Цветомузыка зародилась давно. Еще за 300 лет до нашей эры древнегреческий ученый Аристотель заметил, что «...цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно созвучиям и быть взаимно пропорциональными...». Так впервые была высказана мысль о возможности союза цвета и музыки.
На протяжении многих столетий люди разных профессий обращались к идее совмещения цвета и музыки. Об этом говорили К. Маркс и М. Ломоносов, поэт Гёте, композитор Скрябин, физиолог Бехтерев и многие другие.
Появлялись любопытные таблицы, связывающие с тем или иным цветом музыкальные звуки. Вот одна из них: красный (кармин) — до, красный (киноварь) — до диез, оранжевый — ре, желто-оранжевый — ре диез, желтый — ми, зеленый — фа, голубовато-зеленый — фа диез, голубой — соль, синий — сопь диез, фиолетовый — ля, коричневый — ля диез, черный — си.
В другой таблице с цветом связывалось настроение: нежно-голубой — жалость, желто-серый — покорность, яблочно-зеленый — радость, цвет кофе с молоком - сытость, темно-розовый — удовольствие, цвет табачного дыма - сон, оранжевый — размышление, шоколадный — тоска, светло-голубой — свидание.
Конечно, во многом подобные взгляды на цветомузыку были ошибочны и сейчас представляются нам несколько наивными, но одно несомненно — мелькающая перед глазами определенная гамма света различной интенсивности окраски может вызвать те же чувства, что и прослушивание музыкального произведения. Иначе говоря, воздействие музыки на организм человека можно заменить воздействием света. Ясно и то, что ощущения звука и света физиологически дополняют друг друга. Если световую установку включить в добавление к музыке, восприятие музыкального произведения изменится. Оно усилится при совпадении воздействий на организм цвета и музыки. Но музыка будет глушиться, если яркость, окраска, контрастность света будут не в «фазе» (то есть не будут совпадать по времени) со строем музыкального произведения. Необходима определенная связь музыки со светом. Использование этой связи открывает неограниченные возможности для искусства.
Сегодня цветомузыка широко входит в нашу жизнь. В столичном киноконцертном зале "Россия" периодически проходят цветомузыкальные концерты, пользующиеся большой популярностью у зрителей. В Ереване, Сочи и других городах действуют цветомузыкальные фонтаны, высота струй которых и окраска изменяются в такт с музыкальным сопровождением. Для «просмотра» музыкальных произведений в домашних условиях промышленность выпускает цветомузыкальный набор «Прометей-1». А многие радиолюбители самостоятельно разрабатывают различные цветомузыкальные приставки. Как правило, повторить ту или иную приставку несложно. В этом вы убедитесь, познакомившись с описанием предлагаемых конструкций.
Приставка на трех электролампочках
Собрать простейшую цветомузыкальную приставку еще не значит спаять лампочки между собой и подать на них звуковой сигнал. Даже к простым конструкциям предъявляются определенные требования.
Во-первых, для получения максимального количества цветовых оттенков должно быть не менее трех основных цветов. Обычно это красный, синий (голубой) и зеленый цвета. Причем красный цвет должен соответствовать нижним частотам звукового диапазона, зеленый — средним, синий — верхним.
Во-вторых, цвет каждой окраски должен равномерно освещать большую часть экрана, в идеальном случае — весь экран. Только тогда можно получить отличные результаты.
Это основные требования, которые нужно учитывать при самостоятельном конструировании цветомузыкальных приставок и установок. А теперь познакомимся с блок-схемой цветомузыкальной приставки (см. рис.).
Электрические сигналы звуковой частоты подаются на вход электронного усилителя. С выхода его сигналы поступают на электрические фильтры. Их столько, сколько каналов цветового воспроизведения. В нашем случае три канала, поэтому на схеме вы видите три фильтра. Каждый фильтр настроен на свою полосу частот. Так, через фильтр нижних частот проходят сигналы с частотой до 300 Гц, через фильтр средних частот — от 150 до 3000 Гц, через фильтр верхних частот — свыше 2000 Гц.
