Вы, конечно, не прибегали к помощи инструктора, чтобы научить своего малыша ходить! Прекрасно справлялись с этим сами. Ну, а сейчас, когда прошло еще пять или шесть лет, приходила вам в голову мысль, что ребенка так же обязательно надо научить плавать и что здесь вы тоже можете обойтись своими силами, без помощи инструктора!
Мы не настаиваем, что уметь плавать так же важно, как уметь ходить. Но если вы вспомните, что пять шестых земной поверхности покрыто водой, вам не покажется странным, с каким сожалением древние греки говорили о неучах: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Не оставляйте же и вы своих детей «неучами»!
Как начать занятия?
Прежде всего мы категорически предостерегаем вас от распространенного заблуждения: «Бросьте ребенка, как щенка, в воду, и он поплывет». Казалось бы, человек от природы должен свободно держаться на воде. Удельный вес его тела примерно равен удельному весу воды (при вдохе меньше и только при полном выдохе чуть-чуть больше). Но опыт показывает, что у большинства людей, которых «обучали» плавать такими варварскими методами, на всю жизнь остается страх перед водой. Они почти никогда не могут отделаться от торопливых, судорожных движений в воде, которые к ним пришли под влиянием дикого страха.
Итак, вашему сыну или дочке пять лет. Прежде всего приучите ребенка к воде.
Выберите для первых занятий неглубокое (50—70 см) место на реке, на озере, в море с чистой водой и ровным дном. Пусть ваш ребенок, лучше в компании со сверстниками, брызгается, плескается, шлепается на дно и снова встает, играет в воде в салочки, «ныряет», перекидывается с приятелями мячом. Но смотрите, чтобы он не озяб. Не дожидаясь появления «гусиной кожи», выведите его из воды, как бы он ни упрямился. Дело в том, что у маленьких детей не налажена терморегуляция, и они зябнут быстро даже в теплой воде. Но обычно после четырех-пяти занятий по плаванию организм ребенка приспосабливается к новой среде, и малыш без вреда для здоровья может купаться 30—40 минут. Теперь можно переходить к подготовительным упражнениям по плаванию. Полезно, если вы предварительно проделаете их сами, а потом покажете ребенку.
Первое упражнение — поплавок. Оно дается для того, чтобы человек убедился, что вода «сама держит».
Поставьте ребенка по грудь в воду. Пусть он сделает глубокий вдох, окунется с головой и, сжавшись в комок, обхватит руками колени. Через две-три секунды он всплывет и, если не будет делать никаких движений, останется некоторое время у поверхности воды, как поплавок.
Следующее упражнение — скольжение. Стать лицом к берегу по грудь в воде. Вытянуть руки вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду, оттолкнуться от дна и скользить к берегу у поверхности воды.
Третье упражнение. Предложите ребенку, став по грудь в воду, опустить в нее лицо и рассматривать под водой свою ладонь, пальцы. Надо приучить ребенка держать в воде глаза открытыми, как делают все настоящие пловцы.
И, наконец, несколько скучное, но необходимое упражнение — выдох в воду. Стать в воду примерно по грудь, наклонить корпус вперед так, чтобы вода оказалась у подбородка. Вдохнуть ртом и, медленно опуская лицо в воду, делать продолжительный выдох в воду через рот и нос. После выдоха — вдох у самой поверхности воды и снова выдох в воду и т. д.
Первые три упражнения очень простые. Большинство ребят уже на первом-втором занятии хорошо усваивают их. Поэтому в дальнейшем нет смысла к ним возвращаться. А вот с дыханием придется повозиться. Выдох в воду должен стать для ребенка привычным. И если сначала можно разрешить проделывать это упражнение с паузой: вдох — выдох — остановка, то потом надо делать его 2—3—10 раз подряд, а со второго-третьего урока — по нескольку минут подряд. Так усваивается правильное дыхание пловца.
Следите, чтобы ваш начинающий пловец дышал как можно спокойнее. Постарайтесь, чтобы он не вытирал лицо руками после каждого вдоха — выдоха. Капли воды на лице, как и открытые глаза под водой, — естественное состояние пловца. К этому быстро привыкают и перестают это замечать.
Как только выдох в воду перестанет, стеснять ребенка, приступайте к разучиванию собственно плавания.
Если вы бывали на соревнованиях, то знаете, что там плавают спортивными способами: кролем, брассом, дельфином, кролем на спине. Они все отличаются особой, не такой уж простой координацией движений. Обучать этому действительно должен тренер. А сами вы, не мудрствуя лукаво, научите своего ребенка пла вать способом, который в просторечии называют «по-собачьи», а в спортивной литературе именуют «кролем без выноса рук». Последовательные движения в этом способе плавания показаны на рисунке.
Сначала предложите ребенку выучить движения ног. Для этого дайте ему в руки тренировочную доску, камеру от футбольного мяча, надувную резиновую игрушку. Скажите ребенку, чтобы, вытянув руки вперед, он слегка сгибал колени и ударял по воде голенью и ступнями. Следите за тем, чтобы движения ног были мягкими, эластичными и напоминали движения хлыста сверху вниз.
Плавание с доской можно считать усвоенным, когда ребенок без особого труда будет проплывать 50—100 м (в зависимости от возраста).
После этого напомните ребенку о правильном дыхании пловца, то есть чтобы он опускал на выдохе голову в воду.
В гребке руками главное — тоже плавность и непрерывность движений. То правая, то левая рука должна поочередно нажимать на воду. Так создается надежная опора о воду, и ребенок, почувствовав эту надежность, поднимет голову и поплывет вперед. Но как только он начнет свободно проплывать 5—10 метров, снова напомните о том, что на выдохе надо опускать лицо в воду. А поднимать его ровно на столько, на сколько нужно, чтобы сделать вдох у самой воды. И еще лучше — поворачивать голову в сторону так, чтобы щекой чувствовать воду. Это создает лучшее равновесие, и ребенок с каждым разом будет проплывать все большее расстояние.
Когда вы добьетесь того, что ваш сын или дочь будут свободно проплывать 50—100 метров кролем без выноса рук, можете считать свой родительский долг выполненным — теперь вода действительно станет для вашего ребенка настоящим другом на всю жизнь.
И, наконец, общие указания. На каждом занятии нужно быть очень внимательным к вашему ученику и ненавязчиво, но все время подстраховывать его. Когда он поплывет уже без доски, первое время поддерживайте его под грудь ремнем, косынкой, подтяжками. Не делайте слишком много замечаний и указаний. Помните золотое правило педагогики: поменьше поучений, побольше повторений.
Доску для плавания можно сделать самому
Для ребенка годится доска размером 700х300х45 мм. Обстругайте ее как следует, передний конец закруглите. Чтобы доска меньше намокала и была глаже, окрасьте масляной краской, белой или голубой.
P.S. Как полагают специалисты-историки, выражение «Опускайся, кум, на дно, не трать сил понапрасну» пошло с Киевской Руси. Эту фразу произнес один из жителей древнего Киева, глядя, как его сосед пытается доплыть до берега стилем «саженки», только что им изобретенным. Остроумный киевлянин был введен в заблуждение сходством этого стиля с беспорядочными движениями обыкновенного утопающего.
Как видите, еще в древности была обнаружена неэстетичность «саженок». Развитие науки помогло выяснить еще один недостаток этого способа плавания — его крайне малый коэффициент полезного действия. Кпд «саженок» в 4 раза меньше кпд стиля «брасс» и в 19 раз меньше кпд стиля «кроль». |