С первыми погожими днями в парках, на пляжах, на лесных полянах, спортплощадках — везде, где до недавнего времени господствовал волейбольный мяч, появляется его серьезный конкурент — «порхающий» мяч (волан) бадминтонистов.
Бадминтон — увлекательная, темпераментная и красивая игра, в которой удачно сочетаются элементы и тенниса, и волейбола, и легкой атлетики.
Вместе с тем игра проста и доступна почти всем. Ее можно вести в напряженном, быстром и в легком, замедленном темпе, тем самым регулировать нагрузку сообразно своим возможностям.
Систематические занятия бадминтоном укрепляют мышцы брюшного пресса, спины, ног и рук, улучшают подвижность суставов, способствуют развитию правильного, глубокого дыхания. Игра развивает ловкость, выносливость, силу, вырабатывает быстроту реакции и ориентировки.
«Люблю играть в бадминтон. Это хорошая игра, которая дает основательную нагрузку»,— говорил заслуженный мастер спорта СССР летчик-космонавт Ю. А, Гагарин.
Многие спортсмены считают, что нагрузка в бадминтоне в три раза больше, чем в теннисе.
У нас в стране бадминтон стал быстро и широко распространяться после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Но игра эта не новая. Она пришла из Азии. Упоминание о ней встречается в средневековой японской и индийской литературе.
В конце позапрошлого столетия бадминтон появился в Англии, в местечке Бадминтон, куда он был завезен из Индии. Под этим названием игра широко распространилась в Англии, США, Канаде, Австралии и других странах мира. Знали об этой игре в Европе и еще раньше. Герцен в «Былом и думах» рассказывает об игре в волан — это тот же бадминтон.
Первые официальные правила игры появились в конце позапрошлого столетия: вскоре после этого по бадминтону стали проводиться и официальные соревнования.
Начиная с 1963 года Федерация бадминтона СССР ежегодно проводит первенство по этому виду спорта.
Бадминтоном увлеклись не только спортсмены, но и тысячи людей, которые никогда раньше не занимались спортом. Плохо только, что многие любители хотя и играют с не меньшим азартом, чем мастера ракетки, не совершенствуют технику своей игры: играют некрасиво, однообразно, держатся напряженно и скованно.
Освоив хотя бы элементарную технику бадминтона, вы убедитесь, что игра будет доставлять вам значительно большее удовольствие, станет эмоциональнее, интереснее, красивее. При желании вы сможете играть по спортивным правилам.
Основы техники бадминтона
Как держать ракетку
От того, как вы ее держите, зависит сила и точность удара. Правой рукой возьмитесь за ручку ракетки, как при рукопожатии, плоскость обода ракетки при этом должна быть расположена перпендикулярно к полу. Конец ручки не должен выступать из ладони. Не сжимайте сильно пальцы, держите ракетку свободно, как молоток при легких ударах по головке маленького гвоздика.
В ракетке условно различают две стороны: открытую и закрытую. Если вы держите ракетку в вытянутой руке перед собой, а плоскость обода расположена перпендикулярно к полу, то слева от вас будет открытая сторона ракетки, справа — закрытая.
Ракетку надо держать так
Основная стойка
Корпус чуть-чуть наклонен вперед. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, слегка согнутые в коленях. Ноги на ширине плеч, левая нога немного впереди правой. Ракетка направлена вперед — вверх, обод — перпендикулярно к полу. Рука согнута в локте. Двигаясь по площадке, надо стараться сохранять положение основной стойки. Это получится, если вы будете передвигаться приставными шагами (как боксер на ринге).
Основные удары
По траектории полета волана удары различают: укороченные (1), высоко-далекие (2), плоские (3) и атакующие (смеш; 4).
Красота, а вместе с тем и сложность бадминтона в тактически грамотном чередовании ударов как по направлению, так и по их силе.
Например, высоко-далекий удар применяется для того, чтобы заставить противника отойти назад, подальше от сетки, а затем самому сделать сильный атакующий удар — смеш или «обмануть» противника слабым укороченным ударом.