Прошедшие через фильтр сигналы зажигают лампочки (или гирлянды лампочек), которые освещают экран.
По таким блок-схемам собраны почти все простые цветомузыкальные приставки и установки. Различия между ними обычно бывают в применении усилителей различной сложности или чувствительности, в использовании тех или иных электрических фильтров, в способе управления яркостью свечения ламп.
А вот и принципиальная электрическая схема простейшей цвето-музыкальной приставки (см. рис.), собранной на трех лампочках от карманного фонаря. Она «анализирует» звуки только по частотным данным. Для этого в приставке стоят три фильтра, настроенные соответственно на низкие (L2), средние (С2, L1) и высокие (С1) частоты звукового диапазона. В цепи каждого фильтра включена электрическая лампочка, загорающаяся при прохождении через фильтр тока соответствующей частоты.
Каждая лампочка снабжена светофильтром: лампочка низких частот (Л3) имеет красный светофильтр, лампочка средних частот (Л2) — зеленый, лампочка высоких частот (Л1) — синий.
Как видите, всего три цвета используются в этой конструкции, но экран работающей приставки непрерывно озаряется множеством красок самых причудливых оттенков. Подобно художнику, получающему в смешении трех основных цветов большое разнообразие тонов, три источника цветного света, проектирующие на экран лучи переменной интенсивности, позволяют получать самые разнообразные каскады цветов — от ярко-красного до белого.
В нашей приставке нет усилителя, его роль выполняет усилитель радиоприемника или магнитофона, с которым будет работать приставка.
О деталях. Конденсаторы возьмите любого типа, кроме электролитических. Емкость конденсатора С1 должна быть 4 мкФ, С2 — 5 мкФ. Конденсатор С2 можно составить из двух конденсаторов (4 мкФ и 1 мкФ), соединенных параллельно.
Катушки индуктивности намотайте на металлических шпульках от швейной машины (например, «Тула», «Волга»). Их внутренний диаметр 6,5 мм, внешний 21 мм, ширина 8 мм. Катушку L1 намотайте на одной такой шпульке проводом ПЭЛ 0,23; она должна содержать 400 витков. Катушку L2 намотайте на двух шпульках, скрепленных железным или стальным болтом. На каждой шпульке разместите по 300 витков провода ПЭЛ 0,23.
Лампочки должны быть рассчитаны на напряжение 3,5 В при токе 0,2В А (лампочки от карманного фонаря). Выключатель В1 любого типа.
Приставку смонтируйте в небольшом футляре (см. рис. выше). На передней панели футляра вырежьте круглое отверстие и укрепите экран — матовый автомобильный плафон. На открывающейся задней крышке расположите подставку с лампочками, укрепленными под углом 120° друг относительно друга. Высоту подставки подберите такой, чтобы при закрытой крышке лампочки отстояли от экрана на расстоянии 5—8 мм.
Как видно из схемы приставки, она подключается параллельно вторичной обмотке выходного трансформатора усилителя радиоприемника или магнитофона, причем последовательно со звуковой катушкой громкоговорителя должен быть включен переменный резистор Rg сопротивлением 15—20 Ом, мощностью не менее 3 Вт (резистор типа ПП-3 или самодельный).
Настройка приставки сводится к подбору сопротивления резистора Rg. Его движок вначале поставьте в крайнее левое по схеме положение и настройте радиоприемник на станцию. Регулятором, громкости установите нормальную громкость передачи. Плавно перемещая движок резистора и одновременно поддерживая регулятором громкости постоянную громкость передачи, добейтесь, чтобы передача сопровождалась зажиганием лампочек.
