока обшивка не просохнет и не натянется.

После окончательной отделки всей модели крылья и стабилизатор закрепляются на ровном столе и просушиваются в течение 5—б дней.

Перед окончательной сборкой модели надо проверить вес ее отдельных частей.

Вес обеих консолей крыла должен составлять 128 г, стабилизатора — 10 г, штырей крепления — 25 г, фюзеляжа с килем — 191 г.

После сборки модели следует подогнать необходимое расположение центра тяжести. Для этого в носок фюзеляжа загружают дробь до тех пор, пока центр тяжести модели не будет располагаться на 87 мм от носка центроплана. Проверку расположения центра тяжести надо делать, уравновешивая модель на двух пальцах. Вес дроби, необходимой для обеспечения центровки, должен быть около 60 г.

Таким образом, общий полетный вес модели составляет 414 г. Теперь можно приступить к регулировке. Регулировку модели нужно начинать в тихую погоду. Запускать ее следует сначала из рук. Если модель задирает нос кверху — «теряет скорость»,— угол установки стабилизатора надо увеличить; если модель быстро снижается, опуская нос,— угол стабилизатора надо уменьшить.

Изменение угла стабилизатора осуществляется изменением толщины подкладки под его задней кромкой. При уменьшении этой толщины угол стабилизатора уменьшается. При регулировке угол стабилизатора увеличивается, при увеличении толщины подкладки угол стабилизатора уменьшается. При регулировке угол стабилизатора надо выбирать тот, при котором модель совершает наиболее плавный и продолжительный полет при запуске из рук. После такой регулировки модель можно запускать с леера.

Вначале длину леера следует применять небольшую — 25—30 м, а затем переходить на запуск с леера длиной в 50 м. После того как окончательно отрегулируете модель, старайтесь чаще запускать ее в полет при разных условиях погоды: в ветер и в штиль, в жару и в холод. Это позволит вам хорошо узнать свою модель, ее положительные и отрицательные свойства. Только при таком условии конструктор может надеяться на достижение хороших результатов.

Мой совет всем авиамоделистам: больше тренируйтесь в запуске моделей в поле, в разное время года и суток.

А. Аверьянов, мастер спорта
Категория: Моделирование | Добавил: Mao (21.03.2012) | Автор: А. Аверьянов
Просмотров: 6296 | Теги: АВ-1961, Модель, планер, А-2 | Рейтинг: 4.5/6
Всего комментариев: 0

Комментарии
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
GA





Enter
Логин:
Пароль:
География "Умехи"
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи


    12.060