Теперь почти не осталось стран, не имеющих своего аэрофлота. Если от каждой страны взять хотя бы по самолету и поставить на один аэродром, то картина получится внушительная и пестрая. Узнать национальность каждого экспоната оказалось бы не так просто: значки, эмблемы, иероглифы, шрифты... Но если знать правила нанесения опознавательных знаков — а их не так уж много, — все упростится.
Об опознавательных знаках авиации нужно знать не только авиаторам и международным туристам, но и моделистам: ведь модель, поднявшаяся в воздух, живет жизнью и законами флота пятого океана. А правильное нанесение знаков — один из этих законов.
Опознавательные знаки военных самолетов выбираются каждым государством самостоятельно и не регламентируются никакими международными организациями и соглашениями.
Для крыльев и фюзеляжа используют знаки одинакового вида, а помещаемые на вертикальном оперении (на руле направления или киле) отличаются обычно формой и типом. На рисунке справа показаны знаки для крыльев и фюзеляжа, а слева — для руля направления или киля.
На крыльях знаки наносятся с обеих сторон. Исключение — Канада, где знаки только на верхней стороне крыла, а также Китайская Народная Республика и Чехословакия, где знаки рисуют только снизу. США, Южная Корея и Цейлон опознавательные знаки наносят на левом крыле только сверху, а на правом только снизу. Расстояние от центра знака до конца крыла обычно составляет 0,1—0,2 полуразмаха крыльев, а центр знака находится на средней линии крыла или несколько ближе к передней кромке.
На фюзеляже опознавательные знаки находятся с обоих бортов, в хвостовой части. Величина их составляет обычно 0,8—0,9 высоты фюзеляжа. На самолетах-бесхвостках или типа «Утка» для них отводится носовая часть фюзеляжа. А опознавательные знаки вертолетов наносятся по бокам фюзеляжа, а также снизу и сверху. Дирижабли и аэростаты имеют такое же размещение знаков на своем баллоне, как на фюзеляже вертолета. Фюзеляжные знаки обычно копируют государственный флаг.
Иногда самолеты армии и флота имеют различные опознавательные знаки или иное их размещение. Например, у самолетов морского флота Франции и Индонезии на основном знаке наносится изображение якоря (см. рисунок). У военных самолетов флота ФРГ в носовой части фюзеляжа имеется дополнительный знак — якорь черного цвета в белом круге.
Красный крест наносится на санитарных -аппаратах на крыльях или фюзеляже. Высота и ширина красного креста обычно равняется 3/4 диаметра круга. У белых самолетов красный крест — непосредственно на его поверхности, в остальных случаях — на фоне белого круга.
Дополнительными знаками являются надписи, буквенные и цифровые обозначения, а также особые значки и эмблемы ведомственной или внутри-войсковой принадлежности (армия, флот, полки, эскадрильи и т. п.). Например, на крыльях и фюзеляже самолетов армии США — надписи US-ARMY, а у самолетов флота — US-NAVY.
Знаки, приведенные в таблице, построены по принципу позывных сигналов радиостанций кораблей торгового флота. Они определены международными соглашениями 1919, 1930 и 1946 годов. Советский Союз, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика и Демократическая Республика Вьетнам не присоединились к этим соглашениям и имеют свою систему знаков.
Обычно опознавательный знак состоит из двух букв латинского алфавита нли цифры и буквы (см. Гана, Израиль и Цейлон), отделенных тире от буквенного или цифрового регистрационного номера аппарата. Это тире не ставится только в США.
Многие государства, имеющие буквенный регистрационный номер для самолетов и вертолетов, для планеров спортивного значения дают цифровой номер (см. таблицу).
Опознавательные знаки на крыльях наносятся сверху и снизу, чаще всего так, что одна половина его располагается на одном крыле, а другая — на другом. При этом знаки имеются еще на фюзеляже с обоих бортов, посредине между горизонтальным оперением и крылом.
Другой тип нанесения знаков — на одном полукрыле только снизу, а на другом — только сверху. К этому добавляют знаки на вертикальном оперении в нижней части киля.
Высота букв или цифр составляет 0,7—0,8 ширины крыла и 0,3—0,4 высоты фюзеляжа. Строка опознавательного знака располагается по средней линии крыла, шрифт букв и цифр — прямоугольный, отношение ширины к высоте — 2/3. а толщина линий равна 1/6 высоты (иногда 1/8).
|