Если яркость свечения той или иной лампочки недостаточна, замените ее лампочкой с меньшим напряжением накала (2,5 В или 1,5 В). Может случиться, что синяя лампочка (высокочастотная) будет загораться редко и только при самых высоких частотах, воспроизводимых усилителем. Тогда несколько увеличьте емкость конденсатора С1.
Цветомуэыкальный плафон
Так можно назвать следующую приставку, смонтированную в плафоне из склеенных друг с другом пластмассовых «зернышек». Приставка собрана на трех мощных транзисторах, которые включены в усилительные каскады (см. рис.).
Каждый каскад предназначен для усиления вполне определенной полосы частот. Так, каскад на транзисторе Т1 усиливает высшие частоты, каскад на Т2 — средние, а на Т3 — низшие. Разделение частот осуществляется простейшими фильтрами, составленными из конденсаторов и резисторов.
Нагрузкой каждого каскада служат две параллельно соединенные лампочки (6,3 В X 0,28 А). Причем каждая пара лампочек окрашена в строго определенный цвет: Л1 и Л2 — в голубой (синий), Л3 и Л4 — в зеленый, Л5 и Л6— в красный.
Размещение деталей под плафоном показано на странице рисунке.
Резисторы, конденсаторы, диод и транзисторы установлены на круглой изоляционной плате 4 из гетинакса, текстолита или оргстекла толщиной 2—2,5 мм. Постоянные резисторы и электролитические конденсаторы припаиваются непосредственно к выводам транзисторов и переменных резисторов.
В центре платы закрепляется гайками металлическая стойка 1 диаметром 4—5 мм. Причем на нижнем конце стойки должна быть нарезана резьба на длине 36—60 мм, а на верхнем — на длине 10—15 мм. Над платой к стойке крепится (тоже с помощью гаек) металлический держатель 2 (из жести от консервной банки) для электрических лампочек 3. Такой Держатель укрепляется и на верхнем конце стойки. Лампочки на держателях располагается в одинаковом порядке (5 — синяя, 6 — зеленая, 7—красная), но держатели поворачивают друг относительно друга так, чтобы получилось равномерное чередование цветов.
К плате приклепывают или привертывают на винтах декоративные ножки, изогнутые в верхней части. На эти изгибы ставится плафон (диаметр платы должен быть на 1,5—2 мм меньше внутреннего диаметра плафона). Проверив правильность монтажа и надежность пайки, подключите приставку к радиоприемнику, но громкость звучания приемника уменьшите до нуля. Замерьте постоянное напряжение на выводах конденсатора С6 приставки — оно должно быть не ниже 7,5В.
Обратите внимание на нити накала лампочек. Если лампочки какого-либо канала светятся, подберите точнее сопротивление соответствующего резистора в цепи базы — R2, R4 или R6 (в данном случае сопротивление нужно увеличить), чтобы не было свечения. Конечно, свечения не будет, если сразу поставить резисторы с большим сопротивлением. Но и чувствительность такой приставки будет низкой. Как же правильно установить оптимальный режим работы транзисторов?
Это проще сделать так. Вместо резистора R2 включить переменный резистор и перемещением движка добиться свечения лампочек первого канала. Затем движок резистора повернуть немного назад до прекращения свечения. Остается измерить получившееся сопротивление и впаять в приставку постоянный резистор с таким сопротивлением. Аналогично поступают и с другими каналами.
Затем установите номинальную громкость звучания приемника и максимальный подъем высоких частот. Вращением ручки переменного резистора R1 добейтесь свечения лампочек Л1 и Л2 (движки резисторов R5 и R7 должны находиться при этом в нижнем по схеме положении). Если свечения нет, включите последовательно с громкоговорителем приемника добавочный переменный резистор Rg сопротивлением 30—40 Ом, уменьшите им громкость звучания, а регулятором усиления приемника установите такой уровень сигнала, при котором лампочки начнут вспыхивать в такт с музыкой. Затем вращением ручек резисторов R5 и R7 установите свечение зеленых и красных лампочек.
По материалам журнала "Мастерок" |