Подача - введение волана в игру
Встаньте в основную стойку. Левое плечо разверните вперед. Волан держите в левой вытянутой вперед руке. Правую руку отведите назад вниз в сторону, потом энергичное движение кисти руки, и ракетка бьет по волану, выпущенному из левой руки. Одновременно с ударом корпус поворачивается влево, и тяжесть тела передается на левую ногу. Ракетка движется по инерции вперед вверх. (Движения похожи на те, которые проделывает волейболист при нижней подаче мяча.)
При подаче:
1. Нельзя отрывать ногу от пола.
2. В момент удара ракетка не должна подниматься выше пояса игрока.
Удар справа
Это главный удар в бадминтоне. Его выполняют открытой стороной ракетки.
Удар справа
Из основной стойки разверните корпус вправо и немного отклоните его назад. Тяжесть тела на отставленной назад правой ноге. Рука с ракеткой чуть согнута в локте и отведена назад вверх. Ракетка должна встретить волан немного впереди корпуса. Когда волан приближается, рука с ракеткой делает хлесткий, свободный удар. Все время смотрите на подлетающий волан — это избавит от промахов.
Удар слева
Удар слева делают закрытой стороной ракетки.
Корпус поворачивается влево. Тяжесть тела переносится на левую ногу. Затем правая нога делает шаг вперед навстречу подлетающему волану. Одновременно ракетка отводится назад влево.
Удар слева
Вы смотрите на подлетающий волан и начинаете разворот корпуса в направлении удара. Руку с ракеткой выносите локтем вперед навстречу волану, распрямляете ее и хлестким движением бьете по мячу.
Удар над головой
Этот удар выполняется почти так же, как верхняя подача в волейболе.
Из основной стойки корпус разворачивается на пол-оборота вправо и отклоняется немного назад. Ноги слегка сгибаются , в коленях, вес тела переносится на отставленную назад правую ногу. Рука с ракеткой поднимается вверх и движется назад, за голову. Одновременно игрок прогибается в пояснице и поднимается на носки.
Удар над головой
Волан обязательно должен опускаться немного впереди игрока.
В момент удара рука прямая, вытянутая вверх. Тяжесть тела на левой ноге. После удара , вес тела с левой ноги переходит на правую.
Комбинированная площадка
На ней можно играть и вдвоем и вчетвером
Площадка для одиночной игры
Площадка для парной игры
Основные правила игры
1. Партия начинается подачей из любого места правого поля. Принимающий игрок тоже должен находиться на своем правом поле.
2. После подачи игроки могут занимать на своей площадке любое место, независимо от разграничительных линий.
3. В одиночной встрече подача производится попеременно из каждого поля: при четном количестве очков у подающего игрока — из правого поля, при нечетном — из левого.
4. Как в парных, так и в смешанных играх каждая сторона имеет 2 очереди подачи. Когда первый игрок теряет подачу, мяч подает его партнер (при четном количестве очков — из левого поля, а при нечетном — из правого). В начале партии сторона, начинающая игру, имеет одну подачу.
5. При выигрыше очка игроки подающей стороны меняются полями, а игроки принимающей стороны остаются на своих местах.
6. При подаче, в момент удара, ракетка не должна подниматься выше пояса.
7. Волан перебрасывают на сторону противника только одним ударом.
8. Во время игры партнеры одной стороны могут бить по мячу без какой бы то ни было очередности.
9. Правила перехода подачи и счет очков ведутся, как в волейболе.
Продолжительность встречи
Женские и детские встречи ведутся до 11 очков. При равном счете 9 : 9 или 10 : 10 принимающая сторона имеет право сделать выбор: вести игру до 11 очков или продолжать до 12.
Мужские парные и смешанные встречи ведутся до 15 очков. При счете 13 : 13 принимающей стороне предоставляется право выбора: вести игру до 18 или до 15 очков. При счете 14 : 14 игру можно продлить до 17 или закончить при 15 очках.
Основные ошибки, которые ведут к потере подачи или проигрышу очка
При подаче:
1. Волан не попал в поле подачи.
2. Подача, при которой рука с воланом была поднята выше пояса.
3. Волан попал в сетку.
(Если при подаче или во время игры волан коснулся, сетки, это не является ошибкой. Если подающий игрок промахнулся по волану, но не задел его, подача повторяется.)
В игре:
1. Игрок коснулся сетки ракеткой или корпусом.
2. Мяч коснулся корпуса игрока